Найти тему
ЛадаFM

Почему истории о себе труднее писать, чем кажется...

Оглавление

Всех тепло приветствую в теме историй о себе. Собственно, почему мы пишем о себе? Кто нам дал на это право? И кому это может быть интересно? Задаваясь подобными вопросами, сразу отметаешь дерзкие мысли писать очередную "нетленку" о себе любимом. Или все же пишешь, утирая слезы, сопли и слюни испачканными чернилами пальцами, а потом прячешь исписанные листки в стол/файл, и приходит спокойствие.... или не приходит.

Право писать о себе

В обществе всегда есть запрос именно на вашу историю. В мире всегда есть люди в подобных с вами ситуациях, которых переполняют те же эмоции, которые не могут найти выход, союзника, поддержку. Ваши истории перекликаются с историями других людей, они разговаривают с читателями, они поддерживают. В историях мы часто видим, слышим и понимаем себя самих и это упоительно - найти вдруг отклик и ответ на страницах случайно/неслучайно попавшейся книги/истории...

Наши истории зачастую автофикциональны - мы фиксируем время, обстановку, разговоры, описываем манеры людей, их одежду, мнения, их занятия. Мы фиксируем время, в котором живем, в наших историях наша эпоха продолжается через года.

Табуированные темы

Своими историями вы помогаете обществу узнавать то, о чем запрещено/неприлично говорить, думать, писать. Подробности некоторых профессий, насилие в семье, депрессионные периоды, личный страшный пережитый опыт в необычной обстановке, пережитое смертельное заболевание - все это интересно другим людям! Даже тем, у которых этого всего в жизни не происходило и, возможно, не произойдет.

Истории о профессиональной деятельности могут стать голосом целого сообщества, группы, класса. Вы можете помочь многим понять суть такой профессии, как хирург-реаниматолог или химик-технолог, полицейский или преподаватель, или паталогоанатом, а может и космонавт.

История как художественный продукт

В автофикшн искренность важнее правдоподобности. Можно смело жертвовать хронологией событий. Можно мешать их в том формате, который приемлем для автора. Можно убрать каких-то людей из повествования, можно добавлять новые персонажи.

Историю в первоначальном виде, как есть, отдавать в печать невозможно. Это не песня степных кочевников:) Конечно, необходимо привести свою историю в художественный вид. Проделать необходимый монтаж. Заняться поиском достоверных подробностей (рисечинг), изучением переписок или дневников (эго-документов). Провести необходимую работу с построением сюжетной рамки, жанром, стилем.

-2

Часто история не пишется, долго не получается, потому что автор не может выбрать точку, из которой ведется повествование. Может быть история рассказывается от имени автора, от первого лица. Возможно от имени одного из героев. А может совсем отстраненно - от третьего лица. А как история заканчивается - автор часто не знает в самом ее начале.

Риски автофикшн - личных историй

Считается, что личные истории - это всегда про травму. Отчасти правда, потому что автофикшн - логичное пространство для осмысления травмы, для рефлексии. Разбираясь с травмой, мы делаем историю объектом литературы. Но после прочтения истории-травмы читатель не должен себя чувствовать использованным для слива эмоций. Автофикшн должен быть обрамлен стилистическими и жанровыми рамками, чтобы это была литература. Читатель не должен быть психотерапевтом. Поэтому текст не должен быть простым, неоформленным потоком сознания.

Авторское Я не равно геройскому Я

Отстраненность помогает придать художественности авторской истории и сделать его абсолютно непохожим на простой пост в соц сетях, рассказывающим о непростом походе к онкологу, например. Именно работа с сюжетом, стилем и структурой автоистории опровергает уже устойчивое мнение об автофикшн, как о "нетребовательном" жанре.

Личные риски авторов историй

- Текст не может заменить психотерапию, особенно художественный. Хотя работа над ним помогает раствориться в проблеме и свести ее на нет вместе с последней точкой в конце текста.

- В каждой автофикшн истории картина мира сворачивается в сугубо субъективную точку автора. Это и плюс и минус - одновременно. Мы видим мир глазами отдельного героя, но мы не видим картины в целом.

- Перерабатывая историю в себе, авторы часто "выплевывают" ее на суд читателям наполненную сарказмом и иронией до краев. Это поначалу забавляет, но с каждой страницей отвращает. Невозможно прятаться за злой насмешкой над происходящим на протяжении всей истории - необходима и полезна и другая позиция, например, некая эмпатия, сочувствие или хотя бы отвержение, что угодно, лишь бы произошла перемена ракурса...

- Часто историю хочется переписать и сделать героев абсолютно идеальными, в противовес реальности, а почему и нет? Да потому что нет идеальных героев, лишь в сказках, да и то они там повернуты к читателю лишь напыщенно положительной стороной. Абслютно идеальные герои - не интересно и не реально.

- Самый главный риск рассказчика личных историй - неловкие ситуации с людьми, о которых автор пишет. Это сложно предугадать, поэтому опытные писатели рекомендуют ставить в известность протипов героев своих историй, спрашивать их позволения о раскрытии семейных драм и тайн.

Вопрос этики: как избежать негатива с прототипами героев автоисторий

Люди обычно не узнают себя в отрицательных или некрасивых героях. Сделайте героя своей личной истории непохожим на оригинал: тощего сделайте мерзким обжорой, отличника - двоечником очкастым, красотку - прыщавой и сутулой, подлеца не надо даже маскировать, просто распишите его качества. И пишите с удовольствием, наслаждайтесь процессом. А потом будь что будет!

Помните, что интересы прозы превыше всего. Но если все же кто-то узнает себя в вашей истрии и сделает это публично - придется согласовывать факты, просить разрешения "задним числом", замаскировать героя до полной неузнаваемости. Ну не писать же только в стол! Мир должен увидеть и прочитать ваши истории!

Как отвлечь читателя от автофикциональности

Часто авторы пишут свои автоистории в нескольких жанрах, например, в жанре детектива или ужаса. Если в истории замешана стыдная для общества тема, можно отдать полностью голос другому герою, чужим голосам, или части тела, или в виде поэтических строк, записок, сообщений безличных.

Но есть плюсы, когда вы пишите именно от первого лица всю историю. Происходит полное погружение, вовечение в историю. У читателя возникает больше доверия к тексту, к автору. Но есть риск необъективности и манипулирования читателем.

Второе лицо для повествования автофикшн историй почти неприемлемо, потому что перекладывается эмоциональный груз на читателя: "представьте, что вы/ты..." Читатель может не выдержать и закрыть книгу/историю.

Повествование от третьего лица максимально отстраняет автора от героя, раскладывая его по косточкам перед читателями. Здесь у автора есть риск стать запредельно жестоким к своему герою и не вовлечь читателя.

И что в итоге?

Скрин с вебинара молодой писательницы Светланы Павловой, автора автофикциональной книги "Голод"
Скрин с вебинара молодой писательницы Светланы Павловой, автора автофикциональной книги "Голод"

Пишите истории обязательно. Создавайте истории. Делитесь ими:)

Так наливается плод граната
Так наливается плод граната

Спасибо Вам за Ваши прочтения и дочитывания, за ваши лайки, отклики и интересные комментарии!!! Я ценю ваше внимание к моему каналу!