Найти в Дзене
Издательство "Гангут"

О противодействии безэкипажным катерам

Баркас, вооруженный шестовыми минами, атакует корабль неприятеля
Баркас, вооруженный шестовыми минами, атакует корабль неприятеля

Проблема борьбы с безэкипажными ударными плавсредствами не нова. Если не забираться в глубь веков, например во времена англо-голландских войн XVII столетия, когда стороны довольно активно использовали брандеры, как правило преодолевавшие последние кабельтовы до цели без единого моряка на борту, будучи неуправляемыми, то следует обратиться к событиям второй половины века XIX.

В тот период паровые боевые корабли уже практически повсеместно вытесняли парусные, железо и сталь пришли на смену дереву при постройке корпусов, вместо чугунных и бронзовых гладкоствольных орудий на вооружение принимались стальные нарезные, появились малокалиберные скорострельные пушки, ради обеспечения безопасности плавания в ночное время начали использовать электрические прожекторы.

Начало 1860-х годов ознаменовалось испытаниями, а затем и боевым применением шестовых мин, использовавшихся американцами во время Гражданской войны 1861–1865 годов. Разумеется, состояние техники тех лет предполагало вооружение такими минами только управляемых плавсредств: южане не без успеха применили «подводную» (точнее погружающуюся) лодку с мускульным приводом, северяне — паровой баркас.

Сперва с минными баркасами боролись так же, как во времена парусного флота с брандерами: их расстреливали, на большой дистанции из орудий, а на близкой — из винтовок, благо такие плавсредства имели сравнительно небольшую скорость.

К началу Русско-турецкой войны 1877–1878 годов уже появились достаточно быстроходные и до известной степени защищенные от стрелкового огня миноноски, что усложнило задачу обороняющихся, но вскоре возникли способы парирования атак. В частности: стоявшие на якоре корабли окружались бонами, увеличивалось число малокалиберных скорострельных пушек и митральез винтовочного калибра, вокруг кораблей по ночам организовывалось патрулирование гребных и паровых катеров с вооруженной командой, увеличивалось количество электрических прожекторов, которыми на протяжении ночи освещались подступы к кораблям.

С началом использования самодвижущихся мин Уайтхеда (торпед), которыми стали вооружать миноноски, были сконструированы сети ограждения (как их нередко называли, кринолины), пригодные для защиты подводной части корпуса как на стоянке, так и на малом ходу.

К концу XIX века возросшая плотность и дальность огня противоминной артиллерии практически исключала дневные атаки миноносцев и снижала эффективность ночных, хотя японцам удавалось во время войны с Китаем 1894–1895 годов успешно топить по ночам китайские корабли даже на внутреннем рейде порта Вейхайвей. Удачными также оказались как первая атака японскими миноносцами русских кораблей на рейде Порт-Артура в 1904 году, так и ряд ночных атак на корабли 2-й эскадры флота Тихого океана в Цусимском проливе.

Но в светлое время суток на успех уже не рассчитывали, отчасти из-за того, что команде атакующего миноносца было крайне трудно психологически под огнем сблизиться с целью на дистанцию выстрела торпедой, а также из-за угрозы поражения личного состава и технических средств даже осколками близко разрывающихся снарядов.

Обойти эти ограничения можно было, управляя носителем мин или самой миной на расстоянии. В октябре 1872 – мае 1873 года американец Д.Л. Лей испытал в Ньюпорте самодвижущуюся погружающуюся мину (торпеду), управляемую по проводам. Дальность ее действия ограничивалась возможностями парогазового двигателя и длиной изолированного электропровода, но во время испытаний торпеда удалялась от берега на полторы мили и успешно поражала цели на расстоянии полумили (около 925 м).

Сравнительная громоздкость оборудования, сложность подготовки торпеды к стрельбе, невысокая скорость (на испытаниях около 4 уз), ограниченная дальность действия, некоторые проблемы с определением направления её движения по двум возвышавшимся над водой шестам и ряд других недостатков помешали широкому внедрению как этого образца торпедного оружия, так и других подобных, разрабатывавшихся в ряде стран (торпеда Л. Бреннана и У.Ч. Карно в Австралии, затем Англии, торпеда К. Симса и Т. Эдисона в Англии и США, торпеда поручика Немира в России и т.д.).

Катер, вооруженный шестовой миной
Катер, вооруженный шестовой миной
Бон против миноносных лодок М.С. Грязнова, испытанный в Севастополе
в декабре 1877 года
Бон против миноносных лодок М.С. Грязнова, испытанный в Севастополе в декабре 1877 года

Другим направлением тогда же стало создание управляемых на расстоянии катеров. Техническая возможность решить эту задачу появилась в последние десятилетия XIX века.

_______________________________________

Перед Вами отрывок из статьи Р.В. Кондратенко "О противодействии безэкипажным катерам" из журнала "Гангут" № 133.

Приобрести и прочитать журнал "Гангут" № 133 полностью Вы можете, написав нам в личные сообщения нашей группы в ВКонтакте - https://vk.com/ipkgangut

Друзья, если статья вам понравилась - поддержите нас лайком и/или репостом, напишите комментарий.