Найти в Дзене
Журнал Авито Авто

В сервисе сказали, что ремень ГРМ пора менять. Это точно нужно и какие могут быть проблемы?

Оглавление
Фото: Getty Images/Till Hossbach
Фото: Getty Images/Till Hossbach

Что такое ремень ГРМ и где его искать

ГРМ – это сокращенное обозначение газораспределительного механизма. Частая оговорка – называть ремень ГРМ приводным. Это принципиальная ошибка: приводной ремень – это совсем другая деталь, назначение которой – приводить в движение вспомогательные агрегаты в машине. Такие как генератор, водяной насос, насос гидроусилителя и компрессор кондиционера. Часто его так и называют: ремень агрегатов. И обрыв приводного не станет фатальным. В отличие от ГРМ.

Коротко про устройство ГРМ: поршни вращают коленвал, коленвал приводит в движение ремень ГРМ, а тот крутит распредвалы. Распредвалы заставляют клапаны открываться и закрываться – это происходит в строго заданные моменты. Клапаны обеспечивают газообмен в цилиндрах – отсюда и определение газораспределительный.

В состав ГРМ входит сам ремень (бывает и цепь) и связанные с ним элементы: шкивы, натяжители, направляющие ролики. Поэтому когда говорят, что пора менять ГРМ – подразумевается покупка сразу комплекта деталей.

Фото: Getty Images/savcoco
Фото: Getty Images/savcoco

Ремень ГРМ вынесен за пределы двигателя и прикрыт пластиковым пылезащитным кожухом. Бывают системы, где специальный маслостойкий ремень упрятан вовнутрь, как цепь, но таких моторов меньшинство.

Основой для ГРМ обычно служит каучук, но также используется полиуретан и неопрен. Внутри ремень обязательно имеет армирование. Это либо прочные, не подверженные растяжению нити, либо стекловолокно и даже металлический корд. Контактная часть зубьев покрыта износостойкой полиамидной тканью. Форма зубьев (правильнее называть их клиньями) зависит от модели. Раньше механизмы ГРМ имели трапециевидный профиль клиньев. Сегодня применяется более сложный изогнутый профиль – это менее шумно и служит дольше.

Как проверяют ГРМ на сервисе

В идеале проверка выглядит вот так. Мастер снимает кожух, после чего с фонариком осматривает ремень и место его расположения, слушает двигатель. Если после этого прозвучит фраза, что «ГРМ подходит», это уже серьезно. Получается, что ГРМ нужно поменять.

Если сомневаетесь, оцените пробег своей машины и историю обслуживания. Если пробег высокий, а на сервис автомобиль заезжал нерегулярно, это лишний повод поверить мастеру.

Опасен ли обрыв ремня ГРМ

Фото: Getty Images/SergeyChayko
Фото: Getty Images/SergeyChayko

Это зависит от типа мотора. Как минимум, без этой детали двигатель сразу заглохнет. Нет синхронизации механизмов и процессов – нет работы. Но куда хуже, что многие двигатели, потеряв связь между коленвалом и распредвалами, механически повреждаются.

При обрыве поршни и клапаны встречаются, ударяясь друг о друга с большой силой. Моторы такой конструкции называют «втыковыми». Детали, потеряв связь друг с другом, «втыкаются», так как движение после обрыва несколько секунд идет по инерции. Результат – дорогой ремонт, часто капитальный. Куда проще с «безвтыковыми» моторами. В них обрыв ремня ГРМ просто глушит двигатель, и серьезных последствий обычно не бывает. Хотя исключения случаются.

Что такое перескок ремня

Проблемы с ремнем ГРМ не ограничиваются обрывом. Не менее часто он перескакивает на один-два зуба относительно начального положения на шкивах. Среди причин: износ ремня, износ шкивов, а также заклинивание одного из подшипников. Последнее поясним.

Помимо шкивов коленвала и распредвалов, ремень ГРМ ходит еще по нескольким элементам. И состояние подшипников этих промежуточных узлов критично. Как только заклинивает один из них – ремень тут же испытывает колоссальные нагрузки, а его клинья начинают стираться. Минута-другая езды с вставшим подшипником – и гарантирован обрыв или перескок.

Хоть и ремень остается почти цел, перескок даже на один зуб обернется, в лучшем случае, неровной работой. В худшем – даже такой небольшой ресинхронизации будет достаточно для встречи поршня с клапанами. Здесь зависит от конструкции, как говорили выше.

Как часто менять ремень ГРМ

Фото: Getty Images/standret
Фото: Getty Images/standret

Интервалы указаны в сервисной книге. Но их лучше сокращать. Некоторые машины не особо прихотливы и без проблем выхаживают заложенный пробег. Другие же требуют повышенного внимания. К примеру, мы почитали на форумах автовладельцев, что на 1,6-литровых моторах Renault, который стоит на Lada Largus, Renault Sandero и Renault Logan, заводской ремень без проблем ходит заявленные 60-90 тыс. км. Цифра зависит от модификации и года. А Chery Tiggo с моторами 1,8 и 2,0 л владельцы советуют проверять на пробеге до 40 тысяч, хотя по регламенту замена ГРМ положена на 60 тыс. км.

Chery Arrizo 8: каждые 3 года или каждые 100 000 км.

Chery Tiggo 8 Pro и Tiggo 8: каждые 60 — 90 тыс. км пробега, в зависимости от типа двигателя и условий эксплуатации.

Lada Vesta: 90 тыс. км пробега.

Как понять состояние ремня ГРМ самому

Оценить состояние ремня можно и самому. Но будет надежнее, если посоветоваться со специалистами на знакомом сервисе. Защитный кожух снимаем из-под капота, после чего можно хорошо рассмотреть ремень.

Если машина не новая, осматривать ее стоит хотя бы раз в год: в отличие от цепного привода, ремень не подает признаков износа заранее. Почти всегда он рвется или перескакивает внезапно. Поэтому если есть подозрения: растрескивания, торчащие нити, сильно стесанные клинья – подумать о замене следует не откладывая в долгий ящик.

Фото: Getty Images/SaevichMikalai
Фото: Getty Images/SaevichMikalai

Масло серьезно ускоряет износ ремня. Поэтому проводить проверку на машинах с солидным пробегом нужно регулярно. Даже если ремень совсем свежий, постоянно попадающее масло может сократить срок его службы в разы.

Текст: Илья Калинчиков