Российская Федерация предпринимает меры для организации серийного производства истребителя нового поколения, который обладает выдающимися боевыми характеристиками и превосходит предыдущие модели по мощности и эффективности. В рамках реализации стратегии военного развития, которая направлена на создание инновационного вооружения, особое внимание уделяется производству истребителей пятого поколения, таких как Су-57.
Согласно информации, опубликованной в американском военном издании Defense News, авиастроительный завод в Комсомольске-на-Амуре значительно ускорил темпы серийного производства данного типа самолетов.
"Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК) сообщила о запуске новых производственных мощностей, которые направлены на интенсификацию поставок авиационной техники. В рамках этих мероприятий началось строительство специализированного ангара для проведения тестирования систем авионики.
Генеральный директор Комсомольского-на-Амуре авиастроительного завода (КнААЗ) Александр Пекарш отметил, что расширение производственных мощностей включает в себя также реализацию проекта по строительству третьей очереди гальванического производства. Данный проект поддерживается государственными инвестициями и предусматривает капитальный ремонт существующих производственных объектов.
Несмотря на санкции, введённые Соединёнными Штатами, Европейским Союзом, Великобританией и другими странами против "Ростеха", ОАК и Комсомольского авиационного завода, программа серийного производства Су-57 продолжается без значительных затруднений. Необходимые электронные компоненты были приобретены в странах Азии.
Издание Defense News также указывает, что численность истребителей Су-57 в российской авиации значительно уступает количеству таких самолётов, как МиГ-29 и Су-27. В июне 2019 года на форуме «Армия» было заключено соглашение между Министерством обороны и производственным предприятием на постройку 76 самолётов Су-57, с планируемым завершением работ к 2027 году.
Однако, позже было признано, что производственные мощности завода недостаточны, что привело к необходимости их расширения. В 2022 году было передано 10 самолетов, а в 2023 — 11.
Основные проблемы в производственном процессе, по мнению экспертов, связаны с задержками поставок систем авионики и новых двигателей, известных как «Изделие 30». До недавнего времени Су-57 оснащались моторами предыдущего поколения АЛ-41Ф-1.
Двигатель «Изделие 30» — это перспективный турбореактивный двигатель для российских истребителей пятого поколения, в первую очередь для Су-57. Его разработка ведется с начала 2010-х годов, и он призван заменить двигатели предыдущего поколения АЛ-41Ф-1, которые временно используются на Су-57. Основная цель создания этого двигателя — повысить эффективность, мощность и надежность самолета, что сделает его более конкурентоспособным по сравнению с аналогичными системами на мировом рынке.
Технические характеристики двигателя «Изделие 30»:
- Максимальная тяга:Без форсажа: около 11 000 кгс.
- С форсажем: более 18 000 кгс.
- Это значительно превышает тягу текущих двигателей АЛ-41Ф-1, что обеспечит Су-57 превосходство в скорости и маневренности.
- Сверхзвуковая скорость без форсажа: Су-57 с «Изделием 30» сможет достигать крейсерской сверхзвуковой скорости (1,5 Маха) без использования форсажа. Это одно из ключевых требований к истребителям пятого поколения, что позволяет экономить топливо и увеличивать дальность полета.
- Удельный расход топлива: Удельный расход топлива у «Изделия 30» значительно снижен по сравнению с его предшественником, что позволяет самолету увеличивать дальность полета и оставаться в воздухе более продолжительное время.
- Температура газов перед турбиной: За счет использования новых термостойких материалов, двигатель может работать при более высоких температурах — свыше 2000°C, что увеличивает его эффективность и долговечность.
- Ресурс двигателя: Планируемый ресурс — до 4000 часов, что делает его более надежным и долговечным в эксплуатации.
- Маневренность: Двигатель оснащен трехмерной системой управления вектором тяги, что значительно повышает маневренные способности Су-57, особенно в боевых условиях. Это позволяет самолету выполнять сложные воздушные маневры, такие как "кобра" и другие, улучшая его возможности в воздушном бою.
- Габариты и масса: Двигатель «Изделие 30» имеет меньшие размеры и массу, чем АЛ-41Ф-1, что позволяет снизить вес самолета, улучшив его аэродинамику и маневренность.
В декабре 2023 года "Ростех" сообщил, что в 2024 году Су-57 будут оборудованы новыми двигателями, являющимися преемниками существующих моделей.
Согласно аналитикам Центра анализа европейской политики (CEPA), разработка этих двигателей началась еще в 2010-х годах, однако серийное производство может стартовать не ранее 2025 года. В связи с этим, вероятно, прекратится выпуск устаревших моделей двигателей, а усилия сосредоточатся на создании новых.
Министерство обороны РФ объявило о планах приобрести 22 самолета Су-57 в 2024 году. В то же время, украинская сторона выражает обеспокоенность в связи с истребителями Су-57, базирующимися на территории России.
По информации издания Army Recognition, Су-57 способен нести широкий спектр вооружения, включая ракеты класса "воздух-воздух" и крылатые ракеты, что делает его многофункциональной машиной. Он также оснащен 30-мм пушкой ГШ-30-1 и двигателями с изменяемым вектором тяги, что повышает его маневренность.
Параллельно с развитием авиации, Россия активизирует производство беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что развитие высокотехнологичной отрасли БПЛА идет с акцентом на импортозамещение. К 2030 году планируется произвести до 32 тысяч беспилотников, что станет значимым фактором в укреплении обороноспособности страны.
Таким образом, несмотря на ограниченные возможности для оперативного увеличения числа Су-57 в составе ВКС России, военное руководство активно развивает другие направления, такие как беспилотные системы, что позволит укрепить национальную безопасность в ближайшей перспективе.