Казалось бы, чугун в этом споре давно проиграл, поскольку большинство автопроизводителей от него отказалось. Уверенно сопротивляется этой тенденции разве что Китай. Однако не все так просто: ведь этот проигрыш обусловлен, в основном, вредностью производства, а не параметрами конечного изделия. И если отмахнуться от экологии, то вскоре выяснится, что чугун имеет кучу достоинств.
Судите сами. Чем прочнее блок цилиндров, тем меньше с ним хлопот. Речь не только об износе, но и о жесткости, позволяющей цилиндрам дольше сохранять заданную производителем геометрию – безо всякой конусности и эллипсности. Конечно, у современных алюминиевых блоков имеются чугунные гильзы, но и с ними алюминий все равно уступает чугуну по жесткости. А при малейшем перегреве геометрия алюминия безвозвратно портится.
Если говорить о ремонтопригодности, то и здесь чугун впереди. Такие блоки поддаются расточке с последующим переходом на поршни ремонтного размера. А вот чугунные гильзы после расточки утрачивают исходную жесткость. Про тонкостенные гильзы и говорить нечего. А перегильзовка алюминиевого блока – занятие сомнительное: по заводской технологии их уже не установить, да и стоимость такого ремонта становится космической.
А вот если все-таки вспомнить про экологию производства блоков, то отливка алюминиевого изделия значительно эффективнее, нежели чугунного. Собственно, именно поэтому и произошел массовый переход на алюминиевые блоки – по крайней мере, в основных развитых странах. Чугунные блоки также производят, но такие процедуры имеют место в странах с развивающейся экономикой.
Какой блок предпочтительнее для конечного потребителя? Тут многое зависит от личности владельца. Если речь идет о первом хозяине машины, который не грезит миллионными пробегами и вечной жизнью, то алюминиевый блок цилиндров прослужит ему более 100 тыс. км, а то и все 200-300 – тут уже все зависит от производителя мотора. По массе алюминиевый блок гораздо легче чугунного, что положительно сказывается на массогабаритных характеристиках автомобиля, а также на его экономичности, управляемости и так далее. Но если изначально владелец нацелен на огромные пробеги, а также в тех случаях, когда речь идет о втором и последующих обладателях машины, покупающих ее на вторичке, то преимущества чугунного блока неоспоримы – от ресурса до ремонтопригодности.
Подводя итоги вышесказанному, повторим, что для зарубежного автопроизводителя, вынужденного соблюдать эконормы и отвечать за их нарушения, алюминиевые блоки однозначно выгоднее чугунных. При этом перед ним не стоит задача обеспечивать своими движкам ресурс в десятки лет – ему выгоднее зарабатывать на продажах новых автомобилей и запчастей для них. Первый покупатель машины спокойно отъездит на ней тысяч 100-150, после чего без проблем продаст ее тому, кого устраивает остаточный ресурс процентов 20-40 от изначального. Впрочем, необходимо отметить, что при эксплуатации такого мотора его категорически нельзя перегревать, избегая критических нагрузок. На практике хорошо продуманные моторы с алюминиевыми блоками при нормальном уходе могут выхаживать и по 400 тыс. км. Ну, а моторы с чугунными блоками больше подойдут тем владельцам, которые не собираются сдувать с них пылинки, и кого не страшат никакие капремонты.
Что еще почитать:
Когда цепь в приводе ГРМ лучше ремня, а когда наоборот
Как я поставил независимую заднюю подвеску на «Весту» и что из этого вышло
Заливать в мотор дешевое масло и менять чаще: а так можно?