Движок – сердце автомобиля. За ним, как и за сердцем человека, требуется тщательный, грамотный уход.
Даже самое сильное, выносливое сердце способно дать сбой. И всегда проще предотвратить его износ, чем впоследствии лечить.
Благо для автомобиля – и в этом преимущество перед человеком – его «сердце» можно заменить на новое. Однако это двойной удар: по кошельку владельца и по его нервной системе.
Поэтому в качестве превентивных мер хочу посоветовать те, которые уберегут «кардиологическую систему» вашего автомобиля от преждевременного «старения» и угасания.
Грамотная эксплуатация двигателя – гарантия его долголетия. Первое, о чём надо помнить всегда, – его правильный прогрев. Ни один спортсмен не начинает работу на холодные мышцы, зная, насколько это чревато негативными последствиями.
Чтобы разогреть мышцы, нужно задать кровотоку должную активность – наладить хорошую циркуляцию крови.
В этом смысле автомобиль ничем не отличается от человеческого организма: прогретое масло будет лучше циркулировать и эффективно обеспечивать двигатель необходимой смазкой.
Сейчас и автопроизводители, и экологи дуют в одну «дуду», убеждая всех, что современные модели не нуждаются в предварительном прогреве. К тому же, это жутко вредит окружающей среде, а значит – прогрев необходимо свести к минимуму.
В этом, без сомнения, есть разумное зерно, однако ещё более очевидно то, что ни одна организация «зелёных» не оплатит вам покупку нового авто в случае, если двигатель выйдет из строя.
Да и производитель в этом случае не возьмёт на себя ответственность за свои рекомендации и не заменит бесплатно убитый неправильной эксплуатацией агрегат.
В данном случае руководством к действию должны быть не «охи-ахи» экологов и вторящих им производителей, а стрелка охлаждающей жидкости. Хорошо прогретое масло – безопасная работа железного сердца.
Второй момент, который увеличит срок службы двигателя, – высокие обороты. В этом месте важно сделать оговорку: заставлять работать движок на высоких оборотах постоянно нельзя, на благо пойдёт только периодичность.
Кто-то скажет, что и поршневая система, и насос вместе с топливной системой при высоких оборотах работают на пределе своих возможностей. Это не может не сказаться на самом моторе, который в такие моменты вынужден выдерживать колоссальную тепловую нагрузку. Страдает также и газораспределительный механизм.
Опять же опровергать эти утверждения не буду. Лишь повторюсь, что высокие обороты нужно пускать в ход периодически.
Судите сами: не будет ли нагар, который образовывается на низких оборотах, ещё более вредоносным. Уж он-то, точно, не пощадит движок!
Избавиться от него можно, разобрав мотор. К тому же, все неприятные отложения влияют не только на запуск двигателя, но и на расход топлива, а также на мощность.
Прибавьте к этому ещё клапаны, форсунки, поршневые кольца – всё это при наличии нагара и прочих «прелестей» в скором времени придёт в негодность.
Потому-то не бойтесь время от времени позволять себе езду на высоких оборотах в течение 5-10 минут. Таким образом вы, не разбирая движок, сможете избавиться от вредного налёта.
Замена масла должна осуществляться в должный срок. Не тот, что рекомендует производитель иномарок (10-15 тысяч километров)! Срок замены масла напрямую зависит от условий эксплуатации. А, как мы все с вами знаем, в России они существенно отличаются от европейских.
Поэтому реальные, а не абстрактные рекомендации по замене масла, – это 7-8 тысяч километров.
Стоит учитывать то, что наше топливо по качеству уступает западному, да и само масло часто оставляет желать лучшего – под проверенными брендами вполне может скрываться подделка.
Сюда же стоит приплюсовать и погодные условия, в которых осуществляется эксплуатация автомобиля. Осень и зима в России не тождественны тем же сезонам в Европе.
Следовательно, для сохранения здоровья двигателя прогрев должен быть адекватным (не менее 15-20 минут). Пройденные восемь тысяч километров – оптимальный показатель для замены масла. Помимо всего названного, особого внимания и регулярной очистки требует и фильтр очистки воздуха.
Взглянув на рекомендации, увидим, что производитель советует замену после 15-30 тысяч километров (в зависимости от марки авто, опять же).
Но, учитывая наше дорожное покрытие, грязь, копоть, химические вещества, бесконечный простой в пробках, менять воздушный фильтр следует уже после пройденных 7-8 тысяч километров.
Здесь многое, конечно, зависит и от самого фильтра. Бюджетные варианты требуют более частой замены. Для тех, что значительно дороже, планка поднимается чуть выше – не меняя фильтра, можно отъездить и 10 километров.
Недорогие фильтры относятся к разряду «скупой платит дважды». Они быстрее забиваются, утрачивая способность пропускать воздух должным образом. Ещё один их минус – они более хлипкие. Чуть больше давление воздуха – и они моментально рвутся, запуская в камеры сгорания весь вредоносный шлак.
И нет ничего удивительного, что такой расклад ведёт к появлению задир на стенках цилиндров, а они рано или поздно загонят автомобиль в сервис для капремонта двигателя.
Уверен, что такие перспективы вряд ли кого-то обрадуют.
Поэтому не давайте тому самому «жареному петуху» клюнуть в неприкрытое место в самый неподходящий момент – предотвращайте неприятности до их появления!
Следование простым рекомендациям в настоящем способно предотвратить очень непростые проблемы в будущем.