В психологии существует модель Кюблер-Росс, которая описывает стадии принятия неизбежного: отрицание, гнев, торговля, депрессия, принятие. Изначально это понятие применялось к принятию скорой смерти у неизлечимо больных, а потом ее начали пихать куда попало, главное - чтобы процесс был неизбежным.
Один из таких процессов является приход на наш рынок китайских автомобилей. При этом, скажем честно, наш рынок им подарили. Наши бывшие партнеры явно под давлением правительства и общественного мнения решили показательно наказать нас, но, в конце концов они сильнее всего наказали себя.
В связи с этим на всех популярных площадках по автомобильной тематике два года назад началась очень бурная дискуссия. Тогда всевозможные странные люди, которые претендуют на звание экспертов, начали наперебой писать свои прогнозы. Один хлеще другого. Некоторые говорили, что Россия станет большой Кубой и все будут ездить на древних машинах. Другие - что россияне станут ездить на прулях. И только немногие спрогнозировали, что россияне станут пересаживаться на китайские авто.
Самое забавное, над этими прогнозами сильнее всего потешались. Да никогда в жизни, да кто их будет покупать за такую цену, дураков не найдется, ни в жизнь - и все в таком роде. Почитайте статьи двухгодичной давности на Дроме - там много смешного. Обожаю экспертов, вечно они попадают пальцем в небо.
Под конец же абсолютно провального 2022 года на том же Дроме вышла статья, что Чери поставила перед собой цель продать 200 тысяч авто. Веселье было полным - кто покупает это хлам, лучше пруль, десять лет будут продавать эти 200 тысяч, что это заказ КПК и цифру нужную нарисуют, столько лохов не наберут. И самый адекватный улетел в глубокие минуса, именно он дал название статье: "Стадию отрицания китайских автомобилей пройдут все".
Прошел год, Чери с суббрендами продал свыше 200 тысяч. И где все эти крикуны? Кто из них признал, что был неправ? Далеко не факт, что некоторые из них купили новое китайское авто. Прошли все стадии принятия неизбежного. И да, купили за ту цену, которой ужасались еще год назад. Все это говорит о том, что россияне вовсе не нищеброды, которые работают чуть ли не за краюху хлеба. И хотят ездить не на старых ушатайках, а на новых машинах.
При этом забавно читать аргументы тех, кто божится, что никогда не сядет в китайскую машину. Самый сильный - что китайцы не умеют делать машины и у них получается г**но.
Вспоминаем классику, "Назад в будущее". Когда Марти Макфлай показал профессору Эметту Брауну машину времени, тот нашёл в ней деталь «сделано в Японии». Поскольку он человек 55-го г, он сразу заявил, что мол понятно, почему она сломалась, Япония - это г**но. А Марти, как человек 85-го, утверждает, что лучшие технологии в стране восходящего солнца.
Переложим на российские реалии, поменяем "Япония" на "Китай" - и картина будет один в один. Когда бы видели на полках европейскую или американскую одежду, бытовую технику, электронику? Именно европейские, американские разработки, собранные в США или Европе? Я уже и забыл, что такая была. Более того, даже стал забывать европейские бренды. А они были, как тогда рекламировали - "белая техника", "белая сборка". Куда ни кинь взгляд - практически везде китайские вещи, техника, электроника. При том не просто сборка, а вполне себе китайская разработка и китайские бренды.
Это настоящий хайтек, почему китайцы умеют шить вещи, собирать телефоны, холодильники, пылесосы и так далее, а автомобили - нет? Ведь у них для этого есть абсолютно все - огромный рынок, много богатых китайцев, деньги, инженерная школа, квалифицированные работники, за их рынок бьются все известные автопроизводители, которые делятся с ними своими разработками, лучшие инженерные и дизайнерские школы работают на них.
Японские авто тоже не не сразу зашли на европейский и американский рынок. А сейчас одни из лидеров продаж. Я не забыл, как лет 20 назад потешались над корейскими Гетцами и Акцентами, а сейчас корейские машины преподносят чуть ли не как эталон надежности и качества. Чем принципиально отличаются китайцы от японцев или корейцев? Да ничем.
Что действительно плохо - что китайцы зашли на пустой рынок. Очень жаль, что не было конкурентов, иначе бы они бы быстро сбавили прыть и не задирали цены. Хотя претензия основная не к ним.
Есть еще одна причина ненависти к ним - это банальная зависть. Далеко не у каждого найдется пара-тройка миллионов рублей, чтобы купить новую машину. Поэтому люди, пытаясь скрыть зависть, записывают владельцев новых авто в идиоты и с упорством, достойного лучшего применения тиражируют нелепые мифы про их неубиваемые авто из 90-х и прули императорского качества. Хотя каким бы ни был надежным автомобиль 20-30 лет назад, но свой ресурс он уже изжил. Ездить же на праворульных авто банально неудобно и небезопасно, да и не обладают они неким неземным качеством, нет в них особого шика и комфорта, банальные ширпотребовские тачки. Двадцать пять лет назад их покупка была еще оправдана, на фоне отечественной унылой классики и зубил они были реально классными. Плавали, знаем. Сейчас я же сяду за руль пруля только при абсолютной невозможности любить другую, даже "Гранту". И на ДВ их покупают нынче только от отсутствия альтернативы, правда и цена на них уже кусается. Брать машину б/у за 2 и более миллиона - это выше моего понимания.
Сейчас китайские автомобили представляют серьезную угрозу для европейских и американских марок автомобилей. Особенно на в том секторе, на который они так уповали и надеялись, что он станет основным драйвером роста - электромобили. Там были вообще наполеоновские планы - белые люди делают хайтек, а остальной мир кусает локти и покупает машины, аналогов которым нет, особенно китайцы.
Но случилось непредвиденное - именно китайцы перехватили кубок первенства и стремительно начали наращивать технологии производства электромобилей. У них начали получаться автомобили минимум не хуже, а чаще всего лучше, которые при этом и стоят дешевле.
Такого расклада от них никто не ожидал, и в ход пошла просто тупая антисинофобская пропаганда. И что китайские машины плохие, и что только за счет субсидий они дешевле, и конкуренция недобросовестная и даже уйгуров притесняют. Принять очевидное, что китайцы просто сделали их по технологиям и массовости - такое белым господам нельзя. И как результат - драконовские пошлины на китайские машины. Рыночек порешал, ага. Печаль только, что китайцы уже вводят ограничительные меры против европейских марок и потери компаний будут очень серьезными. Да и компонентная база в европейских электричках все та же - Made in China, 63% мирового рынка «батареек» контролируют 10 компаний из КНР. С ними конкурируют лишь три южнокорейских поставщика и единственный японский.
Что касается новых китайцев, то число знакомых, которые их купили резко увеличилось. При этом забавнее всего было увидеть на Geelee Tugella моего сменщика, который стучал в грудь, что никогда не сядет на другую машину, кроме Вольво. Но заплатив за ремонт почти триста тысяч за полгода и увидев ценник на новые авто, он пересел со своего XС60 на нового китайца. И не имеет никаких нареканий. Впрочем я не знаю ни одного реального владельца китайской машины, который имел бы с ними хоть какие-то серьезные проблемы. Этим реальность и отличается от реальности, потому что только в бесконечных рассказах от неких знакомых/родственников/соседей, которые без устали выкладывают на соцплощадках, они бесконечно ломаются, стоят в сервисах и на них нет запчастей. Более того, у нас на работе были куплены Шахманы как спецтехника и пикапы Jac T6, ездят без нарекания, водителей бы им еще получше, потому что практически все покоцаны и поцарапаны. В сравнении с чудом отечественного автопрома - УАЗовским Патриотом они и реально намного лучше и надежнее. Даже с условием, что им всего второй год, Патриоты умудрялись ломаться в первый же месяц эксплуатации.
Конечно нет идеальных авто. И китайцы ломаются. Так и другие ломаются. Вот была у меня новая машина была Шкода Фабия, кто такую помнит? Столько мне нервов испортила, электроника у нее был бич. Могла взять и заглохнуть. Во время дождя вырубались дворники, мог погаснуть спидометр. Я ее и в гарантию гонял, там подшаманивали и уверяли, что все в порядке, но она могла выдать новый фортель. Я намучился с ней за три года, и когда продал - то перекрестился на радостях. Такие мучения у меня были только с первой машиной - древней четверкой пожарного цвета, та ломалась вообще каждую неделю, пока дно не сгнило окончательно и не отпала реактивная тяга. Но то была старая машина, у тут абсолютно новая из салона. Но ведь у большинства владельцев Фабий о ней только приятные воспоминания.
Но самое главное - нет никакой статистики, которая показывает, что китайцы гораздо проблемнее других марок. Отдельные проблемы - это не статистика, отзывы это не статистика, сравнивать надо количество поломок от количества машин. Если есть три поломки на три Феррари, это не равно трем отзывам на Тойоту. А они ломаются, еще как, иначе бы не было запчастей, а ведь их кто-то покупает.
Поэтому у китайского автопрома очень хорошие перспективы. Притом не только в нашей стране и не в Китае, а во всем мире. Они обязательно захватят свой сегмент рынка. При этом наиболее массовый бюджетный. Я даже уверен, что если что-то изменится в мировой политике и к нам вернутся известные старые марки, то им придется серьезно побороться за долю нашего автопирога.
Да, настоящий премиум никуда не денется, тот же Мерседес, Порш или БМВ покупали и будут покупать, потому что это, по сути, ритуальное потребление для богатых. Хотя, возможно, условный Hongqi и ут умудрится отхватить свою долю. Ведь даже богатым начали продавать "Красное знамя" (так переводится Hongqi). А вот ваговским машинам, Рено, Ниссану и прочим бюджетникам придется доказать, что они реально лучше Хавейла, Чангана или Чери, потому что преимущества совсем неочевидны. И стадию отрицания, которую демонстрируют сейчас массово, также массово пройдут все. Многие из тех, кто купил сейчас новый китайский автомобиль, еще несколько лет рассмеялся бы в ответ на такой вариант покупки автомобиля, сочтя это за удачную шутку.