Топ-менеджеры компании рассказывают — какие изменения прошла сеть ресторанов быстрого сервиса.
Топ-менеджеры компании рассказывают — какие изменения прошла сеть ресторанов быстрого сервиса.
Привет комьюнити «Дзен». Много лет читаю площадку, люблю, обсуждаю, осуждаю, но стороной точно не обхожу.
Я из Узбекистана и у нас сейчас происходит много чего интересного. Сам я занимаюсь несколькими проектами. Много лет в журналистике и в PR, немного в маркетинге и «арджейинге».
Сегодня хочу немного погрузить в рынок «фаст-сервис». «Маков», «кингов» и «сабвеев» у нас нет, однако на протяжении 15-20 лет развивался собственный рынок быстрого обслуживания. Есть бургерные, есть национальная кухня и есть лавашные. Лаваш в понимании всего мира — это тонкий хлеб, однако попав в Узбекистан, для вас окажется, что «лаваш» это полноценное блюдо, но об этом позже.
Рассказываю про историю крупнейшего, на сегодняшний день, игрока на рынке fast service в Узбекистане — сеть Oqtepa Lavash.
Лаваш не хлеб, лаваш — блюдо.
Контекст: особенность Узбекистана заключается в том, что если во всем мире есть гиросы, шавермы, донеры, дюрумы, твистеры и другие наименования блюда, где начинка состоит чаще всего из сочного мяса с вертела, соуса, свежих помидоров и огурцов, и завернута в тонкий хлеб, называемый лаваш — то в Узбекистане «лавашом» мы просто назвали само блюдо.
По этой причине, когда будете в самом сердце Центральной Азии не удивляйтесь, что вам дадут горячий, обжигающий лаваш с сочным мясом в руки вместо холодной упаковки с тонким хлебом.
2010 год. Сначала было слово
Над первым филиалом заведения на круге Октепа скромно красовалось красным по белому название Oqtepa Lavash. Это был «олдскул», так выглядела outdoor-реклама Узбекистана нулевых. Об айдентике и брендбуке и речи не шло — это было уютное заведение для своих. Однако, уже тогда братья-основатели Бекзод и Фарход Гулямовы понимали, их планы долгоиграющие, а намерения тверды — когда-то это скромное заведение превратиться в большую сеть со своим фан клубом и ярким позиционированием.
2018 год. «Восход» в логотипе и восход сети
Как компания начала обрастать филиалами, так и логотип начал обретать формы и шрифты. Как раз тогда начался восход «солнца» Oqtepa Lavash, что было и передано в логотипе ресторана. Цветовая гамма обзавелась желтым, черным и серым оттенками, изменилось написание. Заведения стали открываться в единой стилистике, экстерьер стал в большей степени насыщенно красным. К этому моменту компания одной из первых запустила собственную службу доставки и подключила программное обеспечение для касс.
2021 год. Начало масштабирования бизнеса
К тому моменту в нескольких областях страны открыто более 60 заведений и компания впервые осуществляет масштабный ребрендинг, который повлияет на внешний вид всех существующих филиалов. Тогда же началась стандартизация всех процессов — единый внешний облик ресторанов, единая униформа у сотрудников, четкая операционка на кухне, меню, скрипты коммуникации. Таковы были необходимые шаги для масштабирования бизнеса. С задачей компания справляется на «пятерочку» — без пертурбаций и лишних заминок, оставаясь узнаваемым, верным своей аудитории и посетителям, переходит на следующий этап своего роста.
«Мне не нравится, когда новый директор по маркетингу приходит и делает ребрендинг просто ради ребрендинга. Сначала мы даже не думали о ребрендинге, мы просто хотели обновить логотип с Ильхомом Зариповым, арт-директором компании, потому что в нем было несколько недостатков. К тому же, шрифт Helvetica в логотипе не подходил для категории food и был слишком заезжен другими брендами. К счастью, руководство полностью поддержало наше видение и дало нам «карт-бланш» на создание новой айдентики. Учитывая все большие изменения в компании, такие как масштабное расширение, открытие мясного цеха, улучшение процессов на кухне и в операционной части, этот ребрендинг станет глотком свежего воздуха», — отметил СМО сети Жахонгир Юсупов.
2024 год. Возвращение к истокам и ценностям
Нет ничего лучше минимализма. 2024 год и с новым обновлением, команда снова возвращается к шрифтовому логотипу и оставляет графическую часть, видоизменив среднюю окружность. Здесь арт-директор сети, Ильхом Зарипов, решил пойти согласно новому позиционированию, не забывая об особенностях бизнеса:
«Согласно новому брендбуку компании, направленному в сторону открытости и прозрачности, мы решили отразить это и в логотипе, отделив графическую часть от шрифтовой. К очертанию линии в символе мы добавили уникальности, который в том числе теперь напоминает лаваш в разрезе. Сам шрифт стал менее кричащим и подчеркивающий принадлежность к food индустрии. В целом, айдентика сети освежилась и модернизировалась, оставшись при этом узнаваемой для посетителей», — поделился арт-директор сети, Ильхом Зарипов.
2024 год и планы на ближайшее будущее
Сегодня компания, открыв 88 филиалов и до конца года, планируя довести цифру до юбилейной сотни — планирует зафиксироваться на этом количестве и снова уделить больше внимания операционке, приведению всех филиалов в единый стиль и проработке всех накопившихся задач.
Однако, количество новостей от этого не убавится. Одна из масштабных обновлений — сеть fast service ресторанов запустила собственный суббренд кофеен под названием O!Kafe. Компания решила взять успешно работающую модель международного гиганта в лице McDonald's с его суббрендом McCafe.
«O!Kafe был создан в том числе, чтобы охватить совершенно новый для нас сегмент клиентов и предоставить им качественный продукт. Новый бренд позиционируется как уникальный концепт современных кофеен. В меню можно найти не только кофе и напитки, но и внушительный ассортимент десертов и перекусов. Цель, при создании кофеен, заключалась в том, чтобы дать покупателям более современный и широкий уровень обслуживания. O!Kafe сочетает в себе кофе на топовых европейских оборудованиях на зернах Lavazza, скоростное обслуживание и вкусные блюда», — поделился Ренат Фазульянов, операционный директор сети Oqtepa Lavash.
С ребрендингом Oqtepa Lavash в очередной раз напоминает: «Мы растем, развиваемся и работаем над собой, становимся лучше и ближе. Фундамент все тот же — мы все те же скромные и открытые ребята, что были в самом начале. Каждый из филиалов сети готов горячо встретить друзей, сытно и вкусно накормить и отпустить с хорошим настроением».
____________________
Oqtepa Lavash — сеть ресторанов быстрого питания, созданная в 2010 году. На сегодняшний день имеет 86 филиалов в таких регионах Узбекистана, как Самарканд, Наманган, Ташкент, Андижан, Фергана, Коканд, Нукус, Алмалык, Янгиюль, Чирчик и Ургенч.