Чем нас цепляет старое наследие "Союзмультфильма" и других советских мультипликационных студий - пытаемся разобраться...
1. Что значит идеальный мультфильм?
Идеальных мультфильмов не бывает, - скажут художники-мультипликаторы и печально вздохнут. Они-то знают цену каждому рисунку, каждому движению в кадре, и помнят каждый свой промах... Всё это так, но они не правы. Есть мультфильмы, которые пересматриваешь бесконечно, несмотря на то, что они уже видены-перевидены «сто тыщ мильёнов раз», как сказал бы Карлсон. И столько же раз были увидины все детали и замечены все «недостатки».
Конечно же, не все «недостатки». Но мне как неравнодушному зрителю приятнее считать себя равным автору, этот мультфильм создавшему, в чём-то даже со-автором, ведь я смотрю на происходящее на экране как на часть собственной жизни – детства, фантазии, познания, творчества… Тут я должен раскрыть страшную тайну, дело в том, что будь я более трудолюбив и зануден, если б мой острый ум был ещё острее и умнее, и так же остро был всегда наточен карандаш, которым я бы умел хорошо рисовать, я бы непременно стал художником-мультипликатором. Мощным как Хитрук, весёлым как Давид Черкасский, романтичным как Эдуард Назаров и неожиданным как Елена Баринова (в случае, если б я был женщиной). Наверняка, я им и стал, но в какой-то параллельной вселенной. Это убеждение меня посещает каждый раз при просмотре мультфильмов «В порту», «Приключений капитана Врунгеля», «Жил-был пёс», «Очень синяя борода» и многих-многих других.
Идеальные мультфильмы существуют – я даже составил их список (разумеется, не всех). Его я предъявлю чуть позже.
Бывают мультфильмы понравившиеся, бывают – очень понравившиеся, любимые и самые любимые, но не все из них – идеальные. Мульт-идеальность вроде специальной добавки для получения легированной стали: смотришь и смотришь, а впечатление не стирается. Специалисты утверждают, что идеальные мультфильмы плохи для экономики, ибо слишком хороши для зрителей. Зачем покупать билет на очередной анимационный 3Д блокбастер длительностью полтора часа, если приятнее десять раз, к тому же дома и бесплатно, пересмотреть «Приключения Васи Куролесова»? На этот парадокс ищут ответ лучшие умы…
Мульт-идеальность это ещё гармония всех частей и элементов мультфильма, поэтому внутреннюю композицию мульт-шедевров лучше сравнивать с классическими стихами. Не случайно, что именно мультипликация, а не большое кино, лучше, ярче, сочнее и образнее экранизирует поэзию. То же самое, когда идеальный мультфильм без слов – он сам строится как поэтический текст – с ритмами и рифмами, музыкальными и визуальными.
2. "Рикки-Тикки-Тави" - гармония и борьба противоположностей
Сюжет про мангуста дарит необычайные возможности для игры с пластикой животного на экране. Зверёк прыгает, вертится, крадётся, сражается с извивающейся змеёй. Практически весь мультфильм подчинён идее столкновения статичного и движущегося, конфликту плавного движения с пульсирующим, борьбе безмятежного спокойствия и пружинистого действия.
Собственного говоря, из этой диалектики соткан весь мультфильм, но прежде всего его главный герой – мангуст, живое воплощение идеи движения. Неудивительно, что Рикки-Тикки-Тави побеждает в борьбе с кобрами. Он и есть – борьба противоположностей и их внутренняя гармония: у него пружинистая походка, он умеет плавно подкрадываться, внезапно подпрыгивать на месте, вертеться, как юла… Словом, он не только мангуст, но и в «скрученном виде» - кобра, тайно владеет пластикой своего противника.
Мангуста в наших широтах можно встретить разве что в зоопарке. Но кто обращал внимание, как самая обычная кошка спит на подушке, свернувшись калачиком, как крадётся в траве палисадника, как гоняется за клубком, оценит всю силу и красоту пластического решения мультфильма.
Не только герой, но и пространство вокруг, подчинено тому же космическому закону: акварельный мир устойчив и постоянен, даже если небо прорезают штрихи молнии, гремит гром и катится поток прозрачных волн-линий. В небольшой мультипликационной новелле авторы соединили модернизм и эпику, условность картинки и естественность движений, насытили цветом и воздухом. Минимализм эстетики 1960-х мягко сочетается с восточным колоритом, являя чудеса композиции – многофигурной, простой и гармоничной – почти библейской, как на фресках. Люди собрались на обед, но явился злой змий. Не надо паники: Рикки-Тикки-Тави прогонит кобру из этого эдемского уголка.
3. Список идеальных мультфильмов
Ну вот, пора предъявлять список идеальных мультфильмов. А поговорить мы всегда успеем.
Примечание: прошу не считать список полным и окончательным. Это моя дюжина мульт-произведений, сложившаяся, как разноцветный пазл, из большого числа многих других идеальных мультфильмов именно сегодня. Располагаются они не по старшинству и чину, а в почти случайном порядке:
«Доктор Айболит» (Киевнаучфильм, реж. Давид Черкасский, 1984 г.)
«Ну погоди» - 9 серия, про то, как волк пошёл в Останкино (Союзмультфильм, реж. Вячеслав Котёночкин, 1976 г.)
«Приключения Васи Куролесова» (Союзмультфильм, реж. Владимир Попов, 1981 г.)
«На задней парте» - 2 выпуск (Союзмультфильм, реж. Валерий Угаров, 1980 г.)
«Тайна третьей планеты» (Союзмультфильм, реж. Роман Качанов, 1981 г.)
«Алиса в Стране Чудес» (Киевнаучфильм, реж. Ефрем Пружанский, 1981 г.)
«Остров» (Союзмультфильм, реж. Фёдор Хитрук, 1973 г.)
«Савушкин, который не верил в чудеса» (Киевнаучфильм, реж. Елена Баринова, 1983 г.)
«И мама меня простит» (Союзмультфильм, реж. Анатолий Петров, 1975 г.)
«Голубой метеорит» (Союзмультфильм, реж. Анатолий Петров, 1971 г.)
«Стекло», из сборника "Весёлая карусель. Выпуск 20" (Союзмультфильм, реж. Александр Гурьев, 1990 г.)
«Рикки-Тикки-Тави» (Союзмультфильм, реж. Александра Снежко-Блоцкая, 1965 г.)
Александр СЕДОВ (с)
----------
другие мои статьи и переводы: "На задней парте" - угарные мультики, очевидные и невероятные / Похвала тотальной анимации: "Капитан Врунгель" и другие / Бармалей в кальсонах / Детство в стиле ретро (про мультфильмы) / Западный взгляд на советские мультфильмы - 1 часть, 2 часть, 3 часть, 4 часть, 5 часть / Американцы о необъяснимом мире русской анимации / Западный профессор о советской мультипликации - 1-часть и 2-часть , 3 часть / "Хронос": Кир Булычёв вернулся / Французский зритель о фильме "Лиловый шар и Алисе Селезнёвой" / Американский зритель о "Тайне Третьей планеты" / Американцы о советской мульт-пропаганде / Сантьяго Армасилья - испанский марксист о "национальной бомбе", заложенной под СССР / и т.д. -- -- вознаградить за публикацию: моя карта Сбербанк - 4817 7602 8381 4634 - Или здесь https://yoomoney.ru/to/410011142676475