Найти тему

Мы придумали «лаваш»: путь от одного вертела до крупнейшей сети ресторанов fast service в Узбекистане. Как менялся Oqtepa Lavash за 14 лет

Оглавление

Топ-менеджеры компании рассказывают — какие изменения прошла сеть ресторанов быстрого сервиса.

Топ-менеджеры компании рассказывают — какие изменения прошла сеть ресторанов быстрого сервиса.

Фото: эволюция логотипа за 14 лет.
Фото: эволюция логотипа за 14 лет.

Привет комьюнити «Дзен». Много лет читаю площадку, люблю, обсуждаю, осуждаю, но стороной точно не обхожу.

Я из Узбекистана и у нас сейчас происходит много чего интересного. Сам я занимаюсь несколькими проектами. Много лет в журналистике и в PR, немного в маркетинге и «арджейинге».

Сегодня хочу немного погрузить в рынок «фаст-сервис». «Маков», «кингов» и «сабвеев» у нас нет, однако на протяжении 15-20 лет развивался собственный рынок быстрого обслуживания. Есть бургерные, есть национальная кухня и есть лавашные. Лаваш в понимании всего мира — это тонкий хлеб, однако попав в Узбекистан, для вас окажется, что «лаваш» это полноценное блюдо, но об этом позже.

Рассказываю про историю крупнейшего, на сегодняшний день, игрока на рынке fast service в Узбекистане — сеть Oqtepa Lavash.

Лаваш не хлеб, лаваш — блюдо.

Контекст: особенность Узбекистана заключается в том, что если во всем мире есть гиросы, шавермы, донеры, дюрумы, твистеры и другие наименования блюда, где начинка состоит чаще всего из сочного мяса с вертела, соуса, свежих помидоров и огурцов, и завернута в тонкий хлеб, называемый лаваш — то в Узбекистане «лавашом» мы просто назвали само блюдо.

По этой причине, когда будете в самом сердце Центральной Азии не удивляйтесь, что вам дадут горячий, обжигающий лаваш с сочным мясом в руки вместо холодной упаковки с тонким хлебом.

2010 год. Сначала было слово

Над первым филиалом заведения на круге Октепа скромно красовалось красным по белому название Oqtepa Lavash. Это был «олдскул», так выглядела outdoor-реклама Узбекистана нулевых. Об айдентике и брендбуке и речи не шло — это было уютное заведение для своих. Однако, уже тогда братья-основатели Бекзод и Фарход Гулямовы понимали, их планы долгоиграющие, а намерения тверды — когда-то это скромное заведение превратиться в большую сеть со своим фан клубом и ярким позиционированием.

Фото: один из филиалов сети после ребрендинга в 2018 году.
Фото: один из филиалов сети после ребрендинга в 2018 году.

2018 год. «Восход» в логотипе и восход сети

Как компания начала обрастать филиалами, так и логотип начал обретать формы и шрифты. Как раз тогда начался восход «солнца» Oqtepa Lavash, что было и передано в логотипе ресторана. Цветовая гамма обзавелась желтым, черным и серым оттенками, изменилось написание. Заведения стали открываться в единой стилистике, экстерьер стал в большей степени насыщенно красным. К этому моменту компания одной из первых запустила собственную службу доставки и подключила программное обеспечение для касс.

2021 год. Начало масштабирования бизнеса

К тому моменту в нескольких областях страны открыто более 60 заведений и компания впервые осуществляет масштабный ребрендинг, который повлияет на внешний вид всех существующих филиалов. Тогда же началась стандартизация всех процессов — единый внешний облик ресторанов, единая униформа у сотрудников, четкая операционка на кухне, меню, скрипты коммуникации. Таковы были необходимые шаги для масштабирования бизнеса. С задачей компания справляется на «пятерочку» — без пертурбаций и лишних заминок, оставаясь узнаваемым, верным своей аудитории и посетителям, переходит на следующий этап своего роста.

«Мне не нравится, когда новый директор по маркетингу приходит и делает ребрендинг просто ради ребрендинга. Сначала мы даже не думали о ребрендинге, мы просто хотели обновить логотип с Ильхомом Зариповым, арт-директором компании, потому что в нем было несколько недостатков. К тому же, шрифт Helvetica в логотипе не подходил для категории food и был слишком заезжен другими брендами. К счастью, руководство полностью поддержало наше видение и дало нам «карт-бланш» на создание новой айдентики. Учитывая все большие изменения в компании, такие как масштабное расширение, открытие мясного цеха, улучшение процессов на кухне и в операционной части, этот ребрендинг станет глотком свежего воздуха», — отметил СМО сети Жахонгир Юсупов.
Фото: обновленный интерьер сети после ребрендинга
Фото: обновленный интерьер сети после ребрендинга

2024 год. Возвращение к истокам и ценностям

Нет ничего лучше минимализма. 2024 год и с новым обновлением, команда снова возвращается к шрифтовому логотипу и оставляет графическую часть, видоизменив среднюю окружность. Здесь арт-директор сети, Ильхом Зарипов, решил пойти согласно новому позиционированию, не забывая об особенностях бизнеса:

«Согласно новому брендбуку компании, направленному в сторону открытости и прозрачности, мы решили отразить это и в логотипе, отделив графическую часть от шрифтовой. К очертанию линии в символе мы добавили уникальности, который в том числе теперь напоминает лаваш в разрезе. Сам шрифт стал менее кричащим и подчеркивающий принадлежность к food индустрии. В целом, айдентика сети освежилась и модернизировалась, оставшись при этом узнаваемой для посетителей», — поделился арт-директор сети, Ильхом Зарипов.
Фото: новая айдентика сети fast service ресторанов после ребрендинга.
Фото: новая айдентика сети fast service ресторанов после ребрендинга.

2024 год и планы на ближайшее будущее

Сегодня компания, открыв 88 филиалов и до конца года, планируя довести цифру до юбилейной сотни — планирует зафиксироваться на этом количестве и снова уделить больше внимания операционке, приведению всех филиалов в единый стиль и проработке всех накопившихся задач.

Однако, количество новостей от этого не убавится. Одна из масштабных обновлений — сеть fast service ресторанов запустила собственный суббренд кофеен под названием O!Kafe. Компания решила взять успешно работающую модель международного гиганта в лице McDonald's с его суббрендом McCafe.

«O!Kafe был создан в том числе, чтобы охватить совершенно новый для нас сегмент клиентов и предоставить им качественный продукт. Новый бренд позиционируется как уникальный концепт современных кофеен. В меню можно найти не только кофе и напитки, но и внушительный ассортимент десертов и перекусов. Цель, при создании кофеен, заключалась в том, чтобы дать покупателям более современный и широкий уровень обслуживания. O!Kafe сочетает в себе кофе на топовых европейских оборудованиях на зернах Lavazza, скоростное обслуживание и вкусные блюда», — поделился Ренат Фазульянов, операционный директор сети Oqtepa Lavash.
Фото: филиал с новым брендингом
Фото: филиал с новым брендингом

С ребрендингом Oqtepa Lavash в очередной раз напоминает: «Мы растем, развиваемся и работаем над собой, становимся лучше и ближе. Фундамент все тот же — мы все те же скромные и открытые ребята, что были в самом начале. Каждый из филиалов сети готов горячо встретить друзей, сытно и вкусно накормить и отпустить с хорошим настроением».

____________________

Oqtepa Lavash — сеть ресторанов быстрого питания, созданная в 2010 году. На сегодняшний день имеет 86 филиалов в таких регионах Узбекистана, как Самарканд, Наманган, Ташкент, Андижан, Фергана, Коканд, Нукус, Алмалык, Янгиюль, Чирчик и Ургенч.

Еда
6,93 млн интересуются