Найти в Дзене
Юрий Пашолок

Немецкие моторные перспективы для советского танкостроения

Немецкие проектные и опытные двигатели, создававшиеся по заказу советской стороны в 1945-47 годах

Знакомство советской стороны с немецкой промышленностью проходило в несколько этапов. Первый из них происходил с середины 20-х годов и по 1933 годы. За это время советские инженеры почерпнули немало интересного для себя, а советские заводы получили множество немецких станков. Многие из которых, к слову, очень активно работали на победу в Великой Отечественной войне. Второй этап знакомства был в 1940-41 годах, на краткое время, когда сотрудничество временно возобновилось. Шло оно недолго, но советское танкостроение смогло почерпнуть немало полезной информации.

Мотор 12LD43, спроектированный с участием специалистов Argus для советской стороны.
Мотор 12LD43, спроектированный с участием специалистов Argus для советской стороны.

Менее известен третий, послевоенный этап сотрудничества. После окончания Великой Отечественной войны многие немецкие заводы (а также заводы из Австрии, которые работали на немцев) вывезли в Советский Союз, где их оборудование использовалось для усиления советских предприятий. Но одним только этим дело не ограничилось. В 1945-47 годах некоторые немецкие заводы и научные коллективы выполняли задания по советским заказам. Так вот, среди них были и двигатели, в том числе предназначенные для танков.

800-сильный оппозит воздушного охлаждения спроектировали для установки в танк.
800-сильный оппозит воздушного охлаждения спроектировали для установки в танк.

Для изучения немецкой промышленности и получения от нее соответствующих образцов 20 июля 1945 года была создана комиссия при НКТП (позже Министерство Транспортного Машиностроения). Соответствующее решение был принято приказом НКТП №333 от 20.07.1945. Дальнейшее расширение полномочий НКТП (помимо танкостроения, в ведение Минтрасмаша передали, например, строительство локомотивов, а также вагонов) напрямую повлияло и на работу комиссии. По этой причине железнодорожная тематика также оказалась в ее ведении, а там до танкового моторостроения не так и далеко. В 1946 году было создано Управление по изучению достижений науки и техники Германии, куда как раз вошла данная комиссия.

Мотор получился широким, но низким. Требования заказчика.
Мотор получился широким, но низким. Требования заказчика.

Центр управления располагался в Берлине, а также имел 3 лаборатории - в Вильдау, Герлице и Дрездене. Помимо 13 человек с советской стороны, в бюро числилось 150-180 немецких работников, не считая отдельных групп, которым выдавались тематические заказы. Непосредственно моторостроением занимались в двух местах - Дрездене и Хоэн-Нойендорфе (на севере от Берлина). В Дрездене основной тематикой стала разработка газовых турбин, а в Хоэн-Нойендорфе - моторостроение. И если в газовая турбина имела широкий спектр применения, специалисты Argus во главе Августином (Agrus) и Ротманом (бывший главный конструктор автомобильных дизельных моторов MAN) строили однозначно танковый двигатель. Более того, во время войны Argus и MAN разрабатывали H-образный 16-цилиндровый танковый мотор воздушного охлаждения.

А это для чего он был нужен. Данные требования составили для Т-64, первого танка с таким индексом.
А это для чего он был нужен. Данные требования составили для Т-64, первого танка с таким индексом.

Разработанный в 1947 году технический проект не был реализован в металле, но сам по себе мотор крайне интересный. Более того, создавался он не просто так: в 1946-47 годах началось проектирование 40-тонного танка, который именовался Т-64. Так вот, в качестве мотора у него предполагался оппозитный дизель мощностью 800 л.с., что соответствует разработке группы из Хоэн-Нойендорфа. Мотор получился очень низким - 12-цилиндровый оппозит объемом 43,43 литра имел высоту всего 630 мм. При массе 1180 кг он развивал мощность 825 л.с. при 2100 об/мин. Двигатель, имевший обозначение 12LD43, получился более компактным, чем SLa.16.

Устройство опытного газотурбинного двигателя G-03, который разработали в Дрездене для советской стороны.
Устройство опытного газотурбинного двигателя G-03, который разработали в Дрездене для советской стороны.

В чем-то мотор, разработанный группой немецких инженеров в Хоэн-Нойендорфе, напоминал двигатели, разработанные при участии Porsche K.G.. Особенно это касалось принудительного воздушного охлаждения. Впрочем, у Argus имелся богатый опыт проектирования авиационных моторов воздушного охлаждения. Стоит подчеркнуть тот факт, что 12LD43 не являлся "наследием" немецкой танкостроительной программы в прямом виде. Этот двигатель проектировался специально под советский заказ и для вполне определенной боевой машины. Пока что ее облик неизвестен, но в целом она должна быть похожа на САУ Объект 416.

Едва ли не единственный немецкий газотурбинный танковый мотор военного периода, на который есть фото.
Едва ли не единственный немецкий газотурбинный танковый мотор военного периода, на который есть фото.

Совсем иная ситуация была в случае с разработкой группы из Дрездена. Не секрет, что немцы в конце Второй мировой войны активно занимались газовыми турбинами. В том числе и для установки в танки, такие двигатели прорабатывались в 1944-45 годах и, по некоторым данным, даже устанавливались в опытном порядке. Правда, до наших дней дожили только схемы данных двигателей. Так вот, в 1945 году советской стороне достался завод Brückner, Kanis & Co, а также Пауль Канис, глава разработки данной фирмы по танковым газотурбинным моторам. После войны он стал главным инженером группы №3 (Дрезден), но в феврале 1947 года Канис, вместе с еще 15 инженерами, сбежал в английскую оккупационную зону.

Он же частично разобранный.
Он же частично разобранный.

Свято место пусто не бывает: новым руководителем группы №3 стал профессор Ган из Дрезденского высшего технического училища. Он довел до ума разработки группы Каниса, создав опытную газотурбинную силовую установку G-03. По сути это был тестовый образец, хотя особенности системы выпуска весьма напоминали немецкие танковые газотурбинные двигатели. G-03 развивал эффективную мощность 1200 лошадиных сил, при собственной массе 1200 кг. Учитывая опытный характер изделия, этого оказалось достаточно, чтобы доказать перспективы газотурбинного двигателя. Кроме того, не стоит забывать про локомотивостроение, которым занимался Минтрансмаш.

Собственно, для чего он был нужен. Тут же есть и требвоания на 800-сильный оппозитный мотор.
Собственно, для чего он был нужен. Тут же есть и требвоания на 800-сильный оппозитный мотор.

В дальнейшем G-03 отправился в Ленинград, на Кировский завод. Можно говорить о том, что советская программа газотурбинных танковых двигателей началась с немецкого образца. Более интересно другое. Для 100-тонного тяжелого танка Объект 718, который разрабатывался с 1946-47 гг, предполагался газотурбинный двигатель мощностью 2000 лошадиных сил. Есть серьёзные подозрения, что именно такой двигатель разрабатывала группа Каниса. Впрочем, по ряду причин внедрение газотурбинных двигателей на советские танки затянулось на несколько десятилетий. Те же проблемы, к слову, были и у других стран.

Список источников:

РГАЭ

Другие материалы по немецким танковым двигателям:

Ситуация с немецким бронетанковым моторостроением в 1925-41 гг

Ситуация с немецкими танковыми двигателями в 1941-45 годах

Популярно о ситуации с дизельными машинами в немецкой армии

История танковых двигателей Porsche Typ 100/Typ 101, которые выпускались фирмой Simmering-Graz-Pauker AG

Maybach HL 295, немецкий танковый мотор для перспективных французских танков

История танкового Х-образного дизельного мотора воздушного охлаждения Simmering-Graz-Pauker SLa 16, он же Porsche Typ 203