Человек существо ищущее. Нормальный человек учится всю жизнь. Он экспериментирует, узнает что-то новое. Правда, к большому сожалению, эта формула применима не ко всем. Ну да сегодня не об этом. Сегодня давайте отправимся в город Ва-Верт, что в штате Огайо, где расположена, причем по сей день, фирма Eisenhauer Manufacturing Company. (Эйзенхайэр производит автокомпоненты для многих автомобильных компаний). Но в 1946 году инженеры этой фирмы попытались изобрести велосипед. Ну в нашем случае грузной автомобиль. Кстати к президенту США Дуайту Эйзенхауэру компания никакого отношения не имеет.
Что вынудило пойти на этот шаг? Фирма очень неплохо "поднялась" на военных заказах во время Второй Мировой войны. Еще бы они делали опорные катки для танков. И делали их хорошо. Но вот боевые действия закончились и танки в таких количествах стали никому не нужны. А жить то как-то нужно. И вот тогда кому-то из руководства пришла в голову идея создать грузовик не похожий на другие. В фирме решили посягнуть на концепцию полуприцепа предложенную и запатентованную Александром Уинтоном еще 1899 году.
Для начала они купили два полуторатонных грузовика Chevrolet, взяли их двигатели и соединили рамы. Получилась конструкция длиной в 10668 мм. Потом они последовательно установили два силовых агрегата от пикапов. Это были рядные шестерки объемом в 3,9 литра мощностью 84 лошадиные силы(каждая). Один мотор располагался под крышкой капота, а второй непосредственно под сидением водителя. В грузовике было пять осей, две пары передних колес сделали управляемыми. Поворотной была и последняя тележка. Причем при помощи пневматики ее можно было зафиксировать. Это было нужно когда грузовик сдавал назад. В рекламных проспектах компании утверждалось, что управлять таким грузовиков проще чем машиной с полуприцепом. Ну поверим на слово. Хотя найти информацию как проводилась в движение установленная на подрамнике последняя ось я тоже не могу.
Почему моторы не дизельные? Бензиновые были надежнее и главное дешевле. Поэтому и решили использовать их. А вот дальше начинается какая то чехарда. Если внимательно рассмотреть схему то можно заметить, что передний двигатель вращал мост Timken первой задней оси. Второй же мотор передавал крутящий момент на мост третьей, подруливающей пары колес. Выходит, что средняя привода не имела вовсе. Причем, при необходимости, один из двигателей можно было вовсе отключить. И машина легко бы передвигалась на одном моторе. В случае же максимальной загрузки, она составляла 20 тонн, включались в работу оба мотора.
Дальше еще все более странно. Педали "газа" и сцепления были общими, а вот коробки у каждого движка были свои. Как они соединяли два рычага от двух же коробок? Нет, чисто теоретически это представить себе можно. Но вот водителю я не завидую. Да и найти фотографии или схемы кабины не представляется возможным.
Сделав всего один грузовик Freighter компания Eisenhauer начала проводить довольно агрессивную рекламную компанию и демонстрировать свою разработку публике. К примеру этот автомобиль возглавлял шествие GM на параде, состоявшемся 1 июня 1946 года в Детройте в честь 50-летия начала автомобильного производства. Причем на капоте красовалась надпись Chevrolet. Ну моторы, коробки и рамы были от него. В сентябре того же года он вновь появился в Тампе, штат Флорида, на выставке грузовых автомобилей, а затем на ярмарке штата Мичиган в 1949 году.
Любое появление сопровождалось раздачей рекламных материалов. Производитель нахваливая свой грузовик не забывал постоянно напоминать всем о том, что проект создан на базе серийных машин и 90% деталей можно найти в любой точке страны. Они демонстрировали различные модификации - грузовик, цистерна, фура и так далее. Однако это были всего лишь иллюстрации. Реально существовала лишь одна машина.
Тот прототип так и не начали производить. Причем по каким причинам так и остается загадкой. Хотя, предполагаю, что просто не было заказов. Никто на довольно сложный автомобиль просто не польстился. В одной из публикаций представитель фирмы заявил: "Производство задерживается из-за определенных условий в отрасли".
Казалось бы "умерла, так умерла", так нет. Уже в 1957 году компания Eisenhauer представила очередную эволюцию своих пятиосых грузовиков. Машину назвали Х2. Этот автомобиль был уже бескапотным. В движение его приводили два мотора GMC объемом в 4,9 литра и мощностью 145 лошадок каждый(290 л.с). Момент от них, внимание(!) передавался через автоматическую четырехступенчатую трансмиссию "Hydra-Matic". Дальше снова начинаются загадки. В публикации издания "Wheels of Time" можно найти упоминание о том, что в совокупности у грузовика X2.........было восемь скоростей! Как? Откуда взялась эта цифра? При этом журналист не удосужился объяснить как все это могло работать. Но, вы знаете, работало, судя по всему.
Из этого же журнала можно узнать о том, что теперь поворачивать могли уже третья и пятая оси. Было построено примерно шесть X-2, пять из которых были предоставлены для испытаний транспортными компаниями Детройта.
Причем однажды один из водителей-испытателей наглядно продемонстрировал как все работает. Во время движения в колонне у него сломалась одна коробка. Он остановился на обочине, демонтировал карданный вал. Завел машину и отправился в пункт назначения.
Однако, не смотря на удачные тесты, запустить в производство грузовики фирма так и не смогла. Они надеялись, что смогут уговорить военных профинансировать проект. Те вроде бы согласились и даже купили автоцистерну Х2, но скорее всего их сама машина интересовала мало. Военных инженеров больше занимало устройство трансмиссии и приводов поворотных тележек, чем сам грузовик.
И все надежды, фирмы носящей фамилию президента рухнули. Хотя думается там и с самих Х2 проблем хватало. Машина была явно сырой, сложной в обслуживании. Она была ненадежной. Все постоянно ломалось и отваливалось. На ремонт потратили кучу времени. А потом, потом военные просто попросили вынуть это чудо обратно. Фактически вернуть им их деньги.
Так и закончилась жизнь, а начиналась ли, грузовиков компании Eisenhauer. И они были отправлены на свалку истории..., что вероятно к лучшему. Судьба всех шести машин, включая первый опытный образец 1946 года неизвестна. Скорее всего их просто пустили на слом.
А теперь давайте просто подумаем и все подсчитаем. Учитывая многочисленные поломки можно сделать вывод, что они были недостаточно надежны для дальнемагистральных перевозок. Добавим сюда сложное устройство и не менее сложное обслуживание и вынесем приговор - смерть!
Ну и считаем. Вес первого грузовика составлял 18 тонн, если совокупная мощность двух шестерок составляла 172 силы, то выходит, что удельная мощность равнялась 9,5 лошадок на одну тонну(172/18000х1000=9,5). Это с какой же скоростью он мог двигаться?
Хотя, сохранись хоть один экземпляр он бы точно стал жемчужиной любого автомобильного музея или частного коллекционера. Но, увы, скорее всего ни одного Эйзенхауэра на этой земле не осталось.