Уже более 80 лет на территории Челябинской области в России работает одно из самых узнаваемых предприятий страны — автозавод УРАЛ. Здесь создают технику, которая не боится ни бездорожья, ни мороза, ни времени. Об истории завода читайте в тексте.
История
Основание завода и годы войны (1941–1945)
История Уральского автомобильного завода («УралАЗ») началась в суровые годы Великой Отечественной войны. В конце ноября 1941 года Государственный комитет обороны СССР принимает решение эвакуировать автомобильный завод ЗИС (Завод имени Сталина) из Москвы в глубокий тыл – город Миасс Челябинской области. Уже летом 1944 года завод выпускает первые грузовики ЗИС-5В – настоящие рабочие лошадки фронтовых дорог, сыгравшие ключевую роль в снабжении Красной армии.
Послевоенные годы: модернизация и развитие (1945–1960-е годы)
После войны завод активно развивается. В 1947 году начался выпуск модернизированного грузовика ЗИС-5М, который был проще в производстве и надёжнее в эксплуатации. В 1956 году завод представил серию УралЗИС-355 – более современную и комфортную машину, ориентированную на гражданские нужды.
Эпоха легендарных «Уралов» (1960-е–1980-е годы)
Начало 1960-х годов ознаменовалось появлением знаковой модели – «Урал-375». Этот мощный, надёжный и проходимый грузовик с колёсной формулой 6×6 стал визитной карточкой завода на долгие годы. Именно «Урал-375» ассоциируется с советской армией и освоением сложнодоступных регионов, а также Арктики и Сибири.
В 1977 году завод начинает производство «Урал-4320», дизельного грузовика повышенной проходимости, ставшего самым массовым и востребованным автомобилем предприятия. Его универсальное шасси использовали не только военные, но и гражданские специалисты – от лесников до нефтяников.
Перестройка и постсоветский период (1990-е годы)
С распадом СССР автозавод оказался в сложной ситуации: резко сократились госзаказы, возникли проблемы с финансированием. Но предприятие сохранило производство и начало искать пути адаптации к рынку, осваивая гражданские модификации «Уралов», такие как лесовозы, дорожные тягачи и спецтехнику для нефтегазового сектора.
Современная история и интеграция в холдинги (2000-е–2020-е годы)
С начала 2000-х годов завод перешёл под контроль частных инвесторов и прошёл серию реструктуризаций. В 2001 году было создано ЗАО «Автозавод „УРАЛ“», вошедшее позже в группу «РусПромАвто», а затем – в структуру «Группы ГАЗ» предпринимателя Олега Дерипаски.
В 2015 году предприятие делает прорыв в развитии: на рынок выходит совершенно новое поколение грузовиков «Урал NEXT», оснащённых комфортной кабиной, мощными двигателями и современной электроникой. Автомобили сразу завоёвывают популярность как у российских компаний, так и за рубежом.
В 2019 году контроль над предприятием переходит от ГАЗ Группы к объединению Дмитрия Стрежнева. Завод продолжает активно модернизироваться, запускаются новые модели, в том числе дорожные тягачи «Урал NEXT 6×4» и тяжёлый четырёхосный грузовик «Урал-9593».
В мае 2023 года Дмитрий Стрежнев передал управление активами руководству предприятия, что ознаменовало новый этап самостоятельности и развития завода.
Сегодня автозавод УРАЛ остаётся одним из лидеров российского рынка тяжёлых грузовиков, успешно сочетая традиции советской надёжности с современными технологиями и инновациями, продолжая развивать своё производство и осваивать новые рынки.
Современное состояние завода и модельный ряд
Сегодня «УралАЗ» выпускает полный спектр тяжёлых грузовиков. Главные серии – это «Урал NEXT» (капотные 4×4 и 6×6) и «Урал‑М» (бескапотные 4×4). Они выпускаются в типовых вариантах: бортовые грузовики, самосвалы, седельные тягачи и вахтовые автобусы.
Также на заводе выпускаются трёхосные 6×4 (например, семейство Урал-63685) – самосвалы и шасси для специальной надстройки – и тяжёлые дорожные тягачи. В модельном ряду имеются варианты с газовым оборудованием (Урал CNG/LNG) и новейшие экологические модификации. Капотные модели «NEXT» показали высокую ходимость и за рубежом.
- Урал NEXT 4×4, 6×6 – капотные грузовики нового поколения, выпускаются с бортом, самосвалом, тентом и как вахтовые автобусы.
- Урал‑М 4×4 – бескапотный аналог, аналогичные исполнения.
- Урал‑63685 (6×4) – «дорожные» грузовики (самосвалы, тягачи, шасси под технику) для дорог общего пользования.
- Урал‑6370 (6×6) – тяжёлый грузовик повышенной проходимости (включая шасси для военных и спецмашин).
- Урал‑9593 (8×8) – самый тяжёлый современный «Урал» (4-осный, до 44 т полной массы).
- Газовые и экспериментальные модификации – образцы с CNG/LNG-двигателями и электроприводом (например, электромусоровозы на «NEXT»).
Производственные показатели
После кризиса начала 2000-х объёмы производства постепенно восстановились. По итогам 2022 г. завод собрал 9825 грузовиков (продано 9938), а в 2023 г. – 14 270 автомобилей (продажи ~14 030), что на 45% больше год к году. К концу 2023 года темп производства достиг 78 машин в смену (на конец 2022 – 50 машин в смену). Предприятие реализует пятилетнюю программу модернизации (около 20 млрд руб.) с обновлением конвейеров и инфраструктуры.
Выставки, государственный заказ и экспорт
Автозавод «УРАЛ» активно участвует в отраслевых и государственных форумах. На выставке госзаказа «ГОСЗАКАЗ-2021» завод демонстрировал свои машины (от полноприводных «Урал NEXT» и «Урал-М» до дорожных 6×4) и проводил переговоры с потенциальными бюджетными заказчикамиuralaz.ru. На военно-технической выставке «Армия‑2024» миасский «Урал» представил арктические комплексы (автопоезд с функциональным модулем), новые пожарные цистерны на шасси «Урал-80», реанимацию на базе «Урал NEXT» и другие инновации.
Техника Урала входит в гособоронзаказ РФ: полноприводные грузовики используются в ВС России (для Сухопутных войск, флота, инженерных и дорожных подразделений и др.). Завод нацелен и на экспорт: ещё в середине 2010-х около 35% продукции шло за рубеж (примерно 7000 автомобилей в 2015 г., главным образом в Египет и страны Ближнего Востока); ранее (2010–2013) существенный объём поставок приходился на Африку и Латинскую Америку. Таким образом, «УралАЗ» совмещает роль ключевого поставщика для армии и широкого модельного портфеля для промышленности и гражданского сектора.