Автомобиль для путешествий должен быть! Хотя бы какой-нибудь. Но, в идеале, он должен удовлетворять следующим требованиям, выявленным в течение десятилетий путешествий на автомобилях.
1) Надежным.
2) Простым в конструкции, ремонте и обслуживании.
3) Отсутствием систем, блокирующих движение автомобиля в случае поломки чего-либо, чтобы была возможность дотянуть до дома или сервиса даже с поломкой.
4) Ремонтопригодным, достаточно массовым, известным в сервисах, чтобы в случае поломки в любом месте были мастера, которые могли диагностировать неисправность и запчасти в наличии оригинальные, либо аналоговые, либо б/у, чтобы их можно было сразу поставить и ехать дальше путешествовать.
5) Непрестижным. Не интересовать криминальные элементы, угонщиков и т.п. Чтобы, приехав в любой город, можно было бросить его в любом месте, разрешенном правилами дорожного движения, уйти на экскурсию, в магазин, спать и при этом не беспокоиться, что не найдешь его по возвращении. Например, один раз был случай, когда сотрудница из страховой компании при продлении страховых полисов мне сообщила, что она посмотрела статистику угонов и ни одного подобного автомобиля в области за прошлый год угнано не было. А я при этом радостно подумал, что одна из целей покупки именно такого автомобиля достигнута.
6) Комфортабельным, с удобными креслами или диванами, чтобы можно было ехать более десяти часов и при этом, не сильно уставал как водитель за рулем, так и пассажиры, а в случае необходимости, и переночевать в нем.
7) Достаточно мощным, чтобы быстро ускоряться при обгонах и хорошо тянуть в горах.
8) С автоматической коробкой передач, чтобы не утомляться при длительном стоянии в пробках, как в городах, так и на современных трассах.
9) Должен быть большой багажник, чтобы можно было взять в путешествие все вещи, которые необходимо, и еще место осталось.
10) Желательно с полным приводом, большим клиренсом и большими колесами, чтобы в путешествиях была возможность преодолевать участки без асфальтового покрытия, переезжать речки и т.д.
Автомобиль, на котором мы сейчас ездим, это Hyundai H-1 с пятиступенчатой автоматической коробкой передач, дизельным двигателем объемом 2.5 литра, крутящим моментом 441 Н×м и мощностью 170 лошадиных сил в максимальной комплектации Business, 2021 года выпуска. Куплен в мае 2021 года новым у официального дилера с трехлетней гарантией.
Это дилерский автомобиль российской сборки. Собран в Калининграде. Поэтому, хоть кузов, блок двигателя и практически все оснащение идентичное, это не Starex, которые завозились серыми дилерами, а сейчас названы параллельным импортом, а именно H-1, которые официально поставлялись корейцами в Россию. Разница между H-1 и Starex в основном, в комплектации и исполнении салона. Кроме того, у Н-1 нет и никогда не было люков, полного привода, ручки справа для пассажира, чтобы удобней было забираться в салон, двигателя на 175 л.с. и т.д. Я надеюсь, в комментариях читатели дополнят меня, какие еще отличия есть у данных версий микроавтобуса.
Сразу при покупке были докуплены коврики в салон на все три ряда, проведена антикоррозионная обработка кузова, частичная оклейка пленкой кузова в наиболее подверженных сколам и износу местах, сигнализация с автозапуском и турботаймером. И все, т.к. в данной комплектации уже было установлено остальное необходимое для комфортабельной эксплуатации и далеких путешествий на автомобиле.
Вот сейчас езжу на этом автомобиле и радуюсь, что успел в самый последний момент купить качественный, надежный автомобиль по адекватной цене, так как то, что сейчас происходит на автомобильном рынке в России – полный кошмар и так хорошо, что это все сейчас проходит мимо меня, поэтому я очень берегу этот микроавтобус.
Комплектацию данного автомобиля опишу, специально не смотря в официальные источники, чтобы не повторять дилеров и стандартное описание, только то, чем я реально пользуюсь или пользовался в начале эксплуатации, но потом перестал. Итак, входило следующее, сразу пишу с комментариями по поводу их работы.
1) Русская адаптация к холодным условиям эксплуатации: предпусковой подогреватель, две печки, подогрев руля (самая приятная опция), подогрев передних сидений, блокировка дифференциала, система Esp, как ее называют – антизанос. Все работает отлично. В -25°С заводился без проблем. За прошедшие три зимы морозов больше не было. В салоне, на таком морозе, как при езде по городу, так и по трассе вполне тепло. Системы Abs+Esp отлично справляются со своей задачей – не допускать срыва колес. Кстати, в этом автомобиле антиблокировочная система настроена отлично: она дает возможность при торможении шинам до последнего самим бороться со снегом или льдом, включаясь в работу в самый последний момент перед блокировкой колес. Это повышает комфорт и безопасность управления данным автомобилем на скользких дорогах. В других машинах, что у меня были раньше, а о них я расскажу в других статьях, система Abs либо слишком рано включалась в работу, не давая шинам нормально тормозить и увеличивая тормозной путь, так что приходилось самому работать педалью тормоза, либо наоборот, включалась слишком поздно и допускала скольжение, что тоже было неудобно. Система курсовой устойчивости Esp работает очень точно. Я, ради эксперимента, несколько раз в первый год специально пытался пустить автомобиль в контролируемый занос, но у меня ничего не получалось, Esp знает свое дело. Хорошо, что есть кнопка ее отключения, чтобы впечатлить жену. А вот с блокировкой дифференциала все не так хорошо. Точнее, работает она отлично, чуть одно колесо забуксовало, тут же подключается второе. Но на заднеприводном автобусе при пробуксовке обеих задних колес, при малейшем наклоне засыпанной снегом по оси колес поверхности дороги, когда не получается в натяжку без пробуксовки аккуратно выехать, весь зад автомобиля начинает сносить в сторону. Это бывает очень опасно, особенно на узких парковках, где машины очень плотно располагаются и автобус просто стягивает на соседнюю машину. Частично эту проблему пытается решать Esp, но у нее получается в этой ситуации плохо. При этом у меня очень большой опыт вождения заднеприводных автомобилей, но все они были без блокировки дифференциала и так явно проблемы с боковым сносом не было. Поэтому, приходится прибегать к помощи песка, лопаты, добрых людей, которых, к счастью, в России очень много, готовых совершенно бескорыстно помогать выталкивать застрявшую машину. Всем им я здесь хочу сказать огромное спасибо за помощь! Вообще, на этом автомобиле, пока снега до дисков, только шины вязнут, ездить можно без проблем, но если снега насыпает по оси колес, то ездить очень сложно. К счастью много снега у нас бывает не часто и описанная мной ситуация с боковым сносом и выталкиванием автомобиля случается редко, не более одного-двух раз в год. Во всех остальных случаях удается самому выехать, тем более, что дизельный двигатель позволяет плавно в натяжку выезжать и трогаться с места без пробуксовок даже на скользких подъемах, лишь бы снега не было слишком много – по колено и выше, чтобы не вязли в снегу колеса. И потом, зимняя эксплуатация автомобиля у нас невелика, не более 20% от его годового пробега, т.к. зимой мы не путешествуем и за город он выезжает редко: либо к теще в райцентр, либо иногда по работе в Москву, но там всегда чищенные, посыпанные трассы, поэтому никаких проблем не возникает. А так зимой по городу ежедневная траектория примерно такова: дом-работа-детские секции-магазины. Из этой траектории ясно видно, что автомобиль ездит по городу каждый день и в редкий выходной или праздник он стоит под окошком целый день, никуда не выезжая.
2) Два кондиционера работают отлично, в машине никогда не бывает жарко, даже если на улице за +50°С. Есть вентиляция сиденья водителя. Раза три попробовал и не понравилась. Больше не пользуюсь.
3) Есть датчик света, который уверенно распознает, когда надо включать ближний свет фар. Имеется автоматический режим работы и функция «проводи меня домой» – включение ближнего света фар на минуту, после того, как поставишь машину на ручник и АКПП в режим «паркинг». В целом, удобно, но в таком режиме почему-то включается ближний свет даже днем, что выглядит смешно.
4) Свет. Линзованная оптика с галогеновыми лампочками ужасна! Такого плохого света на машинах, которые были у меня, давно не было! Весьма ограниченный пучок ближнего света в форме полукруга перед машиной, при этом зоны справа и слева перед капотом и колесами не подсвечиваются, едешь в полутьме. Особая печаль при поворотах вправо в темные дворы. Очень плохо видно, куда едешь. Приходится очень внимательно, напрягаясь всматриваться в темноту. Те фары, которые стоят у него внизу это не противотуманные фонари, а дневные ходовые огни, которые, естественно, ночью не включаются ни в одном из штатных режимов. Дальний свет хороший, но им практически не пользуюсь из-за загруженности наших дорог.
5) Нет электрического отпотевателя ветрового стекла. Крайне неудобно зимой при отрицательных температурах.
6) Круиз-контроль весьма примитивен. Только поддерживает заданную скорость и то до первого нажатия на педаль тормоза. Затем настройка скорости почему-то сбрасывается и приходится заново выставлять нужную скорость. Долго пытался с ним разобраться и приспособиться использовать при езде по трассе. Но что-то он мне так не зашел и в последнее время я им вообще перестал пользоваться.
7) Стеклоподъемники передних дверей, сдвижные форточки в окнах второго ряда и открывающиеся на проветривание стекла третьего ряда есть. Все функционально, удобно, работает без поломок и замечаний. Люка нет.
8) Панель приборов и место водителя удобно, эргономично, все кнопки под рукой, интуитивно доступны руками без отрывания взгляда от дороги. Панель приборов информативна, лаконична, все, что надо есть и хорошо читаемо.
Сама торпеда из четырех видов пластика. Сверху пластик мягкий с выпуклой текстурой, снизу гладкий жесткий разных цветов: черного, серого, бежевого. Дружелюбная, органичная, располагающая к себе, мне нравится.
Два бардачка. Много ниш в дверях достаточного объема, чтобы не иметь проблем с размещением различной нужной мелочевки во время путешествий и в повседневной эксплуатации.
Сиденье водителя для меня очень удобно. Спина и ноги не затекают, могу ехать за рулем без остановок пока не захочу спать или просто не устану. Между креслами первого ряда есть удобный проход на второй ряд.
9) Салон типа кожаный. Если верить описанию и менеджеру, который мне его продал, то из натуральной кожи сделаны только сами сиденья, на которые мы садимся, с которыми контактируем. А боковые стороны сидений, вставки в обивках дверей из искусственной кожи. На ощупь приятные. Только зимой на не прогревшуюся кожу садиться холодно.
Руль и селектор АКПП тоже кожаные. За три сезона со всем салоном никаких проблем не было.
Расстояние для ног на первом и втором ряду более чем достаточно, а на третьем ряду тесновато ногам.
10) Дизельный двигатель объемом 2.5 литра и мощностью 170 л.с. экологического стандарта евро 5 агрегатированный с пятиступенчатой автоматической коробкой передач вполне неплохо справляется перемещением микроавтобуса с массой без нагрузки 2,3 тонны, с полной загрузкой 3 тонны. Конечно, не спорткар, но никто и не обещал, ведь по паспорту 12 секунд до 100 км/ч. По трассе уверенно разгоняет до 160 км/ч даже груженную машину. Максимум один раз пробовал в первый год разогнать больше – получилось до 180 км/ч, проблем с тягой не испытывал. Хорошо тянет в горку, поэтому в горах на нем комфортно ездить, нет ощущения недостатка мощности. Зимой, позволяет в натяг преодолевать сложные участки.
Расход дизельного топлива, заявленный в описании производителем по трассе 7,4 л/100 км, видимо, измерялся корейцами в стране грез. Реально неоднократно замерял, как от одной и той же заправки, так и на разных, заливая до полного бака, пока в первый раз не отобьет. По трассе меньше 8,6 л/100 км за всю историю наблюдений не выходило при очень спокойной езде на скорости 90-110 км/ч практически без обгонов и резких ускорений. А так колеблется значение в интервале 9-10 л/100 км, а то и больше, в зависимости от скорости движения, трафика, светофоров и т.д. По городу расход летом от 15 л/100 км, если не много пробок было собрано за время измерения, до 20 л/100 км, если стоять приходилось долго. Зимой по городу расход составляет соответственно от 20 л/100 км до 25 л/100 км, т.е. примерно на 5 литров больше, чем летом по городу. При этом по трассе зимой я не выявил значимой разницы в расходе топлива в сравнении с летом. Такой расход был с момента покупки автомобиля. По городу такой большой расход топлива, как я предполагаю, связан не только с плотным движением, но и с поездками на короткие расстояния 2-5 км, т.к. до поездки ему надо дать минимум минуту поработать, и после поездки минуту он стоит и работает на холостых, в соответствии с настройкой турботаймера. А топливо при этом расходуется. Честно говоря, я ожидал меньший расход, поэтому дизель в плане экономичности разочаровал. Смену масла дилер настойчиво рекомендовал производить не раз в 15000 км, а раз в 7500 км. При этом в двигатель входит больше 7 литров масла, поэтому стоимость Т/О выходит весьма внушительная. Цены я не пишу, т.к. из-за инфляции они все равно постоянно изменяются. Да и вообще, с учетом цены на дизельное топливо, при ежедневной эксплуатации, еще и с поездками по межгороду, содержание такого автомобиля бюджетным не назовешь. Поэтому, возможно, для города на каждый день, чтобы возить только себя, жену и детей, имеет смысл иметь другой, более экономичный и дешевый в содержании небольшой автомобиль, а такой микроавтобус использовать только при поездках в путешествия, при перевозке достаточно габаритных грузов или большой компании от 5 до 8 человек. Если при этом зимой много снега, то лучше, чтобы второй автомобиль был с передним или полным приводом, т.к. в глубоком снегу, как я писал выше, задний привод не очень хорош.
11) Фары и ветровое стекло стоят высоко, поэтому грязь на них летит мало, реже приходится мыть. Удобно.
12) Шумоизоляция в автомобиле присутствует. Но следует учитывать, что при покупке он был обработан антикором с шумопоглощающим эффектом. Однако, хотелось бы получше шумоизоляцию, особенно моторного отсека. Звук работающего двигателя отлично слышен в салоне.
13) Штатные магнитола и колонки в количестве 6 штук есть. Качество звука могло быть и лучше. Как и все в автомобиле, не ломались, проблем не доставляли.
14) Удобная опция в автомобиле, которой все время пользуюсь - это громкая связь. Телефон по блютуз соединяется с автомобилем, кнопки снять и положить трубку расположены на руле. Очень удобно принимать вызовы и разговаривать во время движения, не прикасаясь к телефону.
15) Шины и диски. За все время эксплуатации ни разу шины не пробивались до диска, соответственно, диски не гнулись. Никаких порезов, грыж, разрывов и т.д. не было, только три самореза словил и все в заднее правое колесо. Система контроля давления в шинах каждый раз срабатывала и предупреждала меня о проколе. С летними шинами история получилась следующая. Дело в том, что несколько лет тому назад у мамы произошел компрессионный перелом нескольких позвонков. С течением времени его подлечили, и мама смогла снова ходить и даже ездить с нами в путешествия. Но ограничения на подвижность и нагрузку на позвонок теперь существенные. В частности, противопоказаны резкие динамические нагрузки, т.е. толчки и тряска, возникающие при езде по нашим дорогам. Штатный летний Hankook Vantra LT 215/65R17C 104T XL был жестковат, хотя в остальном отличен, поэтому на основании изучения отзывов, были куплены более мягкие шины в чуть большем размере 225/65R17.
Выбор пал на BF Goodrich. На переднюю ось модель Urban Terrain с асимметричным рисунком протектора. Мягкие, тихие, комфортные шины, то, что надо для мамы.
На заднюю ось BF Goodrich All-Terrain T/A KO2 из-за агрессивного протектора, т.к. во время поездок мы иногда съезжаем с асфальта, чтобы улучшить проходимость автомобиля и достаточно большого индекса нагрузки, т.к. мы часто путешествуем большой компанией до 8 человек и с вещами в багажнике, нагруженными до самого потолка.
Зимние шипованные шины были куплены, исходя из этих же соображений – мягкость и грузоподъемность Hankook Winter i*Pike LV 215/75R16C. С собраны на оригинальные 16 дюймовые литые диски. Отличные шины, очень хорошо справляются с русской зимой – со льдом и снегом, пока снега не насыплет по оси, потом закапываются. За три зимы ни одного шипа не выпало, следов износа не заметно, правда, зимние пробеги у нас маленькие, суммарно за это время, я прикидываю, что не более 10 тыс. км они у нас прошли.
16) Ремонт был один – на пробеге 60 тыс. км заменили правую рулевую тягу с шаровой опорой.
Других поломок не было. Только плановые Т/О и замена расходников. Российское дизельное топливо переживает пока нормально. Заправляться стараюсь на Лукойле. Но и топливо других заправок, на которых иногда заправлялся, проблем не доставляло.
17) Качество сборки могло бы быть и лучше. Резинки, расположенные сверху над задними сдвижными дверями на морозе, несмотря на смазку, примерзают к дверям и с ними снимаются при открывании. Пластиковая крышка в багажнике кривая, не прилегает плотно. Краска, я такого вообще раньше не видел. Вроде бы автомобиль оцинкованный, если верить менеджеру автосалона, который мне его продал. Но краска отслаивается от металла, как скорлупа яйца от белка и сразу начинается коррозия. Чуть что-то попало или порог на подъемнике примяли – тут же откалывается. Уже трижды так перекрашивали элементы. Ощущение такое, что не только оцинковки, но и грунтовки нет вообще. Но это еще не все. При покупке антикором обработали только арки, а дно нет. Соответственно, все, что снизу расположено начало ржаветь очень быстро, так что в прошлом году пришлось гнать на пескоструй и дальнейшую обработку антикором. Заодно пролили пороги и двери. Но недавно я обнаружил новые очаги коррозии – снизу на дверях, на фото показаны рыжики на левой двери.
На правой коррозии чуть меньше. Опять надо будет ехать в сервис, устранять их. Вообще не понимаю, как на машине, которой только три года они начали ржаветь, ведь там никаких нагрузок на краску практически нет. Как так можно красить машину, большой вопрос то ли к корейским, то ли к русским специалистам, непонятно кому адресовать, т.к. сборка у него наша, отечественная.
18) Инспектора ДПС практически не интересуются. Очень редко останавливают для проверки документов. Экономится время в пути.
19) Общее впечатление от эксплуатации отличное. Микроавтобус не имеет больших сенсорных экранов, навязчивых ассистентов вождения и т.п., т.е. он является именно автомобилем, а не гаджетом на колесах и мне это очень нравится. Автомобиль хорошо управляется, гидроусилитель дает четкую информативную обратную связь. Подвеска собранная, весь автомобиль представляет единое целое в плане управления. Правда, подвеска чуть жестковата для пассажиров. На трассе легко разгоняется до достаточно больших скоростей, о которых я писал выше, и едет очень стабильно. При его высоте и аэродинамической форме близкой к кирпичу, парусность имеет место, но к ней быстро привыкаешь и потом практически не замечаешь, учитывая ее автоматизировано, поэтому она не является проблемой. Автомобиль производительный – на нем легко без особой усталости можно проехать за день в путешествии более тысячи километров и выйти из него не очень уставшим всем путешественникам. При его достаточно большом клиренсе в 19 см, установленным мягким всесезонным относительно высоким и широким шинам в нештатном размере 225/65R17, а также относительно энергоемкой, крепкой, выносливой подвеске плохие, разбитые дороги не являются проблемой. Поэтому, на трассе во время путешествий этот автомобиль эксплуатировать очень комфортно. Высокая посадка водителя позволяет смотреть вперед над крышами легковых автомобилей, что очень удобно. На трассе не надо выглядывать из-за автомобиля при оценке возможности для обгона, а в городе хорошо видно, какой ряд свободнее, быстрее едет, куда лучше перестроиться. В городе на автомобиле также комфортно. Он имеет очень маленький радиус разворота, маневренный, с автоматической коробкой передач. Все его размеры вписаны, правда, по максимуму, в инфраструктуру для обычных городских автомобилей. Поэтому, он легко заходит на подземные парковки, располагается на тесных парковках, позволяет втиснуться в минимальное расстояние между соседними машинами. Сдвижные двери на тесной парковке великолепны – они позволяют выйти всем пассажирам без опасения повредить открывшейся дверью соседний автомобиль. А благодаря проходу между сиденьями первого ряда, часто водитель и пассажир, сидящий спереди справа, также выходят через заднюю сдвижную дверь. Поэтому ездить на нем по городу, впрочем, как и по трассе, одно удовольствие. В этом и причина, почему у нас нет второго автомобиля. Нам хватает одного в плане необходимых поездок, а его содержание нас пока (тьфу-тьфу, чтоб не сглазить, чтобы только хуже не было) не напрягает. Описанные ситуации с застреваниями зимой случаются очень редко и скорее позволяют выйти из рутины, однообразия, делая небольшую встряску, заканчиваются всегда благополучно, оставляя свежее впечатление и особо не напрягают.
20) Из общих вопросов, связанных с путешествиями на автомобиле, хочу отметить, два. Первый - это наличие транспондера для бесконтактной оплаты проезда на платных трассах без остановки. Так как в поездках, по возможности, я всегда отдаю предпочтение платным дорогам, то использование транспондера очень удобно сокращает время в пути. Второе, это каждый год покупка страхового полиса Каско. При этом, например, в этом году во время оформления страхового полиса сотрудница, его оформлявшая очень удивилась, что я его оформляю для себя, а не для банка. Мое личное мнение, что в ситуации с путешествиями, да и вообще с ежедневной эксплуатацией, наличие этого полиса необходимо. К сожалению, бывали ситуации (не с этим автомобилем, а теми, что были раньше), когда я был очень рад, что автомобиль застрахован по Каско.
21) Данный автомобиль для наших путешествий является практически «идеальным», т.к. удовлетворяет почти всем сформулированным в начале статьи требованиям к нему, кроме наличия полного привода.
Самое главное, автомобиль дает свободу и независимость от общественного транспорта, его расписания, наличия билетов, пути следования. Свободу во всем – перемещений, планирования маршрута, заездов в интересные места, выбора времени поездки, сбора вещей и т.д.
Всем читателям желаю отличных путешествий на том транспорте, который вам больше по душе!