Найти тему

ИСТИНА – РЕАЛЬНОСТЬ ИЛИ НЕПОСТИЖИМОЕ? НОВЫЙ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД НА ЕЕ ПРИРОДУ НАУКИ ХХI-го ВЕКА.

Введение. «Каждый считает себя правым, но не каждый прав…» (авт.Новой фундаментальной Концепции, Ответы читателям, 2012).

Споры, дискуссии и т.п. - все это тоже часть нашей повседневной жизни. Кто прав, а кто нет? Обычно в спорах каждый опирается на свои собственные аргументы, считая их самыми верными, годными к практической реализации. Но кто же прав на самом деле? Есть ли в этом универсальный подход? И стоит ли вообще спорить о чем - либо?...Забегая вперед, скажу, что в этом плане поговорка: «В споре рождается истина» - не совсем адекватна реальности. Чтобы понять, кто оказывается прав больше других, придется прибегать к рассмотрению самой категории - истина.

Проблема истины является ведущей в науке философского познания. Понятие истины относится к важнейшим, в общей системе мировоззренческих взглядов. Оно находится в одном ряду с такими фундаментальнейшими понятиями, как «добро и зло», «справедливость», «нравственность», «смысл жизни», «настоящие ценностные ориентиры», а также позволяет оптимистически смотреть на возможность познания Мира.

Краткая история понятия.

Исследователи истории отмечают, что впервые философское понятие «истины», введено Пармени́дом из Элеи (греч.ок. 540 до н.э. или 520 до н.э.) — древнегреческим философом и политическим деятелем. Свои взгляды он выразил в поэме «О природе». Парменид занимался вопросами познания и бытия. Он разделял истину и субъективное мнение. Доказывал, что существует только вечное и неизменное Бытие, тождественное мысли . То есть, основным критерием истины признавалось тождество мышления и бытия. Наиболее разработанной теорией истины в античной философии выступала концепция Платона, согласно которой истина есть сверхэмпирическая идея - вечный «эйдос истины», а также вневременное свойство остальных «идей». Причастность человеческой души миру идей связывает душу с истиной. В средневековой философии Августин, опиравшийся на взгляды Платона, проповедовал учение о врождённости истинных понятий и суждений. В XVII в. эта концепция развивалась Р.Декартом. Начиная с XIII в. была распространена теория Фомы Аквинского, придерживавшегося учения Аристотеля и развивавшего это учение с позиции гармонического единства познающего разума и верующего мышления. В границах ещё одного направления, эмпиризма, истина понималась как соответствие мышления ощущениям субъекта (Д.Юм в XVIII в., Б.Рассел в ХХ в.), либо в качестве совпадения идей и поступков со стремлениями личности (У Джемс), Р.Авенариус и Э.Мах понимали истину как согласованность ощущений М.Шлик и О.Нейрат рассматривали истинность как последовательную связь предложений науки и чувственного опыта. Конвенционалисты (например, А Пуанкаре) утверждали, что дефиниция истины и её содержание носят условно-договорный характер. Ф.Ницше связывал истину с идеями вечного возвращения и переоценки ценностей…

*Согласно наиболее распространенным воззрениям в западной философии середины XX в. истина - особый идеальный объект (Ж.Маритен, Н.Гартман и др.). Такое понимание истины неразрывно связано с пониманием бытия как сверхчувственного и рационально до конца не постижимого феномена…

Современная трактовка истины по мнению ученых - аналитиков включает в себя следующие характеристики:

1) Объективность - выражает устойчивое, неизменное в явлениях положение. Она - в обусловленности реальной действительности, в которую входят: объективная реальность (независимость содержания истины от отдельных людей), субъективная реальность (в связи с предметно-чувственной деятельностью человека).

2) Субъективность - поскольку истину познают люди, она субъективна по своим внутренним идеальным содержанию и форме (например, всемирное тяготение изначально присуще природе мира, но истиной стала благодаря Ньютону).

3) Поступательность познания. Истина есть процесс, она не постигается сразу, целиком в полном объёме, а постепенно углубляется и вместе с тем всегда неполна и неточна.

Абсолютная истина (абсолютное в объективной истине) - это полное, исчерпывающее знание о действительности, которое в границах конкретного этапа развития науки не уточняется и не дополняется, это идеал, который не может быть достигнут, хотя познание и приближается к нему, это элемент знаний, который не может быть опровергнут и в будущем: «люди смертны» и т.д. - это вечные истины. Движение к абсолютной истине идёт через нахождение множества относительных истин.

Относительная истина (относительное в объективной истине) – это неполное, приблизительное, незавершённое знание о действительности, которое углубляется и уточняется по мере развития и познания.

При этом старые истины либо заменяются новыми (как классическая механика квантовой), либо опровергаются и становятся заблуждением. "В любой абсолютной истине мы находим элементы относительности, а в относительной черты абсолютности. Признание только относительного в объективной истине грозит релятивизмом, преувеличение устойчивого момента - есть догматизм".

Итак. По сути, в официальной науке считается, что объективная, абсолютная, относительная и конкретная истина - это не разные «виды» истин, а одно и тоже истинное знание с этими свойствами.

*При этом считается, что постоянный спутник истины в любой её форме - заблуждение. И истина и заблуждение - две противоположные, но неразрывные стороны единого процесса - познания.

Заблуждение- знание, не соответствующее своему предмету, несовпадающее с ним. Это неадекватная форма знания, возникает непреднамеренно из-за ограниченности, неразвитости или ущербности практики и самого познания. Заблуждения неизбежны, но они необходимый предмет познания истины. Заблуждения многообразны по своим формам: научные и ненаучные, мировоззренческо-духовные и философские, эмпирические и теоретические.

Заблуждение следует отличать от лжи - преднамеренного искажения истины в корыстных целях и дезинформации передачи ложного знания (как истинного) или истинного знания как ложного. Все эти явления имеют место в научном знании, встречаются также мошенничество и подлог. Чаще встречаются ошибки - как результат неправильных действий в вычислениях, в политике, в жизни и т.д. Они бывают логическими и фактическими. Заблуждения рано или поздно преодолеваются.

Итак, получается: если выводы, сделанные на основании знаний подтверждаются практикой, а деятельность оказывается конструктивной и успешной, особенно в долгосрочном периоде, то эти знания истинны.

Истина с точки зрения Новых фундаментальных Знаний

«Восприятие и анализ можно считать в определенной степени адекватными, когда согласуются с личным жизненным опытом, опытом окружающих, объективной логикой и фактами. Адекватность восприятия, анализа и реакции – реализация принципа Гармонии во взаимодействии с миром, с людьми. Адекватность восприятия, анализа и реакции - основа жизнеспособности всего живого – организмов, надорганизмов.

Ароморфоз – эволюционное усложнение организации жизни – имеет результатом повышение контроля над ситуацией, в том числе, - через повышение способности адекватно реагировать на изменения. Ради этого по ходу эволюции постоянно расширяется спектр способностей по восприятию, анализу и реакции, повышается их качество и масштаб. С повышением уровня эволюционного развития разумная цивилизация стремится к более адекватному восприятию и пониманию реальности, то есть истины.

Адекватная реакция – фундаментальное условие выживания и эволюционного развития. Неадекватно реагирующие организмы не выдерживают естественного отбора и вымирают. Важными условиями адекватности восприятия, анализа и реакции человека являются адекватность мировоззрения и истинность получаемой информации.

Истина подвергается глубокому искажению со стороны таких факторов, как ложь и неадекватность.

Большинству людей, в силу того, что они обычные люди, тяжело менять образ жизни и мировоззрение, которые в течение многих лет формировалась сначала родителями, семьей, школой, коллективами, в которых учились, работали. На самом деле, обычному человеку меняться очень сложно. Но это необходимо. Причем, для собственного благополучия важно не жить по правилам «как все», а стремиться к пониманию того, на сколько все предлагаемые мировоззренческие устои соответствуют реальности, на сколько они подтверждаемы.

Могут ли люди меняться? Да, тяжело меняться взрослым состоявшимся людям, особенно когда все у них внешне, вроде бы, нормально. *Дело в том, что некоторые способны хотя бы пытаться двигаться к правильному развитию, правильной жизни потому, что в любой душе есть стремление к истине и справедливости. Это – фундаментальная потребность души, ее инстинкт. Этот инстинкт может быть усыплен или атрофирован, но он есть неизбежно в каждой душе. Если его разбудить, то человек способен к реальной нормализации жизни.

*(!)Почему вообще потребность в истине является фундаментальной? Дело в том, что каждой душе хочется, чтобы ей было хорошо. В целом потребность в истине обусловлена этим стремлением.

Любой организм – разумный, неразумный – в процессе жизнедеятельности стремится не только к выживанию, но и к лучшему. И это стремление наиболее полно реализуется именно тогда, когда он адекватен реальности. **(!)Адекватность реальности и есть истина. Менее адекватные реальности просто не выдерживают борьбы за выживание, вымирают – из-за нерациональной жизнедеятельности. Значит, потребность адекватно воспринимать есть фундаментальное условие выживания. Короче, жизнеспособны адекватные обстоятельствам, адекватны – имеющие инстинкт истины. Фундаментальная потребность в истине обусловлена жизненной необходимостью приспосабливаться к реальности. И в душе этот опыт по ходу эволюции постоянно накапливается, необходимость реализации этой фундаментальной потребности все время подтверждается и потому подкрепляется. Формируется потребность в истине и, как части ее, потребность в справедливости.

На цивилизованном уровне бытия всегда более актуален вопрос не о выживании, а о качестве жизни. Чем более ты адекватен реальности, чем больше используешь имеющиеся возможности, тем больше возможностей для удовлетворения своих потребностей, для радости. Правда, возможность выживать в разумном социуме, будучи при этом не вполне адекватным, приводит к тому, что общество погрязает в неадекватностях, лукавстве и лжи. Лишь неизбежные кризисные ситуации в жизни каждого и общества вынуждают внимательнее присматриваться к реальности, быть более адекватным к ней» (коммент.авт.Новой Концепции, Об истине, 2003).

Дополнительный комментарий авт.Новой Концепции: «Периодически я получаю письма и вопросы, касающиеся Новых Знаний, в которых иногда звучат определенные сомнения в их обоснованности и истинности; способов правильного поиска истины, преодоления заблуждений и страха быть обманутыми…Заблуждается тот, кто позволяет себе заблуждаться. Тот, кто стремится к истине, всегда имеет возможность приблизиться к ней. Универсальный способ не быть обманутым – любую информацию соотносить с реальностью, в том числе с опытом других и с собственным жизненным опытом. Надо смотреть, что лежит в обосновании утверждений – реальные закономерности, научно подтвержденные факты или умозрительные предположения и древние мифы, достоверность которых невозможно проверить.

(!) Новые Знания предназначены в первую очередь для тех, кому нужна объективная информация, а не сказки для взрослых. Поэтому базовые положения Новой Концепции иллюстрированы достоверными научными фактами. Ни одна из существующих мировоззренческих систем не открыта для проверки так, как Новые Знания, потому что первые не имеют объективной доказательной базы. Также значительная часть информации излагается с расчетом, что люди будут находить параллели между информацией и собственным жизненным опытом.

Распространенным личностным качеством, не позволяющим адекватно воспринимать реальность, соответственно истину, является - лукавство. Главный вред лукавства в том, что, не позволяя человеку видеть собственное несовершенство, оно тормозит эволюцию души. Главное в избавлении от лукавства – выработка навыка объективного подхода, доверие не столько красоте изложения и сердцу, сколько реальности, достоверным фактам и логике.

*Есть еще один аспект, который может усугубить фактор необъективности. Это – многоверие. Когда человек симпатизирует сразу нескольким учениям, выполняя обряды в традиции каждой из них, он входит во все полевые социумы (эгрегоры), стоящие за этими учениями. Но одно дело, когда дружишь со всеми людьми подряд. От разных, пусть даже и враждующих между собой, людей получаешь улыбки, доброжелательность и содействие. Совсем другое – с эгрегорами. Последние часто эгоистичны и озабочены своей жизнеспособностью. Они дают дополнительный жизненный потенциал тем своим людям, которые полезны для них, отнимая его у менее полезных для себя, хоть и своих людей. Естественно, что те, кто служит и другим эгрегорам, не воспринимаются как полноценные и полезные члены эгрегора и потенциал их в определенной мере снимается. Одновременно это есть воздаяние за неверность (*недопустимость неверности учению обычно тем или иным образом обозначена среди постулатов практически любого учения). Снижение жизненного потенциала проявляется снижением благополучия: невезением, болезнями, невзгодами. Особенно большой съем потенциала осуществляется перед уходом в другое учение, веру. *Кстати, вышеописанное – ключ к пониманию неустойчивости многих браков супругов с разным мировоззрением…

Почему не надо доверять сердцу? Сердце часто врет. На самом деле то, что подразумевают под реакцией сердца, есть реакция подсознания. Во многом эта реакция основана на инстинктах. Стремление доверять сердцу – от лени разума. Мол, зачем голову ломать? – Как почувствовал, так и правильно. Но ведь это подход животного.

Человек тем и отличается от животного, что действует не только по инстинкту, но и исходя из логики. Вспомните, ведь разум состоит из сознания и подсознания. Когда пренебрегают любой из этих составляющих, неизбежно получается патологичное мышление. Когда недостает логики, воцаряется лукавство. Излишнее доверие сердцу и лукавство соседствуют друг с другом.

Именно из-за доверия сердцу многие ходит в дураках и живут так, как живут.

Так что хватит руководствоваться лишь сердцем, давайте будем полноценно использовать сознание, давайте определять четкий критерий истинности (подтверждение реальностью), давайте будем внимательнее к действительности.

В настоящее время подавляющая часть человечества находится в обманутом состоянии. Почему? Потому, что воспитана в системе, по большей части намеренно выстроенных, ложных систем мировоззрения. Апологеты таких систем приучили ориентироваться на мифологические либо идеологические догматы, и не соотносить информацию с реальностью. *То, что многие «гуру» зачастую используют исключительные примеры, когда что-либо происходило совсем не так, как все привыкли наблюдать в жизни, говорит не об их мудрости, а, наоборот, об их необъективности, об их лукавой склонности подходящие к их учению исключения выдавать за правило, игнорируя все остальное (авт.Новой Концепции, Ответы читателям, 2012).

**Уважаемые родители и другие читатели! По данной и другим проблемам, освещаемым в этой и других статьях, Вы можете обращаться с конкретными, насущными вопросами и проблемами через электронную почту krav77764@mail.ru . В том числе, возможна видеосвязь онлайн, где мы можем пообщаться в живую. Тем, кто предпочитает вариант стандартных консультаций - встреч со мной по проблемам семьи и брака (г.Москва, МО), детей, обращайтесь пожалуйста также через указанную эл.почту. (!)Вы будете в выигрышном положении, с точки зрения получения самых полновесных и системных на сегодняшний день, Новых научных Знаний. В отличие от используемых многими по привычке, неэффективных, мало что объясняющих в Вашей жизни до конца, классических "школ" и подходов.

P.S. В статье указаны далеко не все аспекты рассматриваемой проблемы, но мы постарались осветить самые важные.

Рекомендую Вам, для более системного понимания, обязательный просмотр прямо взаимосвязанных статей, с данной:

https://dzen.ru/a/ZTjwp8hQNgIgtwQT Чем я отличаюсь от других психологов?
https://dzen.ru/a/ZTjwBuePqGX7gctP Психологическая наука возвращается назад??
https://dzen.ru/a/ZTjzfWwfTD-TavLu К каким психологам ходят люди, в чем заблуждение?
https://dzen.ru/a/ZrYvccunNgDZEajh Стереотипы-1
https://dzen.ru/a/ZrkQ8BG1kFcIhkBe Стереотипы-2
https://dzen.ru/a/ZTjGCNVkgTPeTvuT Об умственной лени и примитивизме
https://dzen.ru/a/ZTjyFaHDCmEjKQOS Кому верить и доверять?
https://dzen.ru/a/ZTj1Yd3_Hk4NhTHi Жизнь с точки зрения «ВЫБОРА»
https://dzen.ru/a/ZTjkUiJC-0Wcrytc Литература для воспитания детей
https://dzen.ru/a/ZsMNnWEvnncw9rmz Настоящая природа заболеваний
https://dzen.ru/a/Zr82QmBr7Xou1T-D Истина – существует ли она?
https://dzen.ru/a/ZsBiDlq3j2-nEeDH Любовь-фундаментальное развенчание мифа!
https://dzen.ru/a/ZritbaIFsyeK_4TB О самых качественных знаниях

Подписывайтесь обязательно на мой канал, чтобы не пропустить все то новое и актуальное, что разрабатывается в психологии и педагогике для правильного и корректного воспитания Ваших детей!