Найти в Дзене
Петр Власов

Модификации Boeing В-17 (04). Не бомбардировочные варианты «Крепости»

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ: Модификации тяжелого бомбардировщика Boeing В-17 (03). Конструкция B-17F и B-17G

Основным назначением «Летающей крепости» В-17 на войне было использование этого самолета в качестве тяжелого дальнего бомбардировщика. Однако роль В-17 не исчерпывалась одними только бомбежками вражеских объектов. «Крепости» в ходе войны, и особенно по ее окончании, использовали для выполнения более широкого круга задач. А приспосабливание под них этой машины порождало новые ее модификации, сегодня менее известные, чем версии бомбардировщика.

Воздушный крейсер YB-40

-2

Вариант XB-40/YB-40 был попыткой усилить оборонительную мощь соединений тяжелых бомбардировщиков над Европой введением специальных самолетов сопровождения с усиленным вооружением. Для этого один из серийных бомбардировщиков В-17F конвертировали в прототип воздушного крейсера ХВ-40, и после его испытаний выпустили серию еще из 22 крейсеров под обозначением YB-40.

О том, какая фирма выступила в этом вопросе «новатором», и кто именно строил воздушные крейсера, в книгах – сплошные разночтения. Одни утверждают, что это была идея фирмы «Боинг», другие – что «Локхид». И про постройку - в одних говорится, что ею занималась фирма «Дуглас», а в других, что «Локхид»… Но, как бы там ни было, модернизация стандартного B-17F заключалась в установке той самой «новаторской» носовой двухпулеметной «бороды» под местом бомбардира, монтаже дополнительной верхней двухпулеметной поворотной турели вместо стрелковой точки радиста (в одних книгах – это турель «Бендикс», в других «Мартин-250»), и заменой бортовых одиночных пулеметов «спарками» с гидроприводами наведения. С учетом «спарки» хвостовых пулеметов, и пулеметов у штурмана общее количество «стволов» на воздушном крейсере при сохранении той же численности экипажа достигло 16! Их боекомплект был увеличен почти втрое по сравнению со стандартным «F»: 11.275 патронов против 3.900 у B-17F.

-3

Кроме того, на YB-40 усилили бронезащиту. И хотя крейсер сохранил возможность принимать бомбовую нагрузку, он из-за возросшей массы даже не имея бомб не мог удержаться в одном строю с обычными бомбардировщиками, которые должен была охранять. Поэтому боевая карьера YB-40 оказалась очень короткой: направленные в мае 1943 г. в 92-ю BG 8-й Воздушной Армии, они уже к августу того же года как крайне неэффективные были выведены из боевого состава группы. Их заменили появившиеся к тому времени дальние истребители Р-38 «Лайтнинг» и Р-47 «Тандерболт», а затем – более «дальнобойный» Р-51 «Мустанг». Длительность полета этих самолетов была достаточной, чтобы организовать плотное истребительное прикрытие бомбардировщиков на всем маршруте.

Дальние разведчики F-9 (RB-17)

-4

«Летающая крепость» использовалась на войне не только в своей основной роли бомбардировщика, но и как дальний разведчик. Для этих целей поначалу переделали в фоторазведчики 16 B-17F, установив в их бомбоотсеках и кабинах радистов целые наборы плановых и перспективных фотокамер. Эти самолеты были обозначены как F-9; затем к ним добавились 25 F-9A и F-9B, так же переделанные из B-17F, но с другими комплектами фотоаппаратуры. Впоследствии армия получила еще 10 разведчиков F-9С (переделанных из B-17G); у них часть камер стояла в сильно измененной «бороде» под носом, из которой убрали пулеметы.

В 1948 г., в связи с изменениями в ВВС США классификации самолетов, эти фоторазведчики получили новое обозначение RB-17. Под таким наименованием авиаразведчики использовались в Корейской войне. Так, первый боевой вылет американской авиации в той войне выполнил именно RB-17G из 6204-го фоторазведывательного звена, 25 июня 1950 г. сфотографировавший часть территории Северной Кореи.

Радиоуправляемый беспилотный самолёт-снаряд BQ-7

-5

В 1944 г. был осуществлен проект «Кастор»: с 25 изношенных В-17Е и B-17F сняли вооружение, все ценное оборудование, начинили каждый самолет 20.000 фунтов (9.100 кг) взрывчатки и оснастили радиоуправлением. Взлетный вес машины при этом возрос почти на треть. Получившиеся самолеты-снаряды обозначили как BQ-7 «Ракета Афродиты». Взлет «беспилотника» производил летчик, который затем вместе с радиооператором покидал машину на парашюте. Для удобства прыжка кабина делалась открытой (оставался только ветровой козырек), а весь гаргрот до места радиста срезался. Далее радиоуправляемую «Крепость» вели с сопровождавшего ее до цели специального самолета наведения CQ-17, и радиосигналом направляли самолет-снаряд на намеченный к уничтожению объект. Всего было выполнено 17 боевых вылетов против пусковых позиций немецких самолетов-снарядов V-1. Но 12 августа 1944 на одном из таких самолетов погиб пилот Джозеф Кеннеди (старший брат будущего президента США): его машина неожиданно взорвалась сразу после взлета. А при следующем взлете в том же августе еще один BQ-7 вышел из-под контроля и упал на лес в восточной части Англии, мощным взрывом создав грандиозную воронку. Когда же вскоре третий BQ-7 опять вышел из-под контроля и «по собственной инициативе» описал круг над одним из английских городов, работы над проектом «Кастор» поспешно свернули…

Самолёты аварийно-спасательной службы В-17Н (SB-17/PB-1G)

-6

С 1945 г. около 180 B-17G переоборудовали в самолеты аварийно-спасательной службы В-17Н. На них демонтировали нижнюю шаровую турель, а вместо нее подвесили под фюзеляжем сбрасываемую спасательную лодку типа «Хиггинс А-1». Эта лодка длиной 9 м и весом 1,5 тонны была снабжена двумя моторами и полным парусным вооружением. Вместимость лодки – десять человек; запаса топлива для лодочных моторов хватало на плавание дальностью в 700 миль.

Самолеты В-17Н использовались в авиационных поисково-спасательных службах армейских ВВС, авиации ВМС и Береговой службы США (в ВМС самолет обозначался как РВ-1, а в Береговой службе как PB-1G). Первые экземпляры переоборудованных спасательных «Крепостей» были вооруженными, но после окончания войны с них и вновь переделываемых машин сняли вообще все вооружение, а под носом смонтировали поисковый радар. Демонтаж оружия облегчил самолет и увеличил дальность его полета. Спасательные «Крепости» удержались на вооружении до 1956 г., в то время как В-17 (и В-24) в бомбардировочной авиации США сразу же после окончания войны были вытеснены самолетами В-29. В 1948 г. в связи с изменением в ВВС США классификации самолетов В-17Н были переименованы в SB-17. Под этой маркировкой они участвовали в корейской войне; при этом на SB-17 опять восстановили оборонительное стрелковое вооружение (кроме передней «бороды», где уже стоял поисковый радар). В Корее ВВС США применяли SB-17 в составе 2-й и 3-й поисково-спасательных эскадрилий, базировавшихся на Японию; это были единственные американские поисково-спасательные самолеты на всем Дальнем Востоке. SB-17 использовались на войне до конца 1950 г., пока не был потерян 1 SB-17, а по другую сторону фронта не появились реактивные истребители МиГ-15…

Дольше всего спасательные «Крепости» в морском варианте РВ-1G продержались в Береговой охрана США – их эксплуатировали до октября 1959 г. А один PB-1G был превращен в самолет для картографической съемки - на нем на месте нижней турели поставили специальную 9-ти объективную камеру.

Самолет радиолокационного дозора PB-1W

-7

Авиация американского флота уже после войны получила на вооружение бывшую «Крепость» еще одной версии – 31 PB-1W в варианте самолета радиолокационного дозора. Это были B-17G, оснащенные мощными радиолокаторами AN/APS-20. Антенна РЛС обычно находилась в большом грибовидном обтекателе в носовой части, хотя в отдельных случаях она располагалась сверху фюзеляжа самолета, как у современных машин подобного назначения. Для увеличения дальности полёта на PB-1W были добавлены дополнительные внутренние топливные баки, и предусмотрены дополнительные топливные баки под крыльями.

Затем один PB-1W флотские мастерские в Джонсвилле переделали в летающий стенд для испытания турбореактивных двигателей (он именовался ХРВ-1), а другой приспособили носить под фюзеляжем модели новых самолетов, которые сбрасывали с высоты для изучения обтекания воздухом на больших скоростях при пикировании. Именно таким образом испытывали модель истребителя F8F «Биркэт»…

Другие «Крепости» для различных испытаний

-8

Еще во время второй мировой войны «Крепости» участвовали в многочисленных экспериментах с управляемыми бомбами GB-1, GB-4, GB-9. Бомбы GB-4 даже использовали для боевого применения: в 1944 г. их сбрасывали на Гавр (правда, неудачно). В 1947 г. с B-17G запускали самолеты-снаряды JB-2 «Лун» (копию немецких V-1). Каждая «Крепость» несла под консолями по два JB-2.

А часть снятых после войны с вооружения бомбардировщиков В-17 переоборудовали в дистанционно радиоуправляемые самолеты-мишени QB-17 (не путать с BQ-7 «Ракетой Афродиты»). QB-17 предназначались для контроля повреждений машины при помощи специально вмонтированной в самолет аппаратуры. Существовало два типа мишеней: QB-17L, оборудованный телевизионной системой (телекамера стояла в кабине бомбардира), и QB-17N - с обычным радиоуправлением. В сигарообразных контейнерах на концах крыльев у них находились кинокамеры, фиксировавшие повреждения машины при обстреле. Управлялись самолеты-мишени с самолета наведения DB-17P – такой же переоборудованной «Летающей крепости». QB-17 стал одним из самых ярко окрашенных самолетов ВВС: беспилотные летательные аппараты раскрашивали желтыми и черными полосами, чтобы они были максимально заметны.

-9

Впервые эти самолеты применили при испытании атомной бомбы на атолле Бикини в 1946 г. Военных интересовало воздействие поражающих факторов ядерного взрыва на самолет в полете. Затем в 50-х гг. их использовали для тренировки летчиков в воздушной стрельбе, а также для испытания поражающей способности зенитных ракет и ракет класса «воздух-воздух» (типа «Сайдуиндер»). Последний QB-17L сбили при испытаниях зенитной ракеты «Бомарк».

Существовал так же опытный самолет ХВ-38 – в одном экземпляре; это был фактически В-17Е, оборудованный для испытаний двигателей Аллисон жидкостного охлаждения. Этот вариант в серию не пошел. Кроме того, промышленностью выпускался учебно-тренировочный вариант ТВ-17, этой маркировкой обозначались учебные экземпляры всех основных модификаций бомбардировщика В-17.

Транспортные варианты «Летающей Крепости»

-10

Еще во время Второй мировой войны часть устаревших модификаций В-17 (в первую очередь версий В-17В/С/D) разоружили для использования этих самолетов в роли авиатранспортов – под маркировкой СВ-17. Правда, в качестве транспортного самолета В-17 оказался неудобен своим тесным узким фюзеляжем, в который мало что получалось втиснуть, и поэтому транспортный вариант не получил сколь-нибудь широкого применения. Гораздо успешнее различные модификации В-17 и во время, и после Второй мировой войны, применялись как транспортное средство высшего командного состава армии, и даже гражданских «V-персон». Существовали «штабные» вооруженные версии С-108 и безоружные VB-17G, на которых перемещались в пространстве люди уровня генерала Макартура или посла США. Эти машины были достаточно комфортабельны, и оборудовались под вкусы и требования своих высокопоставленных пассажиров. Например, С-108 любившего внешние эффекты генерала Макартура отличался встроенным трапом и дополнительными окнами с кокетливыми занавесочками; стволы его пулеметов в носовой и кормовой установках сверкали нанесенным на них по приказу генерала хромированием. А VB-17G посла США в Канаде имел дополнительное радиооборудование, обеспечивавшее послу постоянную связь с Вашингтоном. В фюзеляже «V-транспорта» VB-17G с удобным комфортабельным интерьером имелись оборудованное офисное помещение и спальные места. Эти самолеты были достаточно популярны как транспорт у разного рода бонз, и продержались на службе до второй половины 50-х гг.

Существовали и чисто пассажирские, гражданские варианты на основе элементов бомбардировщика В-17. Еще в 1938 г. с использованием узлов и агрегатов В-17 был построен пассажирский самолет Боинг-307 «Стратолайнер», фактически представлявший собой ту же «Крепость», но с новым герметизированным фюзеляжем большего диаметра. Серийно выпускавшиеся Боинг-307 с 1940 г. эксплуатировались на линиях «Пан Америкэн». С началом войны их реквизировали для военно-транспортной авиации, обозначив как С-75. А в 1944-м их вновь вернули на гражданскую работу, заодно конвертировав по окончании войны в пассажирские и часть бывших боевых бомбардировщиков В-17F и G. В гражданской авиации США они летали до 1951 г., а во Франции – до конца 60-х гг.

В-17 для специальных шпионских операций

-11

Использовались B-17 и для выполнения специальных миссий ЦРУ – через подставные компании «Гражданский воздушный транспорт», «Эйр Америка» и «Интермаунтин Авиасьон». Поначалу эти самолёты в основном использовались для заброски агентов с Тайваня в Китайскую Народную Республику (при выполнении этих шпионских операций китайцы сбили четыре B-17). В 1957 году один из базировавшихся на Тайване B-17 был переброшен на Филиппины для выполнения секретных заданий в Тибете. А последней войной, в которой участвовали В-17, стала вьетнамская. В первой половине 60-х гг. несколько выкрашенных в матово-черный цвет машин, несших на киле трехзначные обозначения американской гражданской авиации (которые в случае необходимости быстро заменялись другими наклейками), ЦРУ использовало для выброски своих агентов в Северном Вьетнаме. Любопытно, что для полетов вглубь Северного Вьетнама В-17 был выбран потому, что… вьетнамцы не считали «Крепость» американским самолетом!..

ПРОДОЛЖЕНИЕ: Модификации Boeing В-17 (05). В-17 ВВС США на войне

Список других статей по теме «Определитель модификаций самолетов – в помощь моделистам» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Список других статей канала по теме «Авиация 2-й мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.