ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ: Модификации Boeing В-17 (04). Не бомбардировочные варианты В-17
Первые серийные В-17В начали поступать в ВВС Армии США во второй половине 1939 г.; их распределили во 2-ю, 7-ю и 19-ю BG (бомбардировочные группы), поначалу базировавшиеся на США. Самолеты этой модификации привлекались для противолодочного патрулирования над Атлантикой; а 27 октября 1941 г. одна из машин 2-й BG сбросила бомбы на появившуюся в зоне ее патрулирования немецкую субмарину. Лодка повреждений не получила; однако этот случай считается первой со времен Первой мировой войны атакой американского самолета на немецкий корабль.
В-17 на Тихоокеанском театре
Так как «Флаинг Фортресс» рассматривался американским военно-политическим руководством как одно из главных средств сдерживания амбиций Японии на Тихом океане, то к моменту нападения японского авианосного соединения на Пёрл-Харбор (7 декабря 1941 г.) против японцев на западном побережье США, на Гавайях и Филиппинах базировались примерно 150 В-17 различных модификаций. Однако в первые недели войны они не смогли оказать противнику эффективного сопротивления, так как были буквально подавлены действиями японской авиации. Так, уже 7 декабря 1941 г. во время атаки на Пёрл-Харбор японские истребители прямо над местным аэродромом Хикэм Филд сбили два садившихся В-17С, не подозревавших, что началась война. А на следующий день из 35 самолетов В-17С/D дислоцированной на Филиппинах 19-й BG японской авиацией были уничтожены 18 бомбардировщиков. Уцелевшие машины совершили несколько вылетов против японских конвоев, приближавшихся к архипелагу, но вскоре были эвакуированы на Яву, а затем в Австралию.
В январе 1942 г. на Яву прибыли 6 В-17Е из 7-й BG. Совместно с 19-й группой, также пополненной новыми В-17Е, они действовали против японских кораблей и судов в водах Голландской Ост-Индии. Впоследствии с аэродромов в Австралии «Крепости» наносили удары по целям на Новой Гвинее. Самолеты 31-й и 431-й BS (бомбардировочных эскадрилий) приняли участие в сражении у Мидуэя: уже 3 июня 1942 г. 9 В-17Е совершили первый налет на японские корабли, сбросив бомбы с высоты 2.500-3.500 м (правда, ни одна из бомб в цель не попала).
В августе 1942 в состав Тихоокеанской 5-й AF (Воздушной Армии) прибыла вооруженная В-17Е 43-я BG. Совместно с 19-й группой она совершала систематические налеты на Рабаул, но в мае 1943 была перевооружена «Либерейторами». Довольно широко были представлены В-17 в 13-й AF, действовавшей в южной части Тихого океана - летом 1942 г. сюда были переброшены с Гавайев 5-я и 11-я BG; с баз на Новых Гебридах их «Летающие крепости» бомбили Гуадалканал. Попытки применять В-17 для атак на японские конвои оказались малоуспешными, поэтому в дальнейшем такие самолеты привлекались для ударов по неподвижным наземным целям и для патрулирования над морем. Но вскоре было решено вообще вывести В-17 с Тихоокеанского ТВД: большие дальности полетов над бескрайним Тихим океаном заставляли увеличивать запас топлива за счет уменьшения бомбовой нагрузки.
Поэтому с лета 1942 по весну 1943-го основную массу В-17 перебросили с Тихоокеанского театра в Европу, где расстояния позволяли бомбардировщикам загружать свои бомбоотсеки значительным количеством бомб. И уже после первых налетов на объекты в оккупированных немцами странах военное руководство США признало, что для высотных бомбардировок стационарных наземных объектов «Крепости» оказались очень подходящими: они буквально заваливали бомбами немецкие объекты как в оккупированной гитлеровцами Европе, так и в самой Германии.
Но некоторую часть В-17 все же оставили на Тихоокеанском театре военных действий. Большинство из этих самолетов переоборудовали в авиатранспорты, и в составе 54-го авиатранспортного крыла В-17 использовались для доставки грузов сухопутным войскам, находившимся в непосредственном контакте с противником - например, австралийским коммандос, действовавших вблизи японской крепости в Рабауле. B-17 продолжали использоваться на Тихом океане и в конце войны, но в основном в качестве поисково-спасательных самолетов. В последние годы войны эти B-17H сбрасывали спасательные шлюпки обнаруженным в океане экипажам сбитых или потерпевших крушение американских самолетов.
В-17 на Европейском театре
В июле 1942 г. первая часть В-17 (97-я бомбардировочная группа) прибыла в Англию – в состав 8-й Воздушной Армии США (8 AF). А 17 августа она совершила дебютный боевой вылет над оккупированной Европой: 12 В-17Е разбомбили депо станции Руан-Соттевиль во Франции. Два дня спустя был нанесен удар по аэродрому Аббевиль. Всего же до начала октября 1942 г. американские «Летающие крепости» совершили 13 дневных налетов на цели во Франции, Бельгии и Голландии, потеряв всего 2 самолета. Точность попаданий при этом была гораздо выше, чем у английских бомбардировщиков, действовавших ночью. Силы 8-й AF быстро возрастали - 9 октября 1942 г. в налете на Лилль участвовало уже 108 «Флаинг Фортресс» из четырех групп, включая и новые В-17F из 306-й BG (для самолетов этой модификации данный налет стал боевым дебютом). В ноябре 1942 г. две наиболее подготовленные группы В-17 8-й Воздушной Армии (97-я и 301-я) были отправлены в Северную Африку для поддержки высадившихся там войск союзников.
Поначалу потери В-17 в дневных налетах были незначительны - многочисленные пулеметные установки позволяли эффективно отражать атаки истребителей. Но 26 ноября 1942 г. при налете на базу подлодок в Сен-Назере немецкие истребители применили новую тактику: атаковали «Летающие крепости» в лоб, где им мог противостоять лишь 1 пулемет. В результате из 56 участвовавших в операции В-17 было сбито 4 самолета.
В январе 1943 г. началось англо-американское воздушное наступление на Третий Рейх. Ставилась задача обеспечить круглосуточные бомбовые удары по территории Германии; при этом британские бомбардировщики должны были действовать ночью, а американские - днем. Американские бомбардировщики осваивали новую тактику действий в т.н. «боевых коробках» - сомкнутых построениях из 18 бомбардировщиков, обеспечивающих надежное взаимное прикрытие огнем. Бомбометание при этом осуществлялось по сигналу лидера. А для затруднения пристрелки немецким зенитным орудиям эскадрильи эшелонировали по высоте.
27 января 1943 г. американские самолеты впервые бомбили территорию Германии - 53 В-17 сбросили бомбы на Вильгельмсхафен. В налете участвовали самолеты 92-й, 303-й, 305-й и 306-й групп - все модификации В-17F (более старых В-17Е к тому времени в строю уже не осталось). Из этой операции не вернулась только одна «Летающая крепость». Но постепенно сопротивление Люфтваффе нарастало, увеличивались и потери американцев. 17 апреля 1943 г. завод «Фокке-Вульф» в Бремене бомбили 115 В-17, из них 16 машин стали жертвами зениток и истребителей.
Рост потерь бомбардировщиков от огня немецких истребителей заставил американцев усовершенствовать свои боевые построения. С весны 1943 они стали применять строй «боевое крыло», представлявшее собой прежние «коробки», собранные в плотные группы из 54 самолётов. Такой строй позволял обеспечить взаимную обороноспособность, хотя плотное построение больших масс самолетов затрудняло маневр и бомбометание. Тем не менее, «боевое крыло» использовалось американцами вплоть до середины 1944 г., пока насыщение частей эскортными истребителями «Мустанг» с большим радиусом действия не обеспечило более эффективную защиту бомбардировщиков от вражеских атак.
В 1943-м же году, несмотря на увеличение потерь, размах воздушного наступления нарастал. 24-31 июля 1943 г. 8-я AF нанесла мощные удары по 16 промышленным центрам. 17 августа был организован первый челночный рейд: 376 бомбардировщиков нанесли удар по авиазаводу «Мессершмитт» в Регенсбурге и заводам подшипников в Швайнфурте, после чего «Крепости» не вернулись обратно в Англию, а пошли на алжирские аэродромы. Потери в этом рейде были невиданными – до 60 «Летающих крепостей». В Алжире уцелевшие В-17 заправились топливом, приняли новый боезапас, и вылетели в обратный рейд – теперь на Англию. На обратном пути из Алжира они отбомбились по авиазаводу в Бордо. Общие потери В-17 в ту неделю достигли 100 самолетов, но поставки промышленности и новые выпуски учебных центров компенсировали убыль и самолетов, и экипажей.
В конце августа 1943 г. 8-я AF насчитывала уже 19 авиагрупп - около 830 «Летающих крепостей». Это позволило 6 сентября направить на бомбежку Штутгарта сразу 600 В-17 (потери составили 45 самолетов). Для улучшения управления разросшейся структурой в 8-й Воздушной Армии организовали три бомбардировочные дивизии - 1-я и 3-я объединили группы В-17, а 2-я - В-24.
Осенью 1943 8-я AF значительно усилила число стратегических налетов на противника: 8 октября 1943 г. 399 бомбардировщиков нанесли удар по Бремену, 9-го - цели на территории Польши бомбили 378 машин, 10-го на Мюнстер вылетели 313 бомбардировщиков. Правда, 14 октября очередной налет на Швейнфурт привел к сокрушительным потерям: из 291 В-17 было сбито 60 машин, а ещё 17 поврежденных разбилось при посадках в Британии. После этого был введен временный запрет на операции бомбардировщиков вне радиуса действия собственных истребителей сопровождения.
Однако поставки бомбардировщиков В-17G с усиленным оборонительным вооружением и новых истребителей сопровождения Р-51 позволили уже в начале 1944 г. возобновить удары по целям в глубине немецкой территории. В этих налетах начала 1944 г. впервые участвовали В-17 серебристого цвета: в конце 1943 г. ВВС армии США отказались от камуфляжной окраски самолетов; поэтому с рубежа 1943-1944 гг. новые В-17 поступали в войска не крашенными – в натуральном цвете алюминия. Однако это не значит, что с машин, уже находившихся в подразделениях, стали сдирать краску – они оставались в своем прежнем камуфляже. Таким образом, в одном строю находились и камуфлированные, и серебристые самолеты.
11 января 1944 г. 663 В-17 и В-24 в сопровождении «Мустангов» совершили налет на авиазаводы Ошерслебена и Хальберштадта. 20-25 февраля в ходе операции «Аргумент» налетам подверглись крупнейшие предприятия германской авиапромышленности. В первом из них участвовали 417 «Летающих крепостей», не меньшее количество бомбардировщиков отправлялось на задания и в последующие дни. В общей сложности за время операции «Аргумент» было сброшено около 10 тысяч тонн бомб и выведено из строя около половины производственных мощностей германского авиапрома.
4 марта 1944 г. «Летающие крепости» впервые бомбили Берлин (полет из Англии до Берлина и обратно занимал восемь часов). В дальнейшем такие налеты повторялись неоднократно. Сопровождаемые вплоть до цели «Мустангами», бомбардировщики несли относительно небольшие потери. Так, например, из 669 В-17 и В-24, участвовавших в налете на столицу Германии 22 марта, было сбито лишь 12 машин; причем только 2 - истребителями противника, остальные стали жертвами зениток. Но в мае 1944 г. приоритеты временно поменялись - в преддверии высадки в Нормандии основное внимание 8-й FА было обращено на предприятия топливного комплекса и линии коммуникаций.
21 июня 1944 г. самолеты 3-й бомбардировочной дивизии участвовали в операции «Фрэнтик» - челночном рейде с посадкой на аэродромы в районе Полтавы (по договоренности с руководством СССР). Полтавы достигли 144 бомбардировщика, но в ночь на 22 июня советские аэродромы подверглись налету немецких Не.111 — в итоге, было уничтожено 47 В-17 и ещё 29 получили повреждения. Тем не менее, 6 августа челночный рейд через Полтаву повторился - на этот раз в нем участвовало 76 «Летающих крепостей» из 95-й и 390-й BG. Последний рейд в рамках операции «Фрэнтик» начался 11 сентября: 75 В-17 отбомбились по Хемницу и сели в Полтаве, а на обратном пути 13 сентября нанесли удар по сталеплавильному заводу в Венгрии, после чего приземлились в Италии.
В-17 на Средиземноморском театре
На Средиземноморском ТВД помимо 97-й и 301-й BG, прибывших в Северную Африку в ноябре 1942 г., действовали 2-я и 99-я Группы В-17. Эти самолеты наносили удары по целям в Тунисе, а после капитуляции итало-германских войск в Африке переключились на налеты на объекты в Италии.
В-17 сыграли важную роль в подготовке и обеспечении высадки союзников в Сицилии, а в октябре 1943 г. были перебазированы на аэродромы в Италии. Сведенные в 15-ю Воздушную Армию четырехмоторные бомбардировщики действовали по целям на территориях Балканских стран, Австрии, Германии. Постоянными целями были нефтепромыслы Плоешти в Румынии, авиазавод в Винер-Нойштадте, ряд других объектов. Весной 1944 г. в Италию перебазировали ещё две группы В-17. С июня 1944 г. «Летающие крепости» 15-й AF тоже участвовали в операции «Фрэнтик» - челночных налетах с посадкой на аэродромах в районе Полтавы. Помимо этого, В-17 совершили несколько массированных налетов на немецкие аэродромы на севере Италии, а в августе 1944 г. бомбили цели на юге Франции, подготавливая высадку там войск союзников.
Финал
В августе 1944 г. общее количество В-17, имеющихся в строю ВВС армии США, было максимальным за всю войну – 4.574 самолета. К сентябрю 1944 г. этими бомбардировщиками были вооружены 27 из 42 бомбардировочных групп 8-й Воздушной Армии, базировавшейся на Великобританию, и 6 из 21 группы 15-й Воздушной Армии, действовавшей из Италии. Несмотря на концентрацию В-17 в плотных построениях «боевых крыльев» и все усиливающегося числа истребителей сопровождения потери тяжелых бомбардировщиков и осенью 1944 г. продолжали оставаться довольно высокими – правда, теперь не от истребительных атак, а от мощного зенитного огня немцев. Однако к началу 1945 г. продвижение союзнических войск с запада, юга и востока к центру Германии все больше сокращало зоны немецкого сопротивления, уменьшая при этом и потери тяжелой бомбардировочной авиации, все реже подвергавшейся обстрелам с земли. Победа становилась очевидной и неизбежной; надобность в стратегических бомбардировках городов, один за другим занимаемых союзническими войсками, практически отпала. Фактически наступление стратегических бомбардировщиков можно было завершать. Но именно в этот период англо-американская стратегическая авиация продолжала наращивать налеты на Берлин, в которых раз за разом участвовало от 950 до 1.200 тяжелых бомбардировщиков, сбрасывавших на город в каждом налете от 2 до 3 тысяч тонн бомб. В результате от 1,5 млн. зданий Берлина к 20 апреля 1945 г. целыми остались менее одной тысячи; число погибших горожан по примерным подсчетам – около 50.000 человек…
Тогда же подвергся крупномасштабным бомбардировкам город Дрезден, до этого практически не переживавший бомбежек, и почти не имевший зенитной артиллерии. За несколько дней февраля 1945 г. американские В-17 вывалили на Дрезден 7.101 тонну бомб, разрушивших 78.000 жилых зданий (это половина домов города). Число погибших в этих бомбежках точно установить невозможно из-за большого числа находившихся в Дрездене беженцев; исследователи называют разные цифры: от 30 до 135 тыс. человек…
Была ли бомбардировка Дрездена военной необходимостью, до сих пор остается спорным вопросом. Одни исследователи говорят о важности Дрездена как транспортного центра; другие считают бомбардировку неоправданной из-за низкого военного значения Дрездена, а для блокирования его коммуникаций было достаточно разбомбить выходы из города, вместо того чтобы разрушать сам Дрезден. По мнению ряда историков, бомбардировка американцами Дрездена, к которому уже приближались советские войска, преследовала исключительно политические цели демонстрации военной мощи для устрашения советского руководства, к концу войны уже рассматривавшегося англо-американским командованием, как будущий противник…
В ходе налётов на Дрезден американская авиация безвозвратно потеряла всего 8 бомбардировщиков B-17 и 4 истребителя P-51; людские потери составили 56 человек погибшими или пропавшими без вести. На этой стратегической демонстрации своей силы авиация США и завершила воздушное наступление по уничтожению германских городов. Всего же за время войны на Европейском и Средиземноморском ТВД американские «Летающие крепости» выполнили 291.508 боевых вылетов, сбросив на цели 640.036 тонн бомб. При этом общие безвозвратные потери В-17 составили 4.668 самолетов.
ПРОДОЛЖЕНИЕ: Модификации Boeing В-17 (06). В-17 в других странах
Список других статей по теме «Определитель модификаций самолетов – в помощь моделистам» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ
Список других статей канала по теме «Авиация 2-й мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.