Образ гриба все чаще стал появляться с современном визуальном поле. В системе славянской народной культуры грибы занимают особое положение. Ежегодный ритуал сбора грибов, приметы, запреты, связанные с грибами, многочисленные поверья — все свидетельствует о том, что в народном сознании эти дары природы предстают не только и не столько разновидностью пищи, сколько неким значимым элементом культурного кода. В начале октября в галерее Set Projects открылась групповая выставка «Грибница», в рамках которой художницы выступают в роли медиатора между царством грибов и миром людей. Редакция ART FLASH поговорила с некоторыми из них о создании работ, о творчестве и об искусстве будущего.
Федор Хиросигэ, художник
Как через искусство Вы выражаете жизнь?
Не нужно выражать жизнь через искусство. Конечно, хотелось бы, чтобы оно было чистым, отстраненным размышлением, но жизнь прорывается в стройность мыслей, наводит смуту, выстраивает цепочку — это вечное поле пересечений.
При создании работ важнее прошлое, настоящее или будущее?
Важнее всего найти ту самую кротовую нору, которая может связать точки, разделенные миллионами лет или километров. Мастерство художников строится вокруг их личных нор.
Важны ли сейчас регалии для художника?
Для художника, мне кажется, регалии вообще никогда не были важны, но для тех, кто смотрит на него и его работу, они могут быть чем-то вроде музейной дорогой рамы, внутри которой вещь приобретает особый вес.
Ваши работы сейчас находятся на групповой выставке «Грибница». Какой гриб вызывает у Вас больше всего эмоций?
По одной из версий, жизнь на земле началась с неких грибов. Хотелось бы посмотреть на них хоть одним глазком. Возможно, есть такая кротовая нора, через которую видно этот гриб, существовавший миллионы лет назад.
Наделение неживых предметов (животных/растений/грибов) человеческими качествами — попытка создать альтернативную реальность?
Или попытка дистиллировать, что такое человечность сама по себе? Хотелось бы вынести понятие за скобки, а сознание — за пределы человеческой головы и попробовать осмотреться снаружи.
Выставка «Грибница» вбирает в себя и гендерную тему — как Вы думаете, есть ли иерархия сейчас в индустрии?
Не будем скрывать наших чувств, существует некая иерархия по отношению к грибам со стороны людей. Их сейчас принято культивировать в качестве пищи, но не только: есть сведения о мебели из грибов, ткани из грибов и так далее.
Форма искусства будущего — одним словом.
Думаю, что в будущем искусство перестанет иметь внешнюю форму и будет воздействовать напрямую, минуя промежуточные этапы вроде визуальной, тактильной или аудио составляющей. Смысл переживания, так называемый катарсис, будет складываться непосредственно внутри воспринимающего — в голове, в сердце либо где-то еще, может быть, сразу в печени или в слезных железах. Какие инструменты для этого появятся у художника — вот что интересно представить.
Лиза Неклесса, художница
Как через искусство Вы выражаете жизнь?
Искусство — это часть жизни. Для меня все взаимосвязано.
При создании работ важнее прошлое, настоящее или будущее?
Все вместе!
Важны ли сейчас регалии для художника?
Настоящие успехи происходят в мастерской. А регалии — это отражение пройденного пути.
Ваши работы сейчас находятся на групповой выставке «Грибница». Какой гриб вызывает у Вас больше всего эмоций?
Опенок! Одни из счастливейших мгновений моей жизни связаны со сбором этого гриба.
Наделение неживых предметов (животных/растений/грибов) человеческими качествами — попытка создать альтернативную реальность?
Скорее, это попытка пролить свет на цивилизацию, существующую параллельно с нами, и сделать это методом проекции — через слово и изображение.
Выставка «Грибница» вбирает в себя и гендерную тему — как Вы думаете, есть ли иерархия сейчас в индустрии?
Думаю, она сохраняется в нашем обществе в виде самого трудноискоренимого — стереотипов.
Форма искусства будущего — одним словом.
Любовь.