В легкое и изнеженное время мы живём, если говорить в аспекте автолюбителя. В самом деле сейчас, если мы говорим о покупке нового автомобиля, то это, скорее всего, будет новый китаец. Они практически все будут снабжены автоматической трансмиссией, не важно, что это будет: классический гидроавтомат, робот, или вариатор. В любом случае, вам переключать передачи не придётся. Поискать китайца "на ручке" та ещё задача. Но они есть, есть и другие автомобили с механической коробкой передач, а наша родная Лада практически вся снабжена механикой.
Есть у механической коробки определенные плюсы. Прежде всего она хороша тем, что достаточно просто устроена и поэтому надежна. Но бывает, что сюрпризы преподносит сцепление. Например, оно перестает выключаться. Для нас старожил, это не большая проблема. Мы доедем до ремонта своим ходом, даже если, это произойдёт в городе. Так что, настоящие мужики доедут или лучше вызывать эвакуатор?
Поломка сцепления может случиться внезапно, зачастую в самый неподходящий момент, когда до ближайшего автосервиса предстоит преодолеть километры. В таких ситуациях многие водители начинают паниковать, думая о необходимости буксира или эвакуатора. Однако такие крайние меры не всегда оправданы. На самом деле, благодаря особенностям конструкции двигателя и механической коробки передач, можно передвигаться даже без использования сцепления. Важно лишь знать правильный алгоритм действий, что позволит спокойно проехать десятки километров и справиться с проблемой до прибытия на сервис.
Основные причины поломки сцепления
Есть несколько причин, по которым сцепление может перестать функционировать:
- износ или повреждение выжимного подшипника;
- утечка жидкости в гидравлической системе;
- выход из строя главного или рабочего цилиндров сцепления;
- обрыв троса сцепления;
- деформация вилки сцепления и другие механические повреждения.
В любом из этих случаев водитель теряет возможность управления системой сцепления. Педаль может либо проваливаться в пол, не возвращаясь обратно, либо наоборот, застыть в верхнем положении, не оказывая никакого воздействия при нажатии. В такой ситуации важно правильно остановить автомобиль и продумать дальнейшие шаги.
Как остановиться при поломке сцепления
Если проблема с сцеплением возникла на ходу, первое, что нужно сделать – это аккуратно остановиться. Используя имеющийся запас скорости, стоит двигаться накатом до безопасного места. Если сцепление отказало на стоянке, можно легко запустить движение. Для этого необходимо заглушить двигатель, включить первую передачу (что не вызовет трудностей, так как при выключенном моторе валы не вращаются) и, удерживая тормоз, снова запустить двигатель. Одновременно с этим нужно отпустить педаль тормоза и слегка нажать на газ, чтобы машина не заглохла при трогании с места. Стоит быть готовым к тому, что автомобиль рванёт вперед с рывком и быстро наберёт начальную скорость.
Этот метод позволяет безопасно начать движение на первой передаче и, если необходимо, убрать машину с проезжей части или перенести её в более удобное место. Чтобы перевести коробку передач в нейтраль, нужно подвести обороты двигателя к 1,5-2 тысячам оборотов в минуту. При каждой последующей остановке, запускать движение придётся заново, начиная с описанного выше метода запуска двигателя на передаче.
Поиск причин поломки
После того как автомобиль будет перемещён в безопасное место, можно попробовать определить проблему визуально. Если сцепление гидравлическое, то одной из самых очевидных причин неисправности может быть утечка тормозной жидкости. Чаще всего её можно обнаружить в подкапотном пространстве по следам жидкости. Также могут быть видны оборванный трос или сломанная вилка сцепления.
Стоит отметить, что ремонт сцепления в "полевых" условиях – задача крайне сложная. Для этого требуются специализированные запчасти, доступ к нижней части автомобиля и специальные инструменты. Эвакуатор, хоть и дорогой, часто оказывается единственным способом решить проблему. Тем не менее, если вы находитесь в городе или недалеко от автосервиса, знание о том, как ехать без сцепления, поможет вам сэкономить на вызове эвакуатора и доехать до СТО самостоятельно.
Как переключать передачи без сцепления
Если требуется переключение передач без использования сцепления, например, с первой на вторую, необходимо почувствовать "синхронизацию" между двигателем и коробкой передач. Обычно это возможно при оборотах двигателя от 1500 до 2500 оборотов в минуту, в зависимости от особенностей конкретной трансмиссии. Для переключения передач без сцепления нужно плавно довести обороты до указанного диапазона и быстро, но аккуратно перевести рычаг на нужную передачу. С первого раза это может показаться сложным, но спустя несколько попыток водитель сможет "нащупать" те самые оптимальные обороты, при которых коробка передач переключается практически бесшумно и без усилий.
При необходимости понижения передачи, например, со второй на первую, используется метод "перегазовки". Для этого нужно слегка сбросить газ, а затем быстро нажать на педаль акселератора, поднимая обороты до уровня, при котором коробка сможет принять пониженную передачу. Это требует определённой практики и сноровки, поэтому в случае отсутствия уверенности в своих силах лучше ограничиться движением на первой или второй передаче, сохраняя минимальную скорость.
Поломка сцепления – неприятная, но не всегда критическая ситуация. Знание простых методов позволяет водителю не только безопасно остановить автомобиль, но и продолжить движение до автосервиса даже при отказе сцепления.
Случалось ли вам сталкиваться с такой ситуацией? Лично у меня было такое дважды. Оба раза на старых Москвичах.