Шеф-редактор студии «Союзмультфильм» Сергей Капков в начале декабря 2025 года посетил Екатеринбург и выступил с лекцией на фестивале «Кинопроба». Его зажигательное выступление было посвящено теме актёрского мастерства в советской мультипликации. Пританцовывая и строя рожи, поведал он, как великие наши артисты советской эпохи – Михаил Яншин, Эраст Гарин, Рина Зелёная, Георгий Вицин, Армен Джигарханян, Георгий Бурков (и другие) – работали над образами своих героев в мультфильмах. Как художники студии...
Сиара Молони, кинокритик из Ирландии, молодая особа и любознательная исследовательница, успевшая только-только защитить в университете диссертацию, несколько лет назад испытала искреннюю тягу к советскому кинематографу. Успела написать обзорную статью о нём для американского электронного издания (лево-демократического толка), - возможно, как-нибудь сделаю перевод, - основная мысль которой была такая: нельзя в угоду «культуре отмены» отказываться от наследия советских фильмов, тем более клеймить советское кино штампом «пропаганда», мир и люди в нём устроены сложней...
Когда-то художник Александр Шабуров, большой энтузиаст «науки о Шерлоке Холмсе» (иначе говоря, всяческого знания об этом персонаже), собрав могучую кучку сподвижников – литераторов Даниила Дубшина, Антона Лапудева и Светозара Чернова, – выпустил книгу под интригующим названием «Занимательное Холмсоведение». На её глянцевых страницах он разместил множество цветных и чёрно-белых картинок – пёстрых обложек, книжных иллюстраций, документальных и постановочных фотографий, кадров из фильмов, живописных портретов и строгих схем...
304 читали · 1 месяц назад
ШЕРЛОК ХОЛМС В КАРТИНКАХ: ОТ ИЛЛЮСТРАЦИЙ К КИНООБРАЗУ И ОБРАТНО Жителей и гостей Екатеринбурга приглашаю на свою лекцию "Шерлок Холмс в кртинках: от иллюстраций к кинообразу и обратно", с которой намерен выступить в Свердловской областной универсальной научной библиотеке имени Белинского 15 ноября в 14.00. Удобные мягкие стулья уже заготовлены для вас в Литературной гостиной на 3 этаже основного здания. Давно хотел исследовать тему переклички и взаимовлияния книжно-журнальной иллюстрации и образа Шерлока Холмса на экране, проследить историю трансформаций популярного героя и его "вечного возвращения" к канону, то есть к классическому, аутентичному авторскому представлению. И вдруг такая возможность. Конечно, за отведённых на лекцию полтора часа мы не посмотрим четыре тысячи изображений Холмса и пару сотен фильмов о нём, но отметим поворотные моменты. Приходите, будет интересно. Вход, между прочим, свободный. Лекция запланирована в рамках многособытийного проекта "Библионнале на Урале". С уважением и до встречи, Александр СЕДОВ
Впервые с братьями-фантастами я познакомился, когда они не были братьями и фантастами, а были Аркадием Левицким и Борисом Стружковым – персонажами в повести Ариадны Громовой «В Институте Времени идёт расследование». Аллюзия была слишком прозрачна даже для меня, юнца, ещё не открывавшего ни одного из романов Стругацких. Уже тогда, в середине 80-х, я был наслышан о знаменитом литературном дуэте, их имена мелькали в статьях и интервью на страницах журнала «Уральский следопыт» (который я выписывал), их сюжеты экранизировались в телепередаче «Этот фантастический мир»...
Что заставляет американского зрителя в 2025 году смотреть непритязательные советские комедии? Не всемирно призванные шедевры советского кино типа «Броненосца Потёмкина», не хоррор «Вий», не шокирующую военную драму «Иди и смотри», не литературную классику «Войну и мир», не эксцентричную «Кин-Дза-Дзу!», не эстетствующую психологическую фантастику «Солярис», ни даже экранизацию «Шерлока Холмса»? С 2005 года я ищу в интернете, читаю и перевожу на русский развёрнутые суждения зарубежных зрителей (блогеров, кинокритиков, профессоров), в основном англоязычных, о нашем кинематографе...
Возможность посмотреть на вещи с неожиданной стороны – коренное свойство жанра фантастики. Попробуем поступить так же и в поиске ответа на вопрос, чем была советская кинофантастика (см. предыдущий текст). Самый очевидный шаг – обратиться к наиболее известным н/ф фильмам, снятым в Советском Союзе. Допустим, к фильму «Через тернии – к звёздам» (1980), получившему Государственную премию СССР – правительственную награду в области искусства. На этом примере можно подискутировать на тему о том, что понималось...
Для того чтобы понять картину мира, требуется всмотреться в её детали. Об этом нехитром парадоксе я вспоминаю всякий раз, когда читаю мемуары советских кинематографистов – в особенности тех, кто пережил слом эпох и смену общественно-экономической формации. К понятию «кинематографист» я временно причисляю также государственных чиновников и редакторов Госкино СССР, которые помогали машине индустрии функционировать и выдавать на-гора десятки фильмов ежегодно, ставших позднее золотой классикой. Если...
Когда на экране возник шеф Космической безопасности Гэлбрайт, никто из зрителей не сомневался, что так Шерлок Холмс передал с экрана нам свой привет. Без жёсткого воротничка, без знаменитой трубки, с усами и в очках, актёр Ливанов вернул себе облик нашего современника, более привычный, чем можно было ожидать от научно-фантастической картины об отважных космодесантниках. Есть основания полагать, что сыщик не просто переодел строгий викторианский костюм на кожаную куртку 80-х, но и решил удивить аудиторию неожиданным для игрового кино нарядом (мы же знаем, какой он мастак на переодевания!)...
Забугорный, заморский и островной зритель с Запада продолжает открывать для себя жемчужину советского кинематографа – экранизацию романа английской писательницы Агаты Кристи «Десять негритят». Речь о фильме, который поставил режиссёр Станислав Говорухин в 1987 году на Одесской киностудии. Сочиняются любительские (и не только любительские) отзывы, записываются аудио-подкасты, пополняются реплики на международных киносайтах. Особого внимания, на мой взгляд, заслуживают отзывы тех западных киноманов,...