Найти в Дзене
Культурный код

МиГ-19: первый советский сверхзвуковой истребитель в строю

Оглавление

Сегодня я представляю вашему вниманию машину, которая первая в СССР преодолела звуковой барьер, сбивала американские стратегические разведчики, участвовала в воздушных боях на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии, а в Китае стала основой для создания сотен лицензированных копий. И это МиГ-19 — не просто истребитель, который преодолел границы невозможного, став лучшей машиной в своём классе в 90-е -70-е годы.

Проекции МиГ-19.
Проекции МиГ-19.

Как ему удалось изменить правила небесного противостояния и остаться в тени своих знаменитых «наследников»? Давайте же поищем подробный ответ на этот непростой вопрос в рамках новой статьи.

Конструктивные особенности самолёта

МиГ-19 стал первым советским истребителем, чья конструкция была полностью адаптирована для преодоления звукового барьера. Основой его аэродинамической схемы стало стреловидное крыло с углом 55°, что обеспечивало устойчивость на сверхзвуковых скоростях.

МиГ-19С.
МиГ-19С.

Для снижения сопротивления воздуха фюзеляж получил обтекаемую форму с переменным сечением — круглым в носовой части и эллиптическим в хвостовой. Впервые в советской практике применялся цельноповоротный стабилизатор, который заменил традиционные рули высоты, улучшив управляемость на больших высотах.

Силовая установка состояла из двух ТРДФ РД-9Б, развивавших форсажную тягу по 3250 кгс. Это позволило достигать скорости до 1452 км/ч на высоте 10 км. Топливная система включала четыре внутренних бака общей ёмкостью 2170 литров, а также возможность подвески двух подкрыльевых ПТБ по 760 литров.

Shenyang J-6 (китайский МиГ-19) в Харбине, КНР
Shenyang J-6 (китайский МиГ-19) в Харбине, КНР

Для повышения выживаемости пилота кабина оснащалась катапультируемым креслом и бронезащитой: переднее стекло толщиной 64 мм, бронеспинка (16 мм) и бронезаголовник (25 мм).

Особое внимание уделялось системе управления. Гидроусилители, включённые по необратимой схеме, компенсировали усилия на ручке, а кинематические связи между элеронами и интерцепторами улучшали манёвренность.

МиГ-19 «27 красный» в музее войск ПВО. В марте 1964 года этот истребитель залпом ракет сбил RB-66 Destroyer
МиГ-19 «27 красный» в музее войск ПВО. В марте 1964 года этот истребитель залпом ракет сбил RB-66 Destroyer

Шасси трёхопорной схемы с тормозными колёсами обеспечивало короткий пробег — всего 610 метров с использованием тормозного парашюта.

Серийные модификации и их отличия

Серийное производство МиГ-19 началось в 1955 году, охватывая несколько модификаций. МиГ-19С стал основной версией с тремя пушками НР-30 и цельноповоротным стабилизатором. МиГ-19П оснащался РЛС РП-1 «Изумруд» для всепогодного перехвата, а *МиГ-19ПМ был полностью ракетным истребителем без пушечного вооружения - он нёс четыре ракеты РС-2У.

Виден носовой обтекатель, в котором находится радар.
Виден носовой обтекатель, в котором находится радар.

Для специфических задач создавались узкоспециализированные варианты: МиГ-19Р — разведчик с фотокамерами АФА-39, МиГ-19СВ — высотный перехватчик с облегчённой конструкцией и модифицированными двигателями РД-9БФ-1. Опытные образцы, такие как СМ-30 с катапультным стартом, демонстрировали возможности скрытого размещения истребителя, но проект был закрыт из-за появления зенитных ракет.

МиГ-19 в Тирасполе
МиГ-19 в Тирасполе

Китайская лицензионная версия Shenyang J-6 получила дальнейшее развитие, включая модернизацию вооружения и электроники. В Чехословакии производился S-105 с локальными изменениями в оборудовании.

Применение в боевых действиях

МиГ-19 активно использовался странами Варшавского договора для перехвата нарушителей воздушных границ. В 1963 году чехословацкий МиГ-19С под командованием капитана Яна Фокса сбил спортивный самолёт L-19, вторгшийся в воздушное пространство Чехословакии. В том же году пара МиГ-19ПМ принудила к посадке заблудившийся бельгийский CV-440.

Обломки одного из двух штурмовиков A-6 Intruder ВМС США, сбитых китайскими истребителями МиГ-19 21 августа 1967 года
Обломки одного из двух штурмовиков A-6 Intruder ВМС США, сбитых китайскими истребителями МиГ-19 21 августа 1967 года

Советские МиГ-19 участвовали в перехвате разведывательных аэростатов (АДА), запускаемых с территории Турции. В 1960 году МиГ-19П под командованием В.А. Полякова сбил американский RB-47H Stratojet, выпустив 111 снарядов из пушек НР-23.

Китайские J-6 (копии МиГ-19) показали высокую эффективность против F-104C и F-4 Phantom II во время Вьетнамской войны. В 1965 году лётчик Гао Хянг сбил F-104C на рекордно близкой дистанции — 29 метров, получив 13 обломков от поражённого противника. Вьетнамские F-6, полученные от КНР, одержали пять подтверждённых побед над F-4D и A-6A, потеряв пять машин от действий противника.

Замком 54-го иап ВВС КНР Кау Чан-Си возле своего J-6. 18 марта 1965 года он в бою на сверхзвуковой скорости сбил RF-101 ВВС Тайваня
Замком 54-го иап ВВС КНР Кау Чан-Си возле своего J-6. 18 марта 1965 года он в бою на сверхзвуковой скорости сбил RF-101 ВВС Тайваня

Египетские МиГ-19 участвовали в Шестидневной войне 1967 года, где сирийский пилот сбил израильский Super Mystere B2. Основные потери советские машины понесли от ударов по аэродромам — только в первый день войны на земле было уничтожено 28 машин.

Чешский S-105 (МиГ-19С) в Пражском музее авиации.
Чешский S-105 (МиГ-19С) в Пражском музее авиации.

Пакистанские F-6 выполнили 650 боевых вылетов, уничтожив пять индийских самолётов, включая два Су-7 и три Hunter. Подполковник С. Хатми стал самым результативным пилотом, сбив три цели. Потери Пакистана составили два F-6 в воздушных боях.

Особенности эксплуатации и тактическое применение

МиГ-19 играл ключевую роль в системе ПВО СССР как перехватчик. Его боевой радиус в 1400 км позволял действовать на удалённых рубежах, а время набора высоты 10 км за 1,1 минуты делало его эффективным против высотных целей. Но в сложных климатических условиях, таких как Крайний Север или пустыни Средней Азии, требовалось усиленное обслуживание двигателей из-за чувствительности к пыли и перепадам температур.

ВВС Болгарии
ВВС Болгарии

Тактически МиГ-19 использовался для перехвата разведывательных самолётов, сопровождения бомбардировщиков и прикрытия группировки войск. Однако его манёвренность на дозвуковых скоростях уступала МиГ-21, что ограничивало применение в роли многофункционального истребителя.

Серийное производство МиГ-19 велось на заводах в Горьком и Новосибирске (1955–1960), выпустивших более 6500 единиц. Лицензионные версии выпускались:

  • В Китае (Shenyang J-6) — 4500+ экземпляров.
  • В Чехословакии (S-105) — 140 машин.
  • В Пакистане — 260 F-6.
Истребитель МиГ-19 ВВС Индонезии в музее Диргантара Мандала
Истребитель МиГ-19 ВВС Индонезии в музее Диргантара Мандала

Экспортные контракты охватывали 30 стран, включая Албанию, Египет, Вьетнам и Кубу. Лицензионное производство в Китае способствовало локализации технологий, что стало основой для создания J-7 (копии МиГ-21).

Несмотря на инновации, МиГ-19 имел ряд конструктивных недостатков. Частые отказы двигателей РД-9Б требовали постоянного ремонта, а сложная система управления гидроусилителями приводила к авариям при перегрузках. Сбоила и система распознавания "свой-чужой" - в 1964 году советский МиГ-19 был случайно сбит зенитной ракетой С-75 во время перехвата U-2.

RB-66 Destroyer
RB-66 Destroyer

Более 100 экземпляров МиГ-19 сохранились в музеях и как памятники. В России один из самых известных экземпляров выставлен в музее войск ПВО в Москве - эта машина в марте 1964 года залпом ракет сбила RB-66 Destroyer.

В КНДР до сих пор эксплуатируется около 100 J-6, модернизированных для локальных конфликтов.

С уважением, Иван Вологдин

Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.

Прошу обратить внимание и на другие наши проекты - «Танатология» и «Серьёзная история». На этих каналах будут концентрироваться статьи о других исторических событиях.