Вокруг американского вертолетостроения сегодня разгораются нешуточные споры, невольно заставляющие задуматься о недооценке прошлых достижений. А ведь вклад в эту область был весьма значительным.
Недавно обсуждалась новость о том, что ВВС США отдали предпочтение разработке «Боинга», несмотря на очевидное превосходство «Дефианта» от «Сикорского». Возможно, здесь сыграли роль закулисные договоренности и лоббирование интересов. Однако, стоит признать, что компания «Сикорский» всегда славилась своими выдающимися летательными аппаратами, как самолетами, так и вертолетами.
И это не случайно, говоря о множественном числе: заслуги Сергея Игоревича Сикорского перед мировой авиацией, пусть и не столь масштабны, как у его отца, Игоря Ивановича, но их значимость отрицать невозможно. Тридцать семь лет работы в конструкторских бюро United Aircraft/United Technologies и Sikorsky Aircraft – это внушительный срок. После ухода с поста вице-президента по особым проектам в 1992 году, Сергей Игоревич продолжил сотрудничество с компанией в качестве консультанта.
Именно поэтому мы говорим – Сикорские!
Итоги прошедшего конкурса, где победил довольно необычный транспортный вертолет с неясными перспективами вооружения, вызывают недоумение. Подробный анализ этой ситуации был представлен в статье «Штурмовой нештурмовик, который уничтожит фирму «Сикорский»».
Дело не только в том, что Сикорские – наши соотечественники. Старший из них, будучи гражданином Российской империи, принял разумное решение эмигрировать после революции. В то время многие талантливые авиаконструкторы стали жертвами репрессий, и Игорю Ивановичу, заслуженному наградами от императора, действительно грозила опасность.
Мне искренне жаль, что один из выдающихся творцов авиационной истории покинул родину и посвятил свой талант служению другому государству. Тем не менее, на протяжении всей своей деятельности компания Sikorsky Aircraft предлагала передовые и эффективные машины, начиная с Н-5/S-51 Dragonfly и заканчивая UH-60 Black Hawk/SH-60 Seahawk.
Но так как все вращения в недавнем прошлом происходили вокруг нового многоцелевого вертолета, призванного заменить «Черного ястреба», то есть смысл напомнить читателям (желательно и на той стороне мира) о том, что фирма Sikorsky Aircraft строила не только транспортные и коммерческие машины, но и вполне себе боевые и разведывательные вертолеты.
Опыт боевых действий во Вьетнаме подтолкнул к быстрой разработке и созданию разведывательной машины, основанной на корпусе с усиленной броневой защитой.
Воздушная бронированная разведывательная машина (AARV) представляла собой двухместный разведывательный вертолёт, задуманный как замена вертолётам Hughes OH-6 Cayuse и Bell OH-58 Kiowa, состоявшим на вооружении армии Соединённых Штатов.
Массовое использование вертолётов на полях сражений в 1950-х и 1960-х годах продемонстрировало их значительное влияние на ход военных операций. Вместе с тем, стало очевидным, что вертолёты имеют уязвимости, и были предприняты шаги по повышению их живучести. Новые тактики, высокая скорость, широкий спектр средств противодействия и даже технологии маскировки были внедрены в различных областях и в разной степени. Однако попытка США создать бронированный вертолёт, по сути представляющий собой летающую боевую машину, оказалась не столь успешной. Это история, которая началась и завершилась задолго до появления AH-64 «Apache», ставшего на долгие годы основным ударным вертолётом армии США.
В 1967 году, во время войны во Вьетнаме, вертолёты играли ключевую роль. Из приблизительно 12 000 вертолётов, задействованных вооружёнными силами США во Вьетнаме, было потеряно более 5 600 машин.
Вьетнамская армия продемонстрировала высокий уровень умения ронять вертолеты на землю, а пока американские вертолеты горели в джунглях, производители в Соединённых Штатах искали способы создать вертолёты, у которых было бы больше шансов выжить как в Юго-Восточной Азии, так и на ещё более ожесточённых полях сражений.
Солдаты 3-го батальона 9-й пехотной дивизии армии США ожидают посадки на вертолёты UH-1 на равнине Рид во время операции в Тан Ане, Южный Вьетнам, январь 1970 г.
В том же году конструкторы Sikorsky работали над новым типом авиационной брони, способной защитить вертолёты хотя бы от огня крупнокалиберного стрелкового оружия. Во Вьетнаме вертолёты постоянно подвергались обстрелам при заходе на посадку и взлёте из зон активных боевых действий. На земле они становились целями для миномётных и ракетных обстрелов.
Новая стальная броня двойной твёрдости, разработанная Sikorsky, обладала достаточной прочностью и малым весом, чтобы служить основой для создания нового вертолёта.
Параллельно с работой над инновационной бронёй, Sikorsky разрабатывала концепцию «Advanced Blade Concept» (ABC), которая предполагала создание вертолётов, превосходящих по скорости машины с традиционными несущими винтами.
В эпоху активных разработок в области винтокрылой авиации, направленных на повышение эффективности, проект ABC был одним из многих. Наряду с ним существовали комбинированные вертолеты, сочетавшие традиционные роторы с крыльями и дополнительными двигателями для увеличения скорости.
Разработка ABC от Сикорского представляла собой альтернативу этим комбинированным решениям. Она включала в себя несущий ротор с двумя винтами, вращающимися в противоположных направлениях, а также вспомогательную силовую установку для обеспечения поступательного движения. Такая конструкция ротора позволяла избежать проблемы срыва потока, ограничивавшей скорость обычных вертолётов, и исключала потребность в хвостовом роторе, традиционно являвшемся источником проблем для конструкторов.
Для тяжелобронированного вертолета схема ABC давала ряд преимуществ. Она отличалась большей надежностью и простотой по сравнению с классической конфигурацией, что повышало её устойчивость к повреждениям, особенно ввиду отсутствия уязвимого хвостового винта и его трансмиссии. Высокая скорость не имела первостепенного значения, поскольку бронированный вертолет должен был выдерживать огонь из стрелкового оружия, а не уклоняться от него. Кроме того, конструкция ABC обеспечивала высокую маневренность, что было важным фактором для активного участия в боевых действиях.
Компания Сикорский рассматривала два варианта бронированных вертолетов.
Первым из них был двухместный разведывательный вертолёт AARV (Aerial Armored Reconnaissance Vehicle). Он задумывался как замена Hughes OH-6 Cayuse и Bell OH-58 Kiowa, закупленных в рамках программы LOH (Light Observation Helicopter) и активно использовавшихся во Вьетнаме.
Программа AARV, финансируемая совместно Sikorsky и армией, продолжалась два с половиной года. Значительную роль в ней сыграл армейский Исследовательский центр материалов и механики, который помог разработать броню двойной твердости толщиной в полдюйма для корпуса вертолета.
Из общей массы в 3084 кг (6800 фунтов) на броню приходилось около 816 кг (1800 фунтов).
Учитывая новизну технологического подхода, были предприняты значительные усилия для определения оптимальных методов резки, соединения, формовки и отделки вертолёта с использованием этого материала. В результате был создан макет фюзеляжа, который впоследствии подвергли баллистическим испытаниям.
По общей конфигурации, если не считать расположения винтов ABC, AARV был довольно обычным и простым. Фюзеляж имел угловатые формы, с квадратным носом и гранёным общим внешним видом. Хотя такая конструкция впоследствии использовалась в концепциях малозаметных вертолётов, здесь она применялась для лучшей защиты от огня стрелкового оружия.
В то время как основной фюзеляж был изготовлен из брони двойной твёрдости, хвостовое оперение было сделано из алюминия. Хвостовое оперение имело конфигурацию «перевёрнутая V».
При длине 7,74 м и высоте фюзеляжа 1,57 м, AARV был даже более компактным, чем миниатюрный OH-6, длина которого составляла 9,24 м, а высота до верхней части с винтом — 2,47 м.
В отличие от других предложений компании, AARV не имел вспомогательной силовой установки и приводился в движение одним турбовальным двигателем Pratt & Whitney Canada PT6. При мощности 1 175 лошадиных сил он обеспечивал вертолёту максимальную скорость 277 км/ч.
В ходе испытаний корпус вертолёта выдержал обстрел из оружия калибра 7,62-мм с близкого расстояния (300 м), на более дальних (от 1000 м) дистанциях его не смогли пробить и пули калибра .50 (12,7-мм). Помимо брони корпуса, для остекления кабины было использовано усовершенствованное баллистическое стекло «прозрачная броня». Но что касается крупнокалиберных пулемётов, то вообще попасть по такому сравнительно небольшому аппарату из не очень скорострельного оружия было сложной задачей.
AARV также должен был быть оснащён собственным вооружением. Этот вопрос был решён путём установки 7,62-мм пулемёта «Миниган» на телескопической опоре под фюзеляжем, а блоки неуправляемых ракет могли быть размещены на пилонах по бокам фюзеляжа.
Несмотря на то, что в 1970 году полномасштабная модель ABC была успешно протестирована в аэродинамической трубе НАСА Эймс, проект AARV не получил дальнейшего развития, поскольку армия пришла к выводу, что эту технологию лучше использовать в высокоскоростной платформе.
Сикорский завершил работу над высокоскоростным демонстрационным аппаратом ABC, который получил название S-69, но и он не был запущен в серийное производство.
Тем временем та же идея «бронированного вертолёта», которая привела к созданию AARV, была использована в качестве основы для другого проекта Сикорского — воздушного бронетранспортёра (AAPC). Вообще у Сикорских было много идей.
По сути, AAPC представлял собой увеличенную версию AARV и был построен вокруг бронированной кабины коробчатой формы, вмещающей 12 солдат. Диаметр несущего винта был увеличен до 12,2 метра по сравнению с 10,8 м у AARV. Были изучены как минимум два различных варианта хвостового оперения: в форме перевёрнутой буквы V, при которой хвостовое оперение крепилось к задней части посадочных полозков, и в более традиционном горизонтальном хвостовом оперении с вертикальными концевыми пластинами.
Собственно, идея бронекороба, к которому прикручивается всё остальное по мере необходимости, не нова. Сикорский, очевидно, внимательно наблюдал за теми разработками, которые реализовывались на его бывшей Родине, так что вертолетное изложение схемы штурмовика Сергея Ильюшина – почему нет?
AAPC был доведён до стадии полномасштабного макета, но армия не была заинтересована в его дальнейшем развитии. Тем не менее AAPC представляет собой очень интересное сравнение с Ми-24 «Крокодил», который был советским ответом на аналогичные требования, хотя в нём упор делался на скорость и огневую мощь, а не на защиту и количество перебрасываемых людей.
AARV и AAPC канули в Лету, но концепция «Продвигающегося лезвия» спустя много лет вновь обрела популярность.
Компания Sikorsky вернулась к этой концепции с демонстратором X2, который впервые поднялся в воздух в 2008 году и был призван снова доказать эффективность технологии. ABC снова рассматривалась как способ повысить скорость и маневренность, а также увеличить живучесть вертолетов в боевых условиях.
S-97, в свою очередь, проложил путь для многообещающего Raider X, который многие считали потенциальным лидером программы Future Attack Reconnaissance Aircraft (FARA), целью которой было создание для армии высокоскоростного разведывательного и ударного вертолёта нового поколения. Программа FARA была закрыта в начале прошлого года.
Тем временем Raider X был включён в проект более масштабного SB-1 Defiant, который проиграл тендер на создание перспективного дальнего ударного самолёта (FLRAA) проекту, основанному на конвертоплане Bell V-280 Valor следующего поколения. Это было соревнование с очень высокими ставками, которое, на удивление многим экспертам, выиграл «Боинг».
Получается, что многолетние испытания, которые продемонстрировали впечатляющую скорость, манёвренность, высокую производительность и способность уместить всё это в относительно небольшом пространстве, оказались не нужны армии США.
В конечном счёте, AARV и его десантный аналог были обречены на то, чтобы остаться в истории вертолётов США времён холодной войны. Однако они сыграли важную обучающую роль в период стремительного развития технологий вертолётостроения, и это указывает на продолжающиеся опасения по поводу того, как лучше обеспечить выживаемость в бою.
И вот здесь можно закончить на такой странно оптимистичной ноте: от того, что проекты вертолетов с русскими корнями оказались не нужны, как ни странно, выигрываем мы. Оно, конечно, жаль, что дело Сикорского зажимают, причем откровенно, но Россия от этого в выигрыше: чем хуже у армии США будут самолеты и вертолеты, тем лучше для нас.
В общем, верной дорогой идут господа. Всячески одобряем. Больше конвертопланов, автожиров, в общем, чего угодно, но не приличных вертолетов. Наработки, сделанные Сикорскими, можно и нужно сдать в архив под каким-нибудь предлогом и дать дорогу более инновационным изобретениям. Естественно, с упором в малозаметность и многомиллиардность. Если повторить еще один лозунг прошлых лет – больше «Замволтов», летающих, плавающих и ныряющих!
И мировое господство на поле боя Соединенным Штатам обеспечено.
Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте
Телеграмм канал Альтернативная История
Читайте также:
Источник: https://alternathistory.ru/a-ved-sikorskie-umeli-delat-vertolety/
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉