Наша анимация вне схемы западной аудитории
Меня иногда спрашивают: а зачем нам знать, что они там думают о нашем кинематографе? Всё равно их мнения, как показывают многие переведённые мной отзывы, далеки от нашего понимания, нередко предвзяты и основываются на непроверенных данных. Действительно, даже о наших прославленных комедиях, вроде «Берегись автомобиля» и «Иван Васильевич меняет профессию», суждения западных зрителей часто удивляют желанием прилепить идеологию к месту и не к месту. К счастью, даже недовольные моими переводами их читают и получают более информированную картину о том, какие культурные клише, политические установки и прочие «тараканы в голове» обитают среди западной аудитории (начиная от наивного блогера-любителя и заканчивая академической профессурой, а иногда и шпионом).
Но, помимо представления «о них», мы получаем и представление «о нас». Не в том смысле, что западные рецензенты советского кино сообщают какие-то сенсационные данные о советской истории, а в том, что, читая их рецензии, мы ярче видим своеобразие отечественного кинематографа. Главным образом, конечно, советских фильмов. И особенно мультфильмов.
Советские научно-фантастические мультфильмы – одно из самых лакомых блюд для западных киноманов-киногурманов. Правда, эту категорию нашего кино они открывают, как правило, случайным образом. Советская мультипликация по большому счёту остаётся для западной аудитории как бы за железным занавесом, несмотря на богатое её присутствие в интернете он-лайн. В этом плане очень показательна беседа двух американских киноманов, которую я переводил четыре года назад, и которая состоялась лет десять назад. В схему помещаются только два кита – американская и японская анимация. Меж тем, угодив на случайный просмотр советских фантастических мультфильмов, западный зритель гарантировано получает сильный эстетический удар. Наши мультфильмы заставляют их призадуматься... и отметить такие уникальные особенности, о которых мы редко задумываемся сами. На мой взгляд, это чрезвычайно важно – особенно на фоне того потока дешёвой сериальной продукции, которую гонит современный «Союзмультфильм», позабыв о собственных традициях.
Сюр на Перевале
автор: ParkZuckerberg – 12 февраля 2021 – 17 июня 2023 г.
ссылка на английский текст - https://letterboxd.com/parkzuckerberg/film/the-pass-1988/
Короткий, но по-настоящему крутой анимационный советский научно-фантастический фильм или фэнтези. Немного напоминает «Яйцо ангела» (1985) – действие разворачивается в не совсем определённом мире, который полон прекрасной сюрреалистической природы и искусства и более или менее сохраняет надежду на будущее в мрачные времена. Итак, небольшая группа, в основном дети, отправляются в путь, чтобы попытаться пересечь перевал, чего не удавалось ни одной экспедиции прежде.
В атмосфере в основном витает дух приключенческой истории. События происходит в ландшафте, который кажется сошедшим с сюрреалистических картин Дали, а местами Макса Эрнста, населённом странными существами и кое-какими ужасами. Музыка — прог-рок, что придает ему немного атмосферы «Фантастической планеты», и мне кажется, что её поклонники найдут «Перевал» достойным, чтобы потратить полчаса своего времени. Пару раз, когда певец начинал петь, музыка немного не заходила мне, но это не смогло испортить общее впечатление.
Удивительно, но мультфильм во многом напомнил, и, в общем, превзошёл короткометражный научно-фантастический/фэнтезийный фильм Сола Басса, который я случайно посмотрел прямо перед этим, под названием «Квест (Quest)» (1983).
Я смотрел «Перевал» на YouTube, там довольно хорошее качество картинки, но, к сожалению, не очень хорошие субтитры. Достаточно, чтобы уловить общую суть. И поскольку это определенно сделано на качественном художественном уровне и,, может быть, потому, что мой мозг начинает привыкать к странной грамматике, которая иногда встречается в переводах с русского, он показался мне очень даже неплохим.
Ожившая линогравюра
автор: Люк Виттл (Luke Whittle) /автор о себе: любитель кино – особенно авторского, либертарианский социалист (противник Всемирного экономического форума в Давосе и НАТО), любитель музыки и искусства (в частности, рисования и живописи)/ – октябрь 2020 г.
ссылка на английский текст - https://letterboxd.com/quicksilverfan/film/the-pass-1988/
"Перевал" - один из самых креативных советских мультфильмов, которые я видел на сегодняшний день. Как и «Ёжик в тумане», он снят на «Союзмультфильме» – кстати, эта студия создала некоторые из самых впечатляющих мультфильмов.
Это научно-фантастический фильм о некоей планете с неизвестной уровнем радиации, на которой группа людей, оказавшихся в ловушке, пытаются найти выход. Пожалуй, мультфильм лучше всего сравнивать с советской/восточно-европейской научной фантастикой, такой как «Сталкер», «Письма мёртвого человека» или, например, «На серебряной планете». Его даже озвучивает Александр Кайдоновский – актёр, наиболее известный по роли главного героя в «Сталкере».
Анимация имеет оттенок сепии, похожий присутствует в изображении в «Письмах мёртвого человека», хотя здесь всё относительно более оптимистично и похоже на сон. Стиль напоминает линогравюру, а движение теней делают эту анимацию ещё таинственнее и более жуткой. Цвета неожиданно прорываются, если не ошибаюсь, только в финальной сцене. В одну из сцен вдруг вклинивается советский прог-рок, но это не портит настроение фильма, а наоборот, дополняет его, нагнетая ещё больше таинственной атмосферы.
Мультфильм очень тонко и почти нелинейно устроен, с несколькими метафизическими темами, в частности, саундтреком в стиле старого органа а-ля Бах, хотя исполняет какой-то синтезатор. По-настоящему интересный пример анимации, который стоит посмотреть, как минимум, для изучения советского кино.
Почти фрейдизм
автор: Капитан Роуди (Captain Rowdy) – г. Колумбус, штата Огайо, США / июль 2020 г.
ссылка на английский текст - https://letterboxd.com/boogienby/film/the-pass-1988/
В общем-то, это именно то, чего я хотел. Очень запоминающиеся визуальные эффекты. Лаконичный, но захватывающий научно-фантастический сюжет. Странные экспрессионистские пейзажи. Почти фрейдистская архитектура (что бы это ни значило). Странные геометрические формы в духе 80-х. Возможно, слишком фрагментарно, возможно, недостаточно продолжительно, учитывая характер истории, которую нам рассказывают. Но я был несказанно очарован. Музыка часто помогала ощутить необъятность пейзажа – наши герои, обычные дети, похожи на муравьев на одеяле для пикника. Музыка в финале особенно трогательна и насыщенна. Вокальное и оркестровое звучание хорошо сочетаются с движением на заднем плане. На мой взгляд, все элементы создают наилучший вид анимации. Даже две песни с текстами замечательно сочинены и помогают упорядочить повествование. Я бы с удовольствием снял продолжение, даже 32 года спустя. «Перевал» – это только первая часть книги. Несмотря на то, что у этого короткометражного фильма есть начало, середина и конец, я хочу, чтобы во мне сохранилось вызванные им чувства.
Космонавт в гиперсне
автор: ParkZuckerberg – 17 июня 2023 г.
ссылка на английский текст - https://letterboxd.com/parkzuckerberg/film/the-return-1980-1/
"Возвращение" - известный советский психоделический короткометражный анимационный фильм режиссёра Владимира Тарасова, возможно, идёт следом за другой сюрреалистической научно-фантастической короткометражкой, снятой им два годами ранее под названием «Контакт». На этот раз режиссёр усилил дезориентирующие психоделические визуальные эффекты, а также создал более параноидальную историю.
Не так уж просто разобраться, но, кажется, что основная история о космонавте, который должен вернуться на Землю, но который оказался в ловушке гиперсна и видит галлюцинации, связанные с его жизнью и мыслями о нашей планете, в то время как дома его отчаянно пытаются разбудить. Его затруднительное положение, похоже, было вызвано каким-то инопланетным существом, засевшим в его мозгу. Фильм заканчивается радостным извещением о том, что он вернулся домой, но нет никаких указаний на то, что мы должны доверять этой информации больше, чем мы доверяли остальным его видениям, и я решил, что это просто ещё один из его снов.
Смотрится потрясающе и в целом от просмотра классные впечатления.
Зелень и холод звёзд
автор: Кэл Коэн (cal cohen) – 28 января 2022 г.
ссылка на английский текст - https://letterboxd.com/reinventor/film/the-return-1980-1/
В мои планы сегодня вечером не входило спускаться в кроличью нору советских научно-фантастических анимационных короткометражек, но знаете, так бывает. Прекрасная, грандиозная, невероятно нежная анимация. Холод звёзд и тотальное поклонение суровому, механическому пространству, впечатляюще сбалансировано с любовью к зелени, полям, земле и человечеству. Такие вещи заставляют меня задуматься, действительно ли режиссерам нужно два часа, чтобы сказать всё, что они хотят, если это возможно сделать всего за десять минут, как в этом мультфильме. Я посмотрел его на YouTube с испанскими субтитрами, а затем вдобавок использовал автоматически переведенную версию автоматически сгенерированных русских субтитров, так что, соединив оба варианта, я смог составить довольно приличное представление о происходящем.
-------------------
другие мои статьи и переводы: "Рикки-Тикки-Тави": что значит идеальный мультфильм? / "На задней парте" - угарные мультики, очевидные и невероятные / Похвала тотальной анимации: "Капитан Врунгель" и другие / Бармалей в кальсонах / Детство в стиле ретро (про мультфильмы) / Западный взгляд на советские мультфильмы - 1 часть, 2 часть, 3 часть, 4 часть, 5 часть / Американцы о необъяснимом мире русской анимации / Западный профессор о советской мультипликации - 1-часть и 2-часть , 3 часть / "Хронос": Кир Булычёв вернулся / Французский зритель о фильме "Лиловый шар и Алисе Селезнёвой" / Американский зритель о "Тайне Третьей планеты" / Американцы о советской мульт-пропаганде / Сантьяго Армасилья - испанский марксист о "национальной бомбе", заложенной под СССР / и т.д. -- -- вознаградить за публикацию: моя карта Сбербанк - 4817 7602 8381 4634 - Или здесь https://yoomoney.ru/to/410011142676475