Найти в Дзене
Автовод со стажем

РАФ: 30 лет спустя. Как сейчас выглядит один из самых перспективных заводов СССР, и что на нем производят

Оглавление

Хвастаться особо нечем. Нет, Рижский автозавод не закрылся, но и от былого великолепия практически ничего не осталось. Еще тридцать лет назад это было одно из самых успешных предприятий в Риге и Прибалтике.

Но экономические потрясения 90-х и разрыв экономических связей, а главное, потеря рынка сбыта машин очень сказались на финансовом положении Рижской автомобильной фабрики.

Основной продукцией завода был микроавтобус РАФ-2203 «Латвия»

Модель реально удобная и практичная, один из самых красивых и мегапопулярных микроавтобусов времен СССР. Спроектировали «Латвию» в 1974 г, а в 1975 г начался серийный выпуск, а также массовая замена новыми РАФами ульяновских «Буханок» - машин связи, маршрутных и городских такси.

В целом, РАФ-2203 планировали под Олимпиаду-80, но так случилось, что машина вплоть до начала 90-х оставалась самым востребованным микроавтобусом. Хотя помимо «2203» завод делал 55 других модификаций и моделей микроавтобусов.

После 90-х Рижский автомобильный завод оказался в сложном положении

-2

В Европе «Рафик» оказался невостребованным. На территории бывшего СССР появилось огромное количество б/ушных микроавтобусов, часто более дешевых, хотя и не в самом лучшем состоянии. Затем Горьковский автозавод развернул в Нижнем Новгороде производство Газелей, которые заняли 90% рынка маршрутных такси.

С 1997 г производство микроавтобусов РАФ прекращено. Была попытка запустить новую модель «Стилс», и это была реально современная прорывная модель, которая могла бы помочь заводу восстановить производство.

Но заказчики неожиданно выбрали южнокорейский микроавтобус. В нулевых даже появилась договоренность с Горьковским автозаводом о совместном производстве автобусов. Но все закончилось неудачно.

Цеха достаточно длительное время оставались без обслуживания и ремонта

-3

Затем власти города Елгава, где расположены основные корпуса завода, передали часть объектов под обустройство швейной фабрики и оптового рынка. Часть помещений использовалась в качестве складов временного хранения.

В 2012 г на базе одного из зданий Рижского автозавода был организован музей с оригинальными экспонатами, сохранившимся еще со времен первого предприятия Деицманиса и Потреки.

Инициатором и вдохновителем идеи оказался известный латвийский гонщик Андрис Дамбис. Показать есть что, но полноценно заменить производство музей, естественно, был не в состоянии. Большинство производственных помещений так и осталось не востребованными.

Кстати, Рижский автозавод сам по себе - небольшое предприятие. Старое производство в г. Рига было рассчитано на выпуск всего около 3 тыс. автобусов в год.

Эта часть промышленного комплекса РАФ всегда оставалась в привилегированном положении. Здесь выполнялись все экспериментальные работы, проектирование и испытание новых моделей и даже апробирование новых идей.

Здесь же появились первые в СССР микроавтобусы на батарейной тяге, причем было это в 1980-м. Параллельно построено несколько прототипов «зеленых» микроавтобусов на водороде.

Более современное производство из нескольких огромных площадок было построено в начале 70-х, в г. Елгава

-4

Эта часть производственного комплекса создавалась под сборку 25 тыс. штук РАФ-2203 в год. Именно эта часть сейчас находится в самом тяжелом положении. Тем не менее на эти цеха у руководства предприятия были вполне конкретные планы.

Например, в 2019 г был заключен договор о совместном производстве с Горьковским автозаводом. Еще планировался довольно большой заказ на производство электроавтобусов и электротакси. Пока что договор с ГАЗ временно заморожен, а приоритетным направлением названо производство электромобилей и электромикроавтобусов.

Интерес к бывшей РАФ проявляют сразу несколько крупных инвесторов из Поднебесной и даже из США. Дело в том, что размещение производства электромобилей в Елгаве обеспечивает прямой и беспошлинный доступ на рынок Евросоюза.

А это с лихвой покрывает все издержки, связанные с организацией самого промышленного цикла сборки. Не говоря о том, что Елгава - очень удобный город с точки зрения логистики и перевалки грузов.

Также рекомендую к прочтению:

Рекомендую также подписаться на Мой Телеграм-канал, где я рассказываю о том, как сэкономить на обслуживании авто, и какие новости происходят в автомире! Уверен, что найдете для себя что-то полезное!

С уважением, Владимир Воробьёв

Спасибо, что дочитали до конца! Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал - ни гвоздя, ни жезла!