Найти в Дзене

Разорванный круиз: теплоход застрял на Соловках. Как сложится судьба пассажиров?

Оглавление

Авария на Беломорканале привела к серьёзным проблемам путешественников, которые уже направились или только планировали посетить Соловки в ближайшее время на круизных теплоходах. Напомню, с 29 июля перекрыто движение судов по знаменитому водному пути, соединяющему Онежское озеро и Белое море. Из-за этого один из круизных теплоходов с пассажирами остался отрезанным от водной системы европейской части России, а еще несколько лайнеров не смогут совершить запланированные рейсы. Сегодня подробнее о том, что будет с "застрявшими" путешественниками и с теми, чьи мечты увидеть легендарные места российского севера точно не сбудутся в ближайшее время.

© Serguei Fomine/Globallookpress
© Serguei Fomine/Globallookpress

Что случилось?

В понедельник 29 июля между 10-м и 11-м шлюзами размыло перемычку, которую устанавливали на время реконструкции. Это привело к настоящей трагедии. Вода затопила поселок при шлюзе №11 и СНТ «Балтийский». Пропали без вести 6 человек. Проводилась эвакуация населения. Позже были найдены тела троих погибших — двух женщин и мужчины. Их обнаружили недалеко от посёлка Кочкома в 11 км от места аварии. В Сегежском округе Карелии ввели режим чрезвычайной ситуации.

Прорыв дамбы в Карелии. Источник: t.me/pdmnews
Прорыв дамбы в Карелии. Источник: t.me/pdmnews

В тот же день ФБУ «Администрация «Беломорканал» издало распоряжение о запрете движения судов между шлюзами № 10 и № 11 Беломоро-Балтийского канала до окончания восстановительных работ.

«До возведения временной строительной перемычки, а также до восстановления навигационных уровней воды и наполнения озера Воицкое транзитное судоходство остановлено», — уточнили в Росморречфлоте.

Беломорканал связал Белое море и Онежское озеро в 1933 году. Его строили силами заключенных. Протяженность канала 227 километров, из которых 37,1 километра составляют искусственные водные пути, остальное — реки и озера. На канале создано 19 гидроузлов, включающих шлюзы, плотины и дамбы. В 2022 году началась реконструкция шлюзов. Ее планировалось завершить до конца этого 2024 года.
Для справки: в течение навигации 2023 года через шлюзы Беломорканала прошли 677 грузовых и 499 пассажирских судов. Перевезли 152 тысячи тонн грузов и 15 242 пассажира. Канал преимущественно используется для транзитного судоходства — доставки грузов в населенные пункты Кольского полуострова, Белого и Баренцева морей. По каналу также проходят круизные маршруты из Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода на Соловецкие острова и в Архангельск.
Схема Беломоро-Балтийского канала
Схема Беломоро-Балтийского канала

Стоит отметить, что круизы по Беломорканалу - это не массовое направление. Среди поклонников отдыха на теплоходах Соловки и Архангельск считаются маршрутами для искушенных. Дело в том, что из-за небольших габаритов шлюзов на Беломорканале большинство круизных судов просто не могут по ним пройти. В то же время морские условия судоходства в Белом море часто близки к экстремальным. Поэтому лайнеры должны быть специально приспособлены и для них. В связи с этим из более 80 теплоходов, которые выполняют круизные рейсы на реках Европейской части России, всего несколько лайнеров способы совершать путешествия по Беломорканалу. Как правило, за всю навигацию крупные круизные компании, имеющие в своем флоте такие суда, осуществляют считанные рейсы через Беломорканал. Раскупаются они обычно за год до отправления, несмотря на высокую цену. Например, круиз из Москвы на Соловки и в Архангельск и обратно летом 2025 года стоит от 123 000 рублей на человека в самой дешевой каюте в трюме, а на главной палубе уже от 167 000 рублей за персону. И это на лайнере эконом-класса.

Что с будет с пассажирами "отрезанного" теплохода?

Из-за аварии оказался отрезанным от водных путей Европейской части России круизный теплоход "Александр Пушкин", который в момент происшествия находился в Белом море. Теперь лайнер со 148 пассажирами на борту не может вернуться ни в Москву, ни в Санкт-Петербург.

Теплоход "Александр Пушкин" оказался отрезанным на Соловках
Теплоход "Александр Пушкин" оказался отрезанным на Соловках

Лайнер прибыл на Соловецкие острова по расписанию 30 июля. Но вместо двух дней туристы пробудут там четыре — путешественникам предложили расширенную экскурсионную программу. Затем, как ожидается, пассажиров в Беломорске пересадят на автобусы, доставят в Санкт-Петербург и разместят в гостиницах.

Четырёхпалубный теплоход «Александр Пушкин» проекта Q-040 построен в 1974 году в Австрии. Как сообщается на сайте оператора судна, компании "Водоход", это единственный четырехпалубный теплоход, который ходит на Соловецкие острова и способен швартоваться непосредственно у причала Соловков. Чтобы уменьшить габариты судна по ширине для прохождения Беломорско-Балтийского канала теплоходу «Александр Пушкин» в буквальном смысле подрезали привальники (привальный брус судна — конструкция, устанавливаемая снаружи вдоль борта судна, для предохранения бортового перекрытия от повреждения при швартовке). После «сокращения объемов» теплохода и укрепления корпуса лайнер получил разрешение на выход в Белое море. По классу обслуживания теплоход относится к классу премиум.
Основные характеристики:
Длина - 110,1 м
Ширина - 14,1 м
Осадка - 2,3 м
Максимальная скорость - 20 км/ч
Количество пассажиров -186

Поскольку теплоход не может вернуться в порт отправления, уже отменены два следующих рейса на те же Соловки и обратно. Судьба дальнейших круизов на лайнере в этом сезоне зависит от сроков завершения ремонтных работ на Беломорканале.

Пассажиры, купившие путевки на следующие рейсы "Александра Пушкина" также вынуждены менять планы
Пассажиры, купившие путевки на следующие рейсы "Александра Пушкина" также вынуждены менять планы

Что ждать другим путешественникам, купившим туры на это направление?

Уже пострадали от аварии на Беломорканале и другие путешественники - те, кто только что отправились в круизы на Соловки или собирались это сделать в ближайшее время.

В понедельник 29 июля через 11-й шлюз Беломорканала должен был пройти круизный теплоход «Русь Великая» со 196 туристами. Лайнер вышел из Санкт-Петербурга и должен был доставить туристов на Соловецкий архипелаг и в Архангельск, а затем в Москву. Но из-за прорыва плотины и прекращения судоходства на Беломорканале теплоход был вынужден вернуться в Онежское озеро.

Теплоход "Русь Великая" также один из немногих лайнеров, способных совершать круизы через Беломорканал. Его туристы тоже не попадут в ближайшее время на Соловки и в Архангельск
Теплоход "Русь Великая" также один из немногих лайнеров, способных совершать круизы через Беломорканал. Его туристы тоже не попадут в ближайшее время на Соловки и в Архангельск

Изменение маршрута ждет и других путешественников, которые уже приобрели путевки на круизы на Соловки и в Архангельск в ближайшее время.

Подобные аварии случаются нечасто, но все же, собираясь в круиз, нужно подготовиться к разным неожиданностям. К каким? Читайте здесь:

Спасибо за внимание! Подпишитесь на канал!

"Коллекцию впечатлений" также удобно читать в телеграме: https://t.me/Zhestkov_Travel