Найти тему
Чайный Дом Сугревъ

Чай по-монастырски

Монастыри в России издавна обустраивали свои сады и огороды. Известны, например, великолепные монастырские фруктовые и ботанические сады на Соловках и на Валааме. И «монастырским чаем» принято называть полезный и вкусный напиток, заваренный на травах и плодах, выращенных и собранных в монастыре. А затем в монастырских трапезах появился и собственно чай. И сейчас мы, путешествуя или гуляя по городу, не отказываем себе в удовольствии выпить чашечку-другую чая в монастырских или церковных трапезных. В этом выпуске «чайных картин» собрано несколько «чайно-монастырских».

В наших обзорах сюжетов с чаепитием уже публиковались картины Алексея Ивановича Корзухина (1835-1894) – известного жанрового живописца, академика Императорской Академии художеств, одного из учредителей Санкт-Петербургской Артели художников и Товарищества передвижных художественных выставок. В 1882 году он написал картину «В монастырской гостинице». Очень живо и не без теплого юмора изображена суета вокруг чайного стола, объединившего монахов, богомольцев и проезжающих.

Алексей Иванович Корзухин, «В монастырской гостинице», 1882 год. Из собрания Государственной Третьяковской галереи
Алексей Иванович Корзухин, «В монастырской гостинице», 1882 год. Из собрания Государственной Третьяковской галереи

Про художника Анатолия Дмитриевича Муратова (1859- после 1910) известно мало. Уроженец Тамбовской губернии, он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у знаменитых Иллариона Михаиловича Прянишникова и Василия Григорьевича Перова. В 1880-1887 годах Муратов получал образование в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Его работы можно было видеть в журналах «Нива», «Искры», «Всемирная иллюстрация», «Родина», Север» и «Живописное обозрение», для многих из которых он был «собственным художником». Со временем художник перебрался в Екатеринослав, получив место учителя рисования в женской гимназии. Сюжет «Отдых валаамских иноков на сенокосе» Муратов создал для одного из номеров «Нивы» 1889 года.

Анатолий Дмитриевич Муратов, «Отдых валаамских иноков на сенокосе», 1889 год. Гравюра с рисунка выполнена Флюгелем.
Анатолий Дмитриевич Муратов, «Отдых валаамских иноков на сенокосе», 1889 год. Гравюра с рисунка выполнена Флюгелем.

В Государственном историческом музее хранится репродукция (журнальная или каталожная) с работы Василия Демьяновича Болотнова (1865-1939) «Монастырская идиллия». Болотнов происходил из крестьян Дмитровского уезда Московской губернии, художественное образование получил последовательно в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и Императорской Академии художеств. Преподавал рисование и черчение в разных учебных заведениях Санкт-Петербурга, в 1897 году стал штатным художником-мозаичистом Императорской Академии художеств. Писал иконы, вместе с Васнецовым, Кориным, Бруни и другими участвовал в оформлении храма-памятника во имя святого благоверного князя Александра Невского в Софии. После революции продолжил работу мозаичиста. Так, в 1829 году Болотнов стал заведующим художественной частью по мозаике в Мавзолее В.И. Ленина в Москве. Картина «Монастырская идиллия» в 1894 году получила премию на конкурсе Общества поощрения художеств.

Василий Демьянович Болотнов, «Монастырская идиллия», 1894 (?) год.
Василий Демьянович Болотнов, «Монастырская идиллия», 1894 (?) год.

Коневский Рождество-Богородичный монастырь расположен на острове Коневец в западной части Ладожского озера (Ленинградская область). Основан он был в 1393 году монахом из Новгорода Арсением Коневским. Мы решили показать фотографию, которую сделал знаменитый фотограф Карл Карлович Булла в 1892 году. На ней за чайным столом запечатлен монах Коневского Рождество-Богородичного монастыря.

Монах Коневского Рождество-Богородичного монастыря. Фотография 1892 года Карла Карловича Буллы. Из собрания Центрального государственного архива кинофотодокументов Санкт-Петербурга
Монах Коневского Рождество-Богородичного монастыря. Фотография 1892 года Карла Карловича Буллы. Из собрания Центрального государственного архива кинофотодокументов Санкт-Петербурга

Еда
6,93 млн интересуются