Найти в Дзене

Завод УРАЛ. История и техника

Оглавление

Уже более 80 лет на территории Челябинской области в России работает одно из самых узнаваемых предприятий страны — автозавод УРАЛ. Здесь создают технику, которая не боится ни бездорожья, ни мороза, ни времени. Об истории завода читайте в тексте.

Фотографии: https://5koleso.ru/avtopark/vnedorozhniki-iz-miassa-chto-sejchas-proizvodit-avtozavod-ural/?
Фотографии: https://5koleso.ru/avtopark/vnedorozhniki-iz-miassa-chto-sejchas-proizvodit-avtozavod-ural/?

История

Основание завода и годы войны (1941–1945)

История Уральского автомобильного завода («УралАЗ») началась в суровые годы Великой Отечественной войны. В конце ноября 1941 года Государственный комитет обороны СССР принимает решение эвакуировать автомобильный завод ЗИС (Завод имени Сталина) из Москвы в глубокий тыл – город Миасс Челябинской области. Уже летом 1944 года завод выпускает первые грузовики ЗИС-5В – настоящие рабочие лошадки фронтовых дорог, сыгравшие ключевую роль в снабжении Красной армии.

ЗИС-5 Фотография: https://www.culture.ru/
ЗИС-5 Фотография: https://www.culture.ru/

Послевоенные годы: модернизация и развитие (1945–1960-е годы)

После войны завод активно развивается. В 1947 году начался выпуск модернизированного грузовика ЗИС-5М, который был проще в производстве и надёжнее в эксплуатации. В 1956 году завод представил серию УралЗИС-355 – более современную и комфортную машину, ориентированную на гражданские нужды.

Эпоха легендарных «Уралов» (1960-е–1980-е годы)

Начало 1960-х годов ознаменовалось появлением знаковой модели – «Урал-375». Этот мощный, надёжный и проходимый грузовик с колёсной формулой 6×6 стал визитной карточкой завода на долгие годы. Именно «Урал-375» ассоциируется с советской армией и освоением сложнодоступных регионов, а также Арктики и Сибири.

Урал-375 Фотография: https://www.drive2.ru/b/651037878310146867/
Урал-375 Фотография: https://www.drive2.ru/b/651037878310146867/

В 1977 году завод начинает производство «Урал-4320», дизельного грузовика повышенной проходимости, ставшего самым массовым и востребованным автомобилем предприятия. Его универсальное шасси использовали не только военные, но и гражданские специалисты – от лесников до нефтяников.

Перестройка и постсоветский период (1990-е годы)

С распадом СССР автозавод оказался в сложной ситуации: резко сократились госзаказы, возникли проблемы с финансированием. Но предприятие сохранило производство и начало искать пути адаптации к рынку, осваивая гражданские модификации «Уралов», такие как лесовозы, дорожные тягачи и спецтехнику для нефтегазового сектора.

Современная история и интеграция в холдинги (2000-е–2020-е годы)

С начала 2000-х годов завод перешёл под контроль частных инвесторов и прошёл серию реструктуризаций. В 2001 году было создано ЗАО «Автозавод „УРАЛ“», вошедшее позже в группу «РусПромАвто», а затем – в структуру «Группы ГАЗ» предпринимателя Олега Дерипаски.

В 2015 году предприятие делает прорыв в развитии: на рынок выходит совершенно новое поколение грузовиков «Урал NEXT», оснащённых комфортной кабиной, мощными двигателями и современной электроникой. Автомобили сразу завоёвывают популярность как у российских компаний, так и за рубежом.

Урал NEXT Фотография: https://www.drom.ru/catalog/lcv/ural/next/g_2015_13162/
Урал NEXT Фотография: https://www.drom.ru/catalog/lcv/ural/next/g_2015_13162/

В 2019 году контроль над предприятием переходит от ГАЗ Группы к объединению Дмитрия Стрежнева. Завод продолжает активно модернизироваться, запускаются новые модели, в том числе дорожные тягачи «Урал NEXT 6×4» и тяжёлый четырёхосный грузовик «Урал-9593».

В мае 2023 года Дмитрий Стрежнев передал управление активами руководству предприятия, что ознаменовало новый этап самостоятельности и развития завода.

Сегодня автозавод УРАЛ остаётся одним из лидеров российского рынка тяжёлых грузовиков, успешно сочетая традиции советской надёжности с современными технологиями и инновациями, продолжая развивать своё производство и осваивать новые рынки.

Современное состояние завода и модельный ряд

Сегодня «УралАЗ» выпускает полный спектр тяжёлых грузовиков. Главные серии – это «Урал NEXT» (капотные 4×4 и 6×6) и «Урал‑М» (бескапотные 4×4). Они выпускаются в типовых вариантах: бортовые грузовики, самосвалы, седельные тягачи и вахтовые автобусы.

Урал-М Фотография: https://uralaz.ru/models/ural-m/ural-m-bortovoy/?modif=9958
Урал-М Фотография: https://uralaz.ru/models/ural-m/ural-m-bortovoy/?modif=9958

Также на заводе выпускаются трёхосные 6×4 (например, семейство Урал-63685) – самосвалы и шасси для специальной надстройки – и тяжёлые дорожные тягачи. В модельном ряду имеются варианты с газовым оборудованием (Урал CNG/LNG) и новейшие экологические модификации. Капотные модели «NEXT» показали высокую ходимость и за рубежом.

  • Урал NEXT 4×4, 6×6 – капотные грузовики нового поколения, выпускаются с бортом, самосвалом, тентом и как вахтовые автобусы.
  • Урал‑М 4×4 – бескапотный аналог, аналогичные исполнения.
  • Урал‑63685 (6×4) – «дорожные» грузовики (самосвалы, тягачи, шасси под технику) для дорог общего пользования.
  • Урал‑6370 (6×6) – тяжёлый грузовик повышенной проходимости (включая шасси для военных и спецмашин).
  • Урал‑9593 (8×8) – самый тяжёлый современный «Урал» (4-осный, до 44 т полной массы).
  • Газовые и экспериментальные модификации – образцы с CNG/LNG-двигателями и электроприводом (например, электромусоровозы на «NEXT»).

Производственные показатели

После кризиса начала 2000-х объёмы производства постепенно восстановились. По итогам 2022 г. завод собрал 9825 грузовиков (продано 9938), а в 2023 г. – 14 270 автомобилей (продажи ~14 030), что на 45% больше год к году. К концу 2023 года темп производства достиг 78 машин в смену (на конец 2022 – 50 машин в смену). Предприятие реализует пятилетнюю программу модернизации (около 20 млрд руб.) с обновлением конвейеров и инфраструктуры.

Урал-4142
Урал-4142

Выставки, государственный заказ и экспорт

Автозавод «УРАЛ» активно участвует в отраслевых и государственных форумах. На выставке госзаказа «ГОСЗАКАЗ-2021» завод демонстрировал свои машины (от полноприводных «Урал NEXT» и «Урал-М» до дорожных 6×4) и проводил переговоры с потенциальными бюджетными заказчикамиuralaz.ru. На военно-технической выставке «Армия‑2024» миасский «Урал» представил арктические комплексы (автопоезд с функциональным модулем), новые пожарные цистерны на шасси «Урал-80», реанимацию на базе «Урал NEXT» и другие инновации.

Реанимация на базе «Урал NEXT» Фотография: https://dzen.ru/a/ZJNrlZPgQgYzckJX
Реанимация на базе «Урал NEXT» Фотография: https://dzen.ru/a/ZJNrlZPgQgYzckJX

Техника Урала входит в гособоронзаказ РФ: полноприводные грузовики используются в ВС России (для Сухопутных войск, флота, инженерных и дорожных подразделений и др.). Завод нацелен и на экспорт: ещё в середине 2010-х около 35% продукции шло за рубеж (примерно 7000 автомобилей в 2015 г., главным образом в Египет и страны Ближнего Востока); ранее (2010–2013) существенный объём поставок приходился на Африку и Латинскую Америку. Таким образом, «УралАЗ» совмещает роль ключевого поставщика для армии и широкого модельного портфеля для промышленности и гражданского сектора.

🚀 Подписаться | Ассоциация автомаркетологов