Начальник летно-испытательного комплекса филиала «Региональные самолеты» ПАО «Яковлев», летчик-испытатель Вадим Павлович Широких, который провел за штурвалом ближнемагистрального самолета SSJ-100 более 15 лет, поделился, как и какие испытания в Жуковском проходит второй опытный образец ОП-2 SJ-100New (з/н 95157 б/н 97012) с новыми российскими двигателями ПД-8.
По его словам, одним из основных пунктов программы испытаний прежде всего является безопасность. Поэтому в первую очередь проверяется отказ двигателя в различных условиях, в том числе и на взлете, который считается критичным режимом.
Как показывает практика эксплуатации всех гражданских воздушных судов, попадание на большие углы атаки, это событие более вероятное, когда бывали катастрофы.
Также проверяются двигатели на полосе покрытой водой. То есть ни на взлёте, ни на посадке, а при попадании в условия полосы покрытой водой, где нужно проверить, что двигатель устойчиво работает в этих условиях.
Проходят испытания для определения минимально-эволютивных скоростей. Это когда самолёт на взлёте должен в ситуации, когда у него минимальная тяга одного двигателя, показать, что он отрывается и устойчиво набирает высоту.
При этом, чтобы эту ситуацию доказать, необходимо выполнить этот маневр так, чтобы перед взлетом самолет коснулся установленной специальной хвостовой пятой, так как на этом режиме также часто бывают непредвиденные ситуации и можно даже можно просто поломать самолет.
«Это достаточно серьезные испытания, так как там минимальные скорости, большие углы атаки и плюс еще возможность касание конструкции самолета взлетно-посадочной полосы при взлете», - подчеркнул Вадим Павлович.
Также сегодня проходит испытания по запасу прочности новой конструкцию самолета, а прежде всего испытания на флаттер.
«Чтобы достичь условий флаттера, допустим, если у нас ограничение 310 узлов, то мы разгоняемся до скорости 380 узлов. Но это очень большой запас, чтобы туда попасть это невозможно. Кроме того, на самолете при этом используются меры защиты, чтобы туда не попасть.
Мы также испытываем систему предотвращения выхода на большие углы атаки. Она имеет несколько функций. Одна из функций — это когда система управления не дает самолету дальше увеличивать угол атаки. Руль высоты отклоняется на пикирование. А вторая функция, чтобы поддержать скорость при этом, еще автоматически увеличивается тяга двигателей. И тем самым самолет начинает разгоняться и также уменьшает угол атаки.
Допустим, может случится такая ситуация, что эти функции откажут. Наш же новый самолет спроектирован так, с аэродинамической точки зрения, что он на сваливание очень безопасен.
То есть достаточно просто отпустить сайдстик в нейтральное положение, просто отпустить, как говорится, релайз сделать, и самолет сам сходит с больших углов атаки, и дальше можно безопасно продолжать полет. Но при этом, я еще раз повторю, у нас есть специальные функции на этом самолете, которые не позволяют пилоту в самых экстренных ситуациях выходить на эти углы атаки, и самолет тем самым защищен.
Помимо этого, выпускаются всевозможные тормозные устройства в виде спидбрейков. Здесь есть ручка для выпуска спидбрейков в ручном режиме, но в случае превышения ограничений по скорости они выпускаются автоматически.
И более того, наш обновлённый самолет еще дополнительно имеет в системе управления такую функцию, что при превышении скорости он переводит систему управления самолетом в режим набора и тем самым еще дополнительно гасится скорость», — поделился Вадим Павлович Широких.
Также он поделился, что еще одним из самых основных этапов испытаний, это выключение и включение в полёте двигателя.
По его словам, гражданские пилоты обучаются запуску двигателей как в воздухе, так на тренажёре. И они все, в принципе, должны все эти действия выполнять. Но когда это происходит в первый раз или в каких-то особых условиях, то, конечно, есть определённые сложности для того, чтобы выполнить всё правильно, чётко и в нужных условиях.
Обязательно проходят такие испытания, как выключения двигателя на взлёте. Несмотря на то, что гражданские пилоты на тренажёре их отрабатывают, однако в данном случае требуется особая подготовка с точки зрения чёткой точности выполнения режима.
Кроме того, вводится такая специальная особо сложная ситуация, где необходимо выдержать все параметры, чтобы доказать, что самолет безопасен и может быть допущен к эксплуатации.
Причем это делается, как и в обычных условиях, то есть над уровнем моря, так и в условиях высокогорья или в условиях высоких температур, где тяга двигателей значительно ниже, из-за того, что или воздух разрежен, или высокая температура воздуха. И там надо показать, что при определенной массе, которая позволительна для этого аэродрома, самолет должен взлететь.
«Как говорится, в натуральных условиях показать. Не просто расчетом, а именно доказать, показать. Это все, опять же, делается с запасом для гражданского пилота. А мы показываем самые минимальные возможные условия, которые этот самолет может обеспечить», — поделился начальник летно-испытательного комплекса «Яковлев», летчик-испытатель Вадим Павлович Широких, какие этапы испытаний сегодня проходит второй опытный самолет SJ-100 с заводским номером 95157 и временной регистрацией 97012.
Стоит отметить, что второй опытный Суперджет был первым самолетом, который оснастили серийными двигателями ПД-8 Тем не менее данная опытная версия все же имеет импортные системы, как создавалась на базе серийного самолета SSJ-100, которая также сегодня проходит испытания в Жуковском.
Однако уже сегодня параллельно проходит испытания и третий опытный борт 97003, который на данный момент является первым полностью импортозамещенным SJ-100.
По данным «Ростеха», сертификацию новой русифицированной версии с российскими двигателями ПД-8 планируется завершить в декабре 2025 года, а запуск в серийное производство намечено на начало 2026 года. По данным ОАК, в состав типовой конструкции нового самолета SJ-100 будет введено более 80 отечественных компонентов и систем.
В соответствии с майской редакцией Комплексной программы развития авиаотрасли, в 2026 году должно быть выпущено сразу 30 импортозамещенных бортов SJ-100New, которые должны быть переданы Аэрофлоту в 2026 году, а всего до 2030 года - 142 самолета этого типа.
При этом, как ранее заявил первый вице-премьер Денис Мантуров, планы производства пассажирских самолетов в РФ планируют пересмотреть в 2025 году непосредственно перед завершением сертификационных работ.
С большой долей вероятности, планируемое количество поставляемых бортов SJ-100New Аэрофлоту в 2026 году будет все же снижено. Тем не менее ранее сообщалось, что на сегодняшний день на авиазаводе в Комсомольске-на Амуре в различной степени готовности уже находятся 20 лайнеров SJ-100.