Найти в Дзене
GROM I MOLNIYA

Классика 60-х: модели от Carrozzeria Zagato - редкие и не очень.

1960-е годы были важным периодом для итальянских производителей кузовов. С увеличением производства и продаж лёгких спортивных купе, а также мощных и дорогих гранд туреров они показали, на что способны в плане дизайна, инноваций и стиля. Эта эпоха до сих пор вызывает теплые чувства у автолюбителей и коллекционеров. А мы обратим взор на кузовное ателье Загато (Carrozzeria Zagato), которое сделало себе имя в 20-30-х годах прошлого столетия как изготовитель легких и прочных алюминиевых кузовов для специальных версий серийных моделей различных, в основном итальянских, автопроизводителей. Вся эта столетняя история не входит в формат статьи, рассмотрим только период 60-х – «золотая осень» итальянских кузовостроителей. Все концепты и индивидуальные заказы оставим в стороне и посмотрим, какие модели известных компаний вышли небольшими сериями из ворот миланской мастерской Zagato. Спорить о стилистике и дизайне той поры не моё дело (судите сами), но 100 пудов: все сохранившиеся экземпляры со значком «Z» имеют высокий ценник на аукционах и берут призы на ретро выставках и престижных конкурсах. Погнали:

OSCA 1600 GTZ (1960-1963)

До 1963 года было продано 128 ед. OSCA 1600 GT всех типов, после чего фирма была продана производителю мотоциклов MV Agusta.
До 1963 года было продано 128 ед. OSCA 1600 GT всех типов, после чего фирма была продана производителю мотоциклов MV Agusta.

Кто не знает, полное название звучит так: O.S.C.A. Fratelli Maserati SpA, что можно перевести как контора братьев Мазерати, которые после продажи бренда Maserati продолжили производство лёгких спортивных автомобилей и двигателей к ним. Как было принято в те годы, шасси и двигатель собственной конструкции накрывались кузовом от разных производителей, но модель OSCA 1600 выпускалась в основном как фастбэк купе от Zagato (98 единиц из 128 произведённых). Фирменный стиль угадывался по крыше «doppia bolla» (двойной пузырь) и обрубленной корме (хвост Камма).

Alfa Romeo Giulietta SZ ‘Codatronca’ (1960-1962)

Лёгкие алюминиевые панели Giulietta SZ ‘Codatronca’выбивались полностью вручную, что требовало высочайшей квалификации.
Лёгкие алюминиевые панели Giulietta SZ ‘Codatronca’выбивались полностью вручную, что требовало высочайшей квалификации.
Заводское купе Alfa Romeo Giulietta Sprint Veloce было недорогим автомобилем массового производства, выпускавшегося с 1955 года.
Заводское купе Alfa Romeo Giulietta Sprint Veloce было недорогим автомобилем массового производства, выпускавшегося с 1955 года.

В 1956-62 годах Загато производили гоночные варианты Giulietta SZ. Последние 30 автомобилей Sprint Zagato были оснащены кузовом «Coda Tronca»(короткий хвост) — обновлённой версией с удлинённым более лёгким и аэродинамичным кузовом. Понятие «гоночный» было тогда довольно условным, все такие автомобили вполне легальны на дорогах общего пользования и отличались более производительными моторами и некоторыми другими техническими особенностями.

Aston Martin DB4 GTZ (1960-1962)

Произведено всего 19 машин с кузовом от Zagato,
Произведено всего 19 машин с кузовом от Zagato,
Aston Martin DB4 дебютировал в 1958 г. Серийный кузов был разработан Carrozzeria Touring по собственной технологии Superleggera, производился в Милане до 1963 года.
Aston Martin DB4 дебютировал в 1958 г. Серийный кузов был разработан Carrozzeria Touring по собственной технологии Superleggera, производился в Милане до 1963 года.

В попытке сделать из Aston Martin DB4 гоночный автомобиль британцы обратились в Zagato. Кузов был выполнен в характерном аэродинамическом стиле с обтекаемой крышей, выступающими задними крыльями и плексигласовыми колпаками на фарах. Успеха на гоночных треках достичь не удалось, зато сотрудничество с Aston Martin положило начало выпуску ультра-дорогих эксклюзивных купе от Zagato.

Alfa Romeo Giulia TZ (1963-1967)

Известно о 112 выпущенных TZ как в гоночном, так и в дорожном исполнении.
Известно о 112 выпущенных TZ как в гоночном, так и в дорожном исполнении.
Дизайн серийных Giulia Sprint разрабатывал некто Дж.Джуджаро из фирмы Bertone
Дизайн серийных Giulia Sprint разрабатывал некто Дж.Джуджаро из фирмы Bertone

После замены на конвейере моделей Giulietta на Giulia, в Alfa Romeo решили разработать модель для кузовных гонок, продвигающих продажи марки в целом. Alfa Romeo Giulia TZ (Tubolare Zagato) - первый проект подразделения Autodelta, состоявшего из бывших инженеров Ферарри. Как следует из названия, шасси выполнено на трубчатой раме, с полностью независимой подвеской и дисковыми тормозами. Многие технические компоненты были взяты от серийного купе Giulia Sprint, как и 1,6-литровый двигатель, существенно доработанный для гонок (+50л.с.) Кузов был доверен Zagato, был собран полностью из алюминиевых панелей, вес машины составил всего 650 кг. Ближе к концу производства небольшое количество TZ было оснащено кузовом из стекловолокна вместо алюминиевого, чтобы ещё больше снизить вес. Дорожное исполнение отличалось некоторыми элементами виниловой обивки и ковриками.

Lancia Flavia Sport (1963-1967)

Flavia Sport была лёгкой и отличалась неплохой аэродинамикой
Flavia Sport была лёгкой и отличалась неплохой аэродинамикой
Более распространённые Lancia Flavia Coupe дизайн Centro Stile Lancia.
Более распространённые Lancia Flavia Coupe дизайн Centro Stile Lancia.

Самой эпатажной и наименее известной моделью Lancia Zagato была 1,8-литровая Flavia. Кузов-фастбэк был выполнен, как обычно, из алюминия, а его формы, особенно задние стёкла, заходящие на крышу, открывающийся вбок капот, выглядели довольно полемично и не вызывали восторг у покупателей. Особенно не вызвала восторг цена, которая была значительно выше, чем у заводского купе.

Lancia Flaminia Super Sport (1964–1968)

Всего Zagato построили на шасси Flaminia: 443 ед. Sport (1959-1964) и 150 купе Super Sport (1964-1967).
Всего Zagato построили на шасси Flaminia: 443 ед. Sport (1959-1964) и 150 купе Super Sport (1964-1967).
Lancia Flaminia Coupe за десять лет производства выпущено 5236 ед.
Lancia Flaminia Coupe за десять лет производства выпущено 5236 ед.

Совсем в другой лиге играла топовая Lancia Flaminia Coupe с мотором V6 объёмом 2,8 литра и специальная версия от ателье Zagato Lancia Flaminia Sport. Кузов был спроектирован как люксовое купе без экспериментов и причудливых форм, но имел узнаваемые плавные обводы, выпуклости на крыше и пластиковые колпаки на утопленных фарах в виде слезы. В 1964 году после рестайлинга добавились некоторые технические улучшения, мощность мотора увеличилась, а в название добавилась приставка Super.

Alfa Romeo 2600 SZ (1965–1967)

Известно о 105 выпущенных Sprint Zagato
Известно о 105 выпущенных Sprint Zagato
Alfa Romeo 2600 Sprint-флагманское купе Alfa Romeo с кузовом работы Дж. Джуджаро (тогда Bertone), выпускавшейся серийно с 1962 по 1968 год.
Alfa Romeo 2600 Sprint-флагманское купе Alfa Romeo с кузовом работы Дж. Джуджаро (тогда Bertone), выпускавшейся серийно с 1962 по 1968 год.

Модель Alfa Romeo 2600 стала последней Альфа-Ромео с рядным 6-цилиндровым двигателем и выпускалась в кузовах седан (2600 Berlina) кабрик (2600 Spider) и купе Sprint 2600 от Bertone, которое и стало самым массовым в производстве. Компания Zagato тоже внесла свои сто пять копеек, выпустив свой вариант купе-фастбэка в узнаваемом стиле. Кузов был стальным и был ориентирован не на спорт, а соответствовал классу гранд туризмо.

Lamborghini 3500 GTZ (1965)

Выпущено 2 экземпляра Lamborghini 3500 GTZ, одну из которых списали после ДТП. Жаль!
Выпущено 2 экземпляра Lamborghini 3500 GTZ, одну из которых списали после ДТП. Жаль!
С традиционным кузовом от Carrozeria Touring выпустили 120 ед.
С традиционным кузовом от Carrozeria Touring выпустили 120 ед.

Один итальянский сеньор Дж. Джерини, гонщик и, как водится, ценитель дорогих тачек увидел коммерческий потенциал автомобильного проекта Ф. Ламборгини в виде модели 350 GT. Он убедил его отправить парочку шасси в мастерскую Zagato, где их должны были оснастить новыми кузовами и интерьерами. Так и сделали. Кузов в форме фаст-бэк с панорамным остеклением и хвостом Kamm по мотивам Alfa Romeo TZ был выполнен по фирменной технологии из алюминия. Технически машина соответствовала серийной модели, но в серию так и не пошла.

Lancia Fulvia Sport (1965-1972)

До 1972 года построили 7102 купе Sport Zagato.
До 1972 года построили 7102 купе Sport Zagato.
Заводская Lancia Fulvia Coupe 1600 выпускалась с 1965 по 1974 год в количестве более 130 тыс.штук.
Заводская Lancia Fulvia Coupe 1600 выпускалась с 1965 по 1974 год в количестве более 130 тыс.штук.

Пожалуй, самой массовой моделью от Zagato стала Fulvia Sport. Кузов выглядел не так экзотично, как выпускавшийся параллельно Flavia Sport, имел стеклянную третью дверь, нормальную крышу и утопленные прямоугольные фары. Кузов первой серии был двухместным, изготавливался из алюминия, купе второй серии получило стальной кузов и дополнительный ряд сидений.

Во второй половине 60-х практически все европейские производители перешли на несущие сварные кузова и мастерские, занимавшиеся их изготовлением вручную, уже не могли существовать в прежнем виде. Но в плане промышленного дизайна, студия Zagato и в наши дни очень известная компания с большой историей и высшими компетенциями. 100%.

Про упомянутую Carrozeria Touring можно почитать здесь😊:

Все картинки взяты свободно в интернете,

Всем мира и добра!

Авто
5,66 млн интересуются