BATEAU pêcheur. Een visschers-schuit.
C'est le bateau qui sert à pêcher.
Это катер, используемая для рыбалки.
BATEAUX por çans mâts, voiles & gouvernail. Roer-schuiten die masten en zeilen voeren.
Катер с мачтами, парусами и рулем.
BATEAUX à eau. Waater-scheepen,Waater-schuiten.
,,Les bateaux ou barques à eau sont destinez en Hollande, à amener dé l'eau douce dans les lieux où il n'y en a pas, comme l'on fait àAmsterdam pour les Brasséurs de bière, & quand l'eau de pluïe manque. On s'en sert encore pour aller querir de l'eau salée, dont on fait du sel. Ceux qui amenent de l'eau douce, sont fort plats, & enfoncent dans l'eau prefque jusques au bord, ou du-moins à un pied du bord, lors qu’ils sont chargez. Ils ont un peu de relèvement à l’avant & à l’arriére, & il y a des trous dans le carreau, par où s’écoule l’eau qui y tombe, ou qui y entre de dehors. Les coutures en sont fort bien calfatées & goldronnees. On y fait entrer l’eau par un trou qui ell dessous, qu’on bouche quand le bateau est plein. Ceux qui amènent de l’eau salée sont faits à la manière des semaques, & matez en fourche. Volez, Barque.
Водные катера. Waater-scheepen, Waater-schuiten.
,,Водные лодки или катера предназначены в Голландии для доставки пресной воды в места, где ее нет, как это делается в Амстердаме для пивоваров, а при отсутствии дождя воды. Мы до сих пор используем их для получения соленой воды, из которой делаем соль. Те, которые перевозят пресную воду, очень плоские и погружаются в воду почти до края или, по крайней мере, на фут от края, когда загружены. Они имеют небольшое возвышение спереди и сзади, а в наборе имеются отверстия, через которые вытекает вода, стекающая туда или проникающая снаружи. Швы очень хорошо законопачены и позолочены (просмолены). Впускаем воду через отверстие внизу, которое затыкаем, когда лодка наполнится. Те, что приносят соленую воду, сделаны наподобие шмаков и соединяются в шип (вилка). Смотри, Барка.
BATEAU à rames. Roei-schuit.
Гребные катера
Aubin, Dictionnaire de Marine: contenant les termes de la navigation et de l'architecture navale..., Amsterdam, Pierre Brunel, 1702 г., стр. 76-77
CUTTER, (bateau, Fr.) a small vessel commonly navigated in the channel of England; it is furnished with one mast, and rigged as a sloop. Many of these vessels are used on an illicit trade, and others employed by the government to seize them; the latter of which are cither under the direction of the Admiralty or Custom-house.
Cutter is also a small boat used by ships of war. See Boat.
CUTTER (bateau, фр.) небольшое судно, обычно плавающее в проливе Англии; оно оснащено одной мачтой и оснащено как шлюп. Многие из этих судов используются для незаконной торговли, а другие нанимаются правительством для их захвата; последние находятся либо под управлением Адмиралтейства, либо таможни.
Cutter также является небольшой лодкой, используемой военными кораблями. См. Бот.
An universal dictionary of the marine W. Falconer, London, printed for T. Cadell (Successorr to Mr. Millar) in the Strand. 1769 г.
Катера имеют одну мачту со стеньгою, которая ставится гораздо впереди средины длины судна и наклоняется назад. Мачта носит гафельный грот с гиком, а на стеньге поднимается топсель, и сверх его бом-топсель; все сии паруса могут увеличиваться лиселями. От стема к топу мачты по штагу ее поднимается треугольный фок; а бушприт, которой выстреливается горизонтально, и может вдвигаться в судно, носит кливер и бом-кливер. Идучи на фордевинд, к нижнему рею, топселя поднимается на горденях прямой парус, называемый брифок. Сии суда весьма хорошо ходят, круто держат к ветру, и легко поворачивают. Они бывают военные и купеческие.
Гамалея П. Опыт морской практики Т. 1, СПб, Морская типография, 1804 г., стр. 237
Катер, имя сущ. муж. — Одномачтовое Военное Судно, имеющее открытую Батарею с 6-ю, 8-ю, иногда 10-ю Орудиями небольшого Калибра, употребляемое для развоза предписаний. Катером называют также Гребное Судно длиною от 16-ти до 32-х Футов, служащее для перевоза людей и лёгких припасов.
Шишков А. С. Морской словарь, содержащий объяснение всех названий, употребляемых в морском искусстве, СПб, Ученый комитет главного морского штаба его императорского величества, 1832 г., стр. 59
КАТЕР, а, с. м 1) Одномачтовое военное судно; тендер. 2) Гребное судно, длиною от 22 до 33 футов, для перевозки людей и припасов. Адмиральский катер. Капитанский, рабочий катер. 3) Большое перевозное судно.
Словарь церковно-славянского и русского языка Т. 2, СПб, Типография Императорской Академии Наук, 1847 г., стр. 166
Катер, слово, имеющее два значения: — 1) Катер (по-английски cutter, куттер), есть одномачтовое парусное судно, весьма легкое на ходу. Мачта на катере ставится несколько наклонно назад, на 2/5 всей длины судна, считая от носа, и вооружается, так же, как и мачта на тендере, косым гротом с прибавкой двух прямых парусов: топселя и бом-топселя (т. е. марселя и брамселя); на бугшприте поднимается кливер, а между ним и мачтою — фок. Длина катера до 70, ширина до 20, а глубина до 11 футов. Число пушек на катерах различно, смотря по их величине, обыкновенно от 8 до 12, но бывали катера и о 20 пушках. Управление катерами очень неудобно, по величине их грота и большой длине гика; в нашем флоте они теперь не употребляются, а заменены тендерами. — 2) Катер, есть гребное судно, имеющее от 8 и до 20 весел: оно имеет также мачты, которые можно ставить и снимать, смотря по надобности, и паруса различной формы, соответствующей всегда величине и назначению катеров, которые поэтому называются: адмиральские, капитанские, рабочие, легкие или разъездные, портовые, почтовые и пр. Первые четыре рода катеров употребляются при военных судах и во время похода, т. е. когда судно вступает под паруса, они поднимаются на него, легкие, а иногда и рабочие, на боканцы, а остальные в ростры; осьми и десяти-весельные катера называются просто осьмерка, десятка. В военное время на катера ставят фальконеты или небольшие карронады; они употребляются для своза десанта, или рекогносцировок и т. п.
Справочный энциклопедический словарь, Т. 6, СПб, К. Крайя, 1847 г., стр. 604
Катер одномачтовое парусное судно, тендер. Гребное судно, о 8—24 веслах, на флоте, уступает он в величине только баркасу. На реках, перевозное гребное судно, больше лодокъ и яликов.
Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка Т. 2, Москва, тип. А. Семена, 1865 г., стр. 713
Катер, гол. kater, англ. cutter. — а) Одномачтовое парусное судно, весьма легкое на ходу, б) Гребное судно, имеющее от 8 до 20 весел: оно имеет также мачты, которыя можно ставить и снимать, смотря по надобности, и паруса различной формы, соответствующей всегда величине и назначению катеров.
Михельсон Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней, Москва, Манухин А. И., 1865 г., стр. 275
Слово «Tender» вовсе не означает особого, по вооружению, рода судов. Так называют в Англии всякое судно, употребляемое для посылок из порта в порт или от эскадр, крейсирующих в море, несмотря на его оснастку; одномачтовый же суда с косыми парусами, известные у нас под именем тендеров, в отчизне их называются катерами (Cutters). Самое название, некоторым образом, уже дает понятие о качествах судна. Катер (пожалуй, тендер) должен быть боек, ловок и легок как, мысль; вечно готовый пуститься к указанной цели, обреченный на всегдашнюю деятельность, даже в минуты отдыха в порту, он обязан быть на стороже и по первому знаку вспорхнуть, как птица.
Имени «тендер», в течении прошлого века у нас не было известно.
Первый у нас катер Вестник, заложен в 1782 году и спущен в 1786; он имел следующие размерения; длина 80 фут 4 ½ д., шир. 26 ф. 6 ½ д., глубина 9 ф. – Между тем в Англии для нас были заказаны катера: Дельфин и Меркурий, привезенные в 1788 году; к концу этого года мы уже имели, сверх этих трех катеров, следующих пять: Надежный, Счастливый, Нева, Волхов и Летучий (заложен 1788, спущен 1789 г.), да еще шесть вновь строились: Лебедь, Баклан, Гагара, Сокол, Кречет и Ястреб (зал. 1788, спущ. 1789 г.). В том же 1789 году куплены в Англии катера Лось и Олень, в 1789 году катер Диспачь.
Об управлении тендерами, 1875 г. СПб, стр. 1
Катер, судно, бывают гребные (от 8—20 весел), смотря по назиачению называются капитанским, рабочим, таможенным. Парусные К. вооружались 8—20 орудиями; в нашем, флоте известен К. ,,0пыт", единоборствовавший в 1808 г. с английским фрегатом; парусные К. вышли из унотребления и заменены тендерами и паровыми К. К. в военное время употребляются для ночных объездов, высадка десанта и т. п. Ныне вошли в употребление в нашем флоте минные катерами, имеющие целью подводить мины под неприятельские суда и в войну с турками в 1877 г. доказавая свою практичность, под командою храбрецов, лейтенантов Дубасова и Шестакова, взрывами турецких мониторов.
Всенаучный энциклопедический словарь Часть I. А.—Л., СПб, Небе Х. К., 1878 г., стр. 886
Морские грузовые боты и катера также палубные суда, их вооружение очень сходно с вооружением тендеров с тою лишь разницей, что короткий их бушприт и утлегарь лежат не горизонтально, а под углом к горизонту 7—10°. Гик меньше тендерского. Мачта и стеньга из одного дерева, почему топсель меньше тендерского; он также, как и у тендера называется гаф-топселъ. Длина морских ботов до 50 — 65 фут, а водоизмещение около 60 тонн и меньше. У малых морских ботов бушприт делается вдвижной. Вообще вооружение тендеров, ботов и катеров можно сравнить с вооружением азовских катеров, известных под искажённым названием катура (см. ч. VI, ф. 97).
Особенность шхун, тендеров, ботов состоит в небольшой их парусности, не требующей много людей для управления ими и способности ходить близко к ветру, почему они очень удобно лавируют; но управление на тендере большим гротом требует особой сноровки, особливо в свежий ветер. Для плавания во время штормов, на одномачтовых судах поднимаются: штормовой грот и штормовой фок, уменьшенных против обыкновенных парусов размеров.
Боголюбов Н. История корабля, общедоступное изложение судостроения и судоходства у всех прибрежных народов от древнейших времен до наших дней включительно. Т.2, Москва, Типография Л. Ф. Снегирева, 1880 г., стр. 131-132
Катер 1) гребной; 2) паровой — название паровой шлюпки, беспалубной, длиною до 45'. Корпус деревянный, того же устройства, что и гребных судов, если не считать отверстия для винта в кормовом дейдвуде. При длине до 30' обшивка наборная (край на край); до 40' — гладкая однослойная; выше 40' — диагональная двухслойная. Отношение длины к ширине изменяется от 4,2 до 4,7. Углубление в воде изменяется от 2' — 2" до 2' — 4" носом и от 2' — 9" до 3' — 2" кормою. Котел с обратным ходом дыма; машина простая, одноцилиндровая или двухцилиндровая; иногда compound. Индикаторная сила (IHP) машины от 2-6 сил. Скорость хода до 7-8 узлов. Вооружены в носу одною скорострелкою Гогкисса и минным аппаратом в корме (оба — съемные). Паровая шлюпка с постоянным минным аппаратом в носу наз. минным К. Длиною бывает до 60'; отношение длины к ширине до 5. Водоизмещением бывает до 14 тонн. Сила машины (большею частию compound) около 40 индикаторных сил (IHP). Скорость хода до 12 узлов. Употребляется как миноноска — для минных атак во время столкновения с неприятелем, как разведчик (у берегов), сторожевая шлюпка и т. д., для чего на каждом большом военном судне имеется один подобный катер.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, Катер
Гребной катер
Катера бывают от 16 до 8 весел включительно. Постройка их легче и обводы острее, чем у предыдущих: в длину бывают от 36 до 20 фут. Катера, по роду их службы при судах, бывают: рабочие, офицерские и капитанские.
Катера и ялы употребляются для разных посылок и для лёгких работ.
Баркасы, полубаркасы и катера употребляются для десантов, т. е. для высадок войск и вооружённых матросов на неприятельские берега, для производства военных операций, почему на них ставят небольшие пушки. Парусное вооружение этих судов различно, но вообще состоит из двух или трёх мачт однодерёвок, на которых иногда выстреливают стеньги и бушприт. На них поднимают паруса рейковые подобные люгерным, шпринтовные, либо гафельные, а на стеньгах топсели.
Высота мачт соразмеряется с величиной гребных судов, так напр. на самых больших баркасах грот мачта бывает от 27 до 31 фута; на катерах от 26 до 16 ф.; на шлюпках от 10 до 16 ф., остальные мачты конечно бывают меньших размеров. На дно кладется балласт.
Весла для баркасов бывают от 16 ½ до 19 фут; для катеров от 13 до 16 ф., для ялов и шлюпок от 9 до 12 фут. Из полной длины весла 1/3 составляет его лопасть, а величина валька зависит от ширины шлюпки. Ручки у вальков делаются в 3 дюйма, а ширину лопасти дают от 5 до 7 дюймов. На всех этих судах гребцы сидят на банках в два ряда, по обоим сторонам судов и выкидывают свои весла с той стороны, с которой сидят.
Боголюбов Н. История корабля, общедоступное изложение судостроения и судоходства у всех прибрежных народов от древнейших времен до наших дней включительно. Т.2, Москва, Типография Л. Ф. Снегирева, 1880 г., стр. 306-307
Катера, помимо службы сообщения, назначаются для спасательных целей и иногда снабжаются воздушными ящикам. Катера строятся мореходными и легкими в управлении. Немецкие катера, особенно самого большого класса, преимущественно назначаются для парусного ученья и обладают хорошими парусными качествами. Как видно из черт. 11, такой катер имеет выдвижной киль и глубоко опущенный руль, а его постоянный киль приподнят к носу и корме, для улучшения поворотливости. Длина его 10 м., ширина с обшивкой 2,5 м., высота 0,92 м., вес корпуса 1320 кг., вес инвентаря 600 кг., число людей 50 (грузоподъемность 3750 кг.). Этот катер также может строиться и без выдвижного киля.
Другие катера менее приспособлены для парусов и не снабжаются выдвижными килями, но очень близки к приведенным по линиям и формам. Обшивка делается или вгладь, или наборная.
Шедлиг Ф. Постройка шлюпок. (Гребные, парусные и моторные судовые шлюпки...). Часть I, Центральное бюро по морскому судостроению Главметалла, стр. 27