1960-е годы были важным периодом для итальянских производителей кузовов. С увеличением производства и продаж лёгких спортивных купе, а также мощных и дорогих гранд туреров они показали, на что способны в плане дизайна, инноваций и стиля. Эта эпоха до сих пор вызывает теплые чувства у автолюбителей и коллекционеров. А мы обратим взор на кузовное ателье Загато (Carrozzeria Zagato), которое сделало себе имя в 20-30-х годах прошлого столетия как изготовитель легких и прочных алюминиевых кузовов для специальных версий серийных моделей различных, в основном итальянских, автопроизводителей. Вся эта столетняя история не входит в формат статьи, рассмотрим только период 60-х – «золотая осень» итальянских кузовостроителей. Все концепты и индивидуальные заказы оставим в стороне и посмотрим, какие модели известных компаний вышли небольшими сериями из ворот миланской мастерской Zagato. Спорить о стилистике и дизайне той поры не моё дело (судите сами), но 100 пудов: все сохранившиеся экземпляры со значком «Z» имеют высокий ценник на аукционах и берут призы на ретро выставках и престижных конкурсах. Погнали:
OSCA 1600 GTZ (1960-1963)
Кто не знает, полное название звучит так: O.S.C.A. Fratelli Maserati SpA, что можно перевести как контора братьев Мазерати, которые после продажи бренда Maserati продолжили производство лёгких спортивных автомобилей и двигателей к ним. Как было принято в те годы, шасси и двигатель собственной конструкции накрывались кузовом от разных производителей, но модель OSCA 1600 выпускалась в основном как фастбэк купе от Zagato (98 единиц из 128 произведённых). Фирменный стиль угадывался по крыше «doppia bolla» (двойной пузырь) и обрубленной корме (хвост Камма).
Alfa Romeo Giulietta SZ ‘Codatronca’ (1960-1962)
В 1956-62 годах Загато производили гоночные варианты Giulietta SZ. Последние 30 автомобилей Sprint Zagato были оснащены кузовом «Coda Tronca»(короткий хвост) — обновлённой версией с удлинённым более лёгким и аэродинамичным кузовом. Понятие «гоночный» было тогда довольно условным, все такие автомобили вполне легальны на дорогах общего пользования и отличались более производительными моторами и некоторыми другими техническими особенностями.
Aston Martin DB4 GTZ (1960-1962)
В попытке сделать из Aston Martin DB4 гоночный автомобиль британцы обратились в Zagato. Кузов был выполнен в характерном аэродинамическом стиле с обтекаемой крышей, выступающими задними крыльями и плексигласовыми колпаками на фарах. Успеха на гоночных треках достичь не удалось, зато сотрудничество с Aston Martin положило начало выпуску ультра-дорогих эксклюзивных купе от Zagato.
Alfa Romeo Giulia TZ (1963-1967)
После замены на конвейере моделей Giulietta на Giulia, в Alfa Romeo решили разработать модель для кузовных гонок, продвигающих продажи марки в целом. Alfa Romeo Giulia TZ (Tubolare Zagato) - первый проект подразделения Autodelta, состоявшего из бывших инженеров Ферарри. Как следует из названия, шасси выполнено на трубчатой раме, с полностью независимой подвеской и дисковыми тормозами. Многие технические компоненты были взяты от серийного купе Giulia Sprint, как и 1,6-литровый двигатель, существенно доработанный для гонок (+50л.с.) Кузов был доверен Zagato, был собран полностью из алюминиевых панелей, вес машины составил всего 650 кг. Ближе к концу производства небольшое количество TZ было оснащено кузовом из стекловолокна вместо алюминиевого, чтобы ещё больше снизить вес. Дорожное исполнение отличалось некоторыми элементами виниловой обивки и ковриками.
Lancia Flavia Sport (1963-1967)
Самой эпатажной и наименее известной моделью Lancia Zagato была 1,8-литровая Flavia. Кузов-фастбэк был выполнен, как обычно, из алюминия, а его формы, особенно задние стёкла, заходящие на крышу, открывающийся вбок капот, выглядели довольно полемично и не вызывали восторг у покупателей. Особенно не вызвала восторг цена, которая была значительно выше, чем у заводского купе.
Lancia Flaminia Super Sport (1964–1968)
Совсем в другой лиге играла топовая Lancia Flaminia Coupe с мотором V6 объёмом 2,8 литра и специальная версия от ателье Zagato Lancia Flaminia Sport. Кузов был спроектирован как люксовое купе без экспериментов и причудливых форм, но имел узнаваемые плавные обводы, выпуклости на крыше и пластиковые колпаки на утопленных фарах в виде слезы. В 1964 году после рестайлинга добавились некоторые технические улучшения, мощность мотора увеличилась, а в название добавилась приставка Super.
Alfa Romeo 2600 SZ (1965–1967)
Модель Alfa Romeo 2600 стала последней Альфа-Ромео с рядным 6-цилиндровым двигателем и выпускалась в кузовах седан (2600 Berlina) кабрик (2600 Spider) и купе Sprint 2600 от Bertone, которое и стало самым массовым в производстве. Компания Zagato тоже внесла свои сто пять копеек, выпустив свой вариант купе-фастбэка в узнаваемом стиле. Кузов был стальным и был ориентирован не на спорт, а соответствовал классу гранд туризмо.
Lamborghini 3500 GTZ (1965)
Один итальянский сеньор Дж. Джерини, гонщик и, как водится, ценитель дорогих тачек увидел коммерческий потенциал автомобильного проекта Ф. Ламборгини в виде модели 350 GT. Он убедил его отправить парочку шасси в мастерскую Zagato, где их должны были оснастить новыми кузовами и интерьерами. Так и сделали. Кузов в форме фаст-бэк с панорамным остеклением и хвостом Kamm по мотивам Alfa Romeo TZ был выполнен по фирменной технологии из алюминия. Технически машина соответствовала серийной модели, но в серию так и не пошла.
Lancia Fulvia Sport (1965-1972)
Пожалуй, самой массовой моделью от Zagato стала Fulvia Sport. Кузов выглядел не так экзотично, как выпускавшийся параллельно Flavia Sport, имел стеклянную третью дверь, нормальную крышу и утопленные прямоугольные фары. Кузов первой серии был двухместным, изготавливался из алюминия, купе второй серии получило стальной кузов и дополнительный ряд сидений.
Во второй половине 60-х практически все европейские производители перешли на несущие сварные кузова и мастерские, занимавшиеся их изготовлением вручную, уже не могли существовать в прежнем виде. Но в плане промышленного дизайна, студия Zagato и в наши дни очень известная компания с большой историей и высшими компетенциями. 100%.
Про упомянутую Carrozeria Touring можно почитать здесь😊:
Все картинки взяты свободно в интернете,
Всем мира и добра!