Многие наши статьи посвящены отечественным фарфоровым заводам XIX века. На этот же раз хотим рассказать о заводе, владелец которого «сделал все, что мог, чтобы поднять достоинство русского фаянса». Продукция же предприятия была интересна обращением к разным историческим стилям.
В 1772 (или в 1773) году придворный банкир императрицы Екатерины II барон Иван Юрьевич Фридрикс (Фридерикс) купил в Шлиссельбургском уезде Петербургской губернии мызу Морье, к которой относилось несколько деревень (сейчас это территория Всеволожского района Ленинградской области). Принято считать, что барон завел на мызе стеклянный завод, или даже два завода в разных деревнях имения. По данным 1792 года за деревянным домиком-летней дачей вдовы барона, располагался «стеклянный завод, принадлежащий с.-петербургскому купцу Никифору Ерофееву, который платит баронессе за место, что под стеклянным заводом». В 1812 году (по другим данным – в 1816 или в 1817) году мызу приобрел надворный советник, предводитель дворян Шлиссельбургского уезда (в 1818-1824 годах) Сергей Яковлевич Поскочин. Исследователи затрудняются сказать, какой из стеклянных заводов новый владелец продолжал сдавать в аренду, а на каком перепрофилировал производство со стекла на фаянс. Известно точно лишь то, что с 1820-х годов мыза Морье связана с выпуском Поскочиным фаянса. И если в 1818 году писали, что фаянс частных российских фабрик «далеко уступает как цветом, так и прочностию иностранному, а по сему лучший фаянс привозится из других земель, особливо из Англии», то в 1829 году жюри Первой публичной выставки российских мануфактурных изделий причислило поскочинский фаянс к первому разряду, отметив его «доброту и чистоту разделки, красивость форм и умеренность цены». В июньском выпуске журнала «Старые годы» за 1911 год, в статье «Фаянс завода Поскочина» читаем: «Ни один из русских заводов не достигал такой художественности и такого разнообразия в моделях, как завод в деревне Морье».
На заводе Поскочина работали преимущественно русские мастера (иностранцев было всего трое); сырье также было отечественным, за исключением красок для росписи, которые привозили из Дании. В 1842 году Поскочин завод продал; последующие владельцы и арендаторы какое-то время повторяли старые образцы, а позже прекратили выпуск фаянса, заменив его фарфором. Так что расцвет «фирменных» поскочинских изделий приходится на недолгий период. Большим успехом пользовались обращения к стилям прошлого, так называемый историзм.
В Европе XVIII века давнее увлечение китайским фарфором совпало с развитием традиций чаепития. «Китайские сюжеты» появляются на фарфоре и фаянсе ведущих немецких и английских мануфактур. Во времена завода Поскочина мастера декоративно-прикладного искусства «вспомнили» о XVIII веке и его шинуазри (с французского дословно переводится как «китайщина»).
Историзм XIX века включал также новые обращения к искусству Древней Греции и Древнего Рима. В собрании Государственного Эрмитажа хранятся предметы из чайного сервиза-дежёне (для сервировки завтрака) завода Поскочина, роспись которых имитирует изображения на древнегреческих сосудах.
Также на заводе с большим вкусом трактовали формы и декор европейских фарфора и фаянса XVIII века. Сохранился, например, молочник в «английском духе» с рельефными изображениями волков и собак.
Отдельного упоминания достойны изделия, где декор фаянса имитирует другие материалы – поделочный камень, серебро, селадон (глазурь, которая в керамическом производстве Древнего Китая воспроизводила цвет нефрита). Ажурная же сухарница из собрания Государственного Эрмитажа кажется сплетенной из лозы.