Александр СЕДОВ (с)
Наши режиссёры полюбили снимать мультфильмы из жизни восьмидесятых годов.
Вот, например, сериал «Девочка и кот» (реж. Сергей Рябов, студия Сергея Рябова, 2012-2018) в технике пластилиновой анимации. Блестящие скетчи, минимум слов и действия. Своей лаконичной формой напомнили телевизионные «Шесть кадров» - только «Девочка и кот» это как бы вариант для детей. Впрочем, будь эти выпуски длиннее, удались бы ли они также? Напрашивается вопрос: а не боится ли автор более содержательного и продолжительного сюжета? Выпуски похожи на пробу пера, этюды, хотя ничего «чернового» в них нет. Они отточены по технике и хронометражу.
В глаза бросается то, что автор переместил мир девочки и кота в собственное золотое детство начала восьмидесятых годов: катушечный магнитофон, школьная форма той поры, радиотрансляция передачи «Утренняя гимнастика», «Новогодний огонёк» в чёрно-белом телевизоре. Выступление Брежнева сменяется песней Барыкина: автор почему-то смешал две эпохи – «застоя» и «перестройки»; впрочем, поначалу граница между ними, действительно, казалась размытой. В целом эпоха передана остроумно и атмосферно, с теплотой, без ностальгического надрыва. Как представитель того же поколения (и, вероятно, ровесник той девочки и кота) я приветствую подобный подход – мне по душе милая стилизация, в некотором роде поэтизация той эпохи, тем более, что речь идёт о мире детства.
«Девочка и кот» – далеко не первый пример обращения современной российской анимации к миру детства конца 1970-х – начала 1980-х. Нынешние режиссёры-аниматоры любят совершать ретро-ностальгическое паломничество, заглядывать в воспоминания своих детских лет, обставляя собственные грёзы узнаваемыми коллизиями и предметами быта эпохи. Иногда сюжеты на ретро-материале полны личных драм, впрочем, переданных с юмором, самоиронией, как, например, в мультфильме «Девочка дура» (реж. Зоя Киреева, «А-фильм», 2006 г.).
В других случаях это вроде лирического воспоминания, мягкая зарисовка в духе импрессионизма, - скажем «Домашний романс» (реж. Ирина Литманович, "Аквариус-фильм", 2011 г.). Но, повторюсь, авторы всегда засвечивают в кадре детали, которые прямо указывают на конкретный исторический период, хотя с позиции сюжета это не так уж необходимо. История могла бы произойти в любое другое время. Но авторы настойчивы. Сюжет переносит именно в ту эпоху, в их детство, в их милые золотые годы детства.
Особенно эта тенденция заметна по мультфильмам на школьную тему. За последние годы в российской анимации было создано немало мультфильмов, где школьный сюжет без строгой необходимости перенесён в предметный мир 1970-1980-х годов. Например, «Зелёные зубы» (реж. Светлана Андрианова, студия «Пчела», 2012 г.).
Как зрителю мне не безынтересно увидеть очередной мультфильм про себя, отметить ассоциации с собственным детством. Узнать (а, может, придумывать заново) знакомые реалии. С другой стороны, я понимаю, что так во мне проявляется эгоистическое начало. Быть может, тот же поколенческий эгоизм говорит и в создателях этих мультфильмов? Не обидно ли современным детям?
(Из относительно недавних обращений к современному миру детства я могу назвать, например, сериал «Везуха» студии «Метроном», 2010 г.. - или свежий мульт-сериал "Приключения Пети и волка" студии "Союзмультфильм" и той же студии, прямо скажем, спорный с эстетической точки зрения мульт-сериал "Новое Простоквашино" - своеобразный стилистический переход от ретро к нынешнему дню).
В чём причина этой ретро-волны? Здесь, я думаю, нечто большее, чем личные предпочтения или индивидуальные комплексы конкретных режиссёров-мультипликаторов. Вероятно, речь можно вести о культурных и социальных причинах. Выскажу гипотезу: дело в том, что мультипликация как искусство синтетическое предполагает высокую степень культурной переработки (наподобие высокой степени химической переработки нефти до высокооктанового бензина или производства из нефти сложных полимеров). Это не означает, что на выходе этой цепочки обязательно получится «шедевр». Просто воображение авторов мультфильма и сама технология его производства, сколь бы коротким не был сам мультфильм, работает с обширным слоем культурных образов, стереотипов. Обычно автор берёт тот или иной социальный типаж или узнаваемый сюжет – хорошо знакомый автору и довольно распространённый в культуре, но главное – он опирается на уже готовую интерпретацию, образ времени, стереотип эпохи.
Так получилось, что в отношении современной эпохи многие авторы теряются. Она кажется слишком сырой, в ней много всего – гаджетов и социальных взаимоотношений, всё происходит чересчур быстро, коммуникации молниеносны и поверхностны – и всё это редко по-настоящему осмысленно. Не сформирован образ современного детства. Режиссёры вынуждены хвататься за образы, которые осмысленны, определённы и знакомы всем, а это образы / стереотипы, с которыми плотно работал ещё советский кинематограф, советская мультипликация, то есть, как минимум, тридцати-сорокалетней давности.
Девочка и кот – это современники Бармалейкина и Зазнайкиной из мультсерии «На задней парте» (реж. Валерий Угаров, Союзмультфильм, 1978-1985 гг.), а, может, даже их друзья и, так сказать, одноклассники. Разумеется, они немножко другие. Они передают привет от нашего времени – тому. В конце концов, в этом нет ничего невозможно, Бармалейкин «катался» на Машине времени и мог случайно прихватить Девочку и кота с собой. И тех и других я с удовольствием не раз пересмотрю. И всё-таки жаль, что современные режиссёры нередко избегают настоящего. Это моё сожаление есть единственный минус.
другие мои статьи и переводы: Американцы о необъяснимом мире русской анимации / Западный профессор о советской мультипликации - 1-часть и 2-часть, 3 часть / Советский "Том Сойер" в Америке / Советское ТВ глазами американцев / Классика детектива: английский сериал "Отец Браун" / Английский критик о фильме "Завещание профессора Доуэля" / Французский зритель о фильме "Лиловый шар и Алисе Селезнёвой" / "Пираты ХХ века": что думают о фильме американцы / Нужны ли советские комедии западному зрителю? / Американцы о советской мульт-пропаганде / Как возродить детский кинематограф? / Композиторы у разбитого пюпитра / Мальчиши-плохиши в кино / Василий Ливанов, он же Шерлок Холмс / публикации из цикла "Их взгляд на нашего Холмса": 1 часть, 2 часть, 3 часть, 4 часть, 5 часть, 6 часть, 7 часть, 8 часть, 9 часть , 10 часть, 11 часть, 12 часть, 13 часть, 14 часть, 15 часть, 16 часть /и т.д.