Найти тему
Борис Новицкий

Что общего между словами колобок и хлеб? Всё - общее!

Слово "хлеб" почти в неизменном виде в других славянских языках сохранило ту же форму. В этом плане, совершенно серьезное научное предположение советско-немецкого лингвиста М. Фасмера о происхождении слова "хлеб" из немецкого языка может ввести в заблуждении, но от истины уводит.

Видимо, поводом для заимствования славянами стало немецкое слово Laib, кроме того, что там уже было слово Brot (хлеб). Возможен ли вариант, при котором заимствованное слово, как полагал Фасмер, прирастало новым звуком: Laib → х+леб?

Но зная тенденцию германской группы ИЕ языков избавляться от лишних согласных, и значительно сокращать заимствованные слова, такое предложение видного лингвиста кажется вполне ангажированным. Впрочем, как и весь его толковый словарь русского языка, толкующий многое из русской лексики в пользу немецкого. Видимо, атмосфера фашистской Германии (а он работал над словарем в Берлине в 1941 году) не могла не оказать на ученого вполне русофобского отношения к русскому языку.

Что касается, редукции в лексике германской группы индоевропейских языков, то это явление стало возможным, очевидно, в момент, когда германоязычные племена с их закрепленным ударением на первом слоге слова стали переходить на ИЕ язык завоеванного ими населения. Тут-то и сработал принцип упрощения-редукции славянского слова хлеб – до немецкого лайб. А то, что немцы вплотную с запада двинулись на славянские территории на востоке, можно до сих пор судить по массовой славянской топонимике современной Германии.

И если немецкое влияние на финноязычных эстонцев, у которых хлеб также на немецкий лад – leib, понять можно. Эстонцы долгое время находилась под властью немецких баронов, и сгинули бы как народ, если бы Советский Союз впервые в истории не дал им государственность. Финны же, скорее, контактировали со славянами, чем с германцами, хотя удушающее влияние Швеции на финнов никто не отменял. Но на финском языке хлеб – leipä. И племена предков финнов шли с Урала через территории Руси 3-2 тысячи лет назад, по пути они, рыболовы и собиратели, и познакомились с земледельцами-славянами и с хлебом.

А земледелие Руси было уделом ее земледельцев. А значит и хлеб наши предки знали издавна. И по всему складывается, что они обитали на Русской равнине как минимум 5 тысяч лет назад, когда родились первые их предки рода-гаплогруппы R1a-Z280 (по данным Yfull.com/tree) будущих русских. Тогда они были только еще предками славян. Имя славяне появилось только через 2-3 тысячи лет после рождения первых наших предков. К слову, о германцах тогда и речи не было. А хлеб, естественно, у наших предков был, и носил свое название.

И что это было за первое название?

В словаре В. Даля, например, имеется

«КАРАВАЙ или коровай м. вообще, непочатой, цельный хлеб, либо колоб, кутырь, круглый ком. Каравай хлеба, каравай сыра, сала и пр. | Собств. пшеничный хлеб на молоке, с яйцами и маслом, печеный в каравайнике м. в посудине клином. | Каравай, тамб. девичиик, потому что каравай подается на девичнике. | Ряз. пресный хлеб, лепешка….»

Получается, что и колобок – это круглого вида испеченный хлеб – маленький колоб. Отсюда созвучие колоб – хълъб легко вытекает из знания того, что некогда это слово писали с гласной "ъ" переходящей в "о". Переход же клб в хлб имел место при образовании группы славянских племен и новых славянских языков.

Но если в каждом из славянских языков и в современном русском языке слово "хлеб" имеет аналогичный вид, то могло ли оно ранее иметь несколько другой вид?

И возможен ли в таком случае переход к→х по типу: коровод (пол.) – хоровод.

Скажем, в древне-новгородском диалекте русского языка сохранялось еще в начальной позиции праиндоевропейская согласная к в слове коро (корона)\коло (круг), келы (целый), кирка (церковь). Древность этого диалекта не может не предполагать в нём и некоей производной формы от слова коро\коло в значении круга.

Получается, что слово это шло от формы – скатанный ком, шар, которая также широко представлена в словаре Даля:

«КОЛОБ м. -бок, -бочек; колобур, колобух, колобушек, колобуха ж. -бушка, кообка, колобан м. -башка об. -банчик м. колобишка; колобища, скатанный ком, шар, груда, валенец, катанец; небольшой, круглый хлебец…. Колоб теста, сыру, глины и пр. Сороки святые, колобаны золотые, в день 40 мученников пекут колобы или жаворонки. Я колобок, по сусекам метен, в сыром масле пряжен, из сказки.… Колобенчатый пск. твер. о скоте, выкормленный и холеный, взросший на колобах. Колебятка, симб. последний хлеб из квашни. (Наумов)».

Кстати о форме. Не только название хлеба могло исходить от формы кома теста, но, скажем, и древнейшее имя лебедя – колбь\колбь могло идти также от слова колоб. Сама форма крупной древней птицы очень была похожа на колоб, колобуху. Кстати, и латинское слово колба по форме очевидная – колобуха, колобоха, как производная из предкового для них ИЕ языка.

Пояснение происхождения слова "хлеб" об колоба, колобка путем изменения за тысячелетия его использования только одной начальной согласной, логично, поскольку западные лингвисты объяснить его из германского языка не могут.

Скажем, в английском языке есть слово loafв значении буханки хлеба, оно зафиксировано с 13 века. На староанглийском еще имело форму – hlaf (порция хлеба, выпеченная в виде массы определенной формы).

Ее западные этимологи выводят из протогерманского *khlaibuz, общегерманской формы слова "хлеб" (ст. норвежск.. hleifr, швед. lev, др. фризск. hlef, др. верхненем. hleib, гостск. hlaifs).

И далее этимологи заключают, что

«Германский корень имеет неизвестное происхождение; он возможно связан с старо-английским hlifian "вздыматься" исходя из того, что хлеб поднимается по мере выпекания, но (согласно Оксфордскому этимологическому словарю) неясно, является ли первоначальным значением "loaf" или "bread"».

О чем выше я и писал. Нам же должно быть понятно вероятное происхождение хлеба от праиндоевропейского колоб. Что касается германского Brot (хлеб) или английского bread (хлеб), то и здесь не обошлось без древнерусского "бродить, забродить" (о тесте).

А теперь существенное замечание. Подходить к этимологии слов родственных языков индоевропейской группы языков нужно с пониманием того, что праиндоевропейским языком был арийский язык единой языковой общности Русской равнины. Наука, молекулярная история представила достоверные факты, что арийский язык, который и лингвисты прошлого называли арийским уже существовал в ареале Восточно-Европейской равнины 6 тысяч лет назад. Лингвисты обозначили этой датировкой время расхождения праязыка на ветви, одной из которых стала восточная ветвь языка ариев, а второй, западной – праславянская ветвь Русской равнины. Указанная датировка лингвистов совпадает со временем образования рода-гаплогруппы R1a-Z645 (5400 лет назад). Эта гаплогруппа сопровождает обе показанные языковые ветви, а также является отцовской для образовавшихся 5000 лет назад в ареале фатьяновской археологической культуры субкладов – предков русов и славян - R1a-Z280, М458, и ариев R1a-Z280.

Так что в лоне первой ветви формировались в их лексикостатистической динамике последующие славянские языки и последующие западные ИЕ языки. Носители второго субклада, направившиеся 4,5-4 тысячи лет назад на юг и восток, дали начало древнеиндийскому языку (санскриту) и производным пракритам, а также предковому языку будущим языкам иранской группы (авестийский, миттанийский, персидский).

Конечно, традиционно образованным лингвистам трудно примириться с мыслью, что так горячо любимые ими греческий язык, латынь, германские языки – всё это производные языки от единого языка древнеарийской языковой общности Русской равнины. Но что есть, то есть!

Этимологи иногда, конечно, приводят некоторые варианты русских корней. Но мысли, что это может быть и есть те самые искомые корни, им в голову не приходит. А иногда взгляд в сторону даже современного русского языка помогает разрешать ряд загадок этимологии индоевропейских (арийских) слов.

Хлеб
117,3 тыс интересуются