Найти тему
Михаил Никольский

Южная Корея: Т-50 – эрзац F-16. Часть 3

В программе летных испытаний было задействовано три опытных Т-50 и один А-50, перекрещенный по ходу дела в ТA-50.

Три опытных Т-50 и один ТА-50 (тогда еще А-50), 2003 г.
Три опытных Т-50 и один ТА-50 (тогда еще А-50), 2003 г.
Испытания на прочность "железной птицы", 2001 г.
Испытания на прочность "железной птицы", 2001 г.
Испытания на прочность, 2013 г.
Испытания на прочность, 2013 г.
Отстрел пушки, 2001 г.
Отстрел пушки, 2001 г.

Первый прототип Т-50 собрали в 2001 г., первый полет он выполнил в августе 2002 г. на аэродроме Национального авиационно-промышленного комплекса в Сачхоне. ВВС Южной Кореи получили первые серийные Т-50 ВВС получили в декабре 2005 г.

Выкатка первого прототипа Т-50 на переднем плане KF-16D.
Выкатка первого прототипа Т-50 на переднем плане KF-16D.
Перед первым полетом, 2002 г.
Перед первым полетом, 2002 г.
Испытания противоштопорного парашюта 2003 г.
Испытания противоштопорного парашюта 2003 г.
1-й и 3-й опытные Т-50 в полете 2003 г.
1-й и 3-й опытные Т-50 в полете 2003 г.
Первый А/ТА-50, 2003 г.
Первый А/ТА-50, 2003 г.
ТА-50, 2011 г.
ТА-50, 2011 г.

Полномасштабное проектирование FA-50 началось в 2006 г. и почти сразу уперлось в тупик из-за отсутствия РЛС. Программа FA-50 из-за неопределенности в отношении РЛС буксовала два года. Прототип FА-50 выполнил первый полет 4 мая 2011 г., первый серийный FA-50 – 20 августа 2013 г.

Первая публичная демонстрация FA-50, AIDEX-2013.
Первая публичная демонстрация FA-50, AIDEX-2013.
Прототип FA-50, 2014 г.
Прототип FA-50, 2014 г.
Первый серийный FA-50 в полете, 2013 г.
Первый серийный FA-50 в полете, 2013 г.
Пара FA-50, 2013 г.
Пара FA-50, 2013 г.
Серийные FA-50, 2014 г.
Серийные FA-50, 2014 г.

Выпуск самолетов Т/ТА/FA-50 ведется, по аналогии с США, производственными сериями/блоками. Самолеты разных блоков достаточно существенно отличаются друг от друга. Первые серийные FA-50 блок 10 обладают ограниченными боевыми возможностями, полноценными истребителями-бомбардировщиками являются самолеты блок 20/70; обозначение блок 20 заменено на блок 70 по непонятной причине.

Самолеты ТА-50, начиная с ТА-50 блок 2, унифицированы с FA-50: расширен ассортимент вооружения, установлены приемник предупреждения о радиолокационном облучении и устройства отстрела ложных целей. ТА-50 блок 2 фактически ничем не отличается от легкого истребителя-бомбардировщика. ВВС Южной Кореи получили первый ТА-50 блок 2 в декабре 2023 г.

ВВС Южной Кореи в начале 2010-х гг. оценивали свои потребности в 120 – 150 самолетов Т-50 всех модификаций. По состоянию на начало 2023 г. ВВС Южной Кореи располагали 50 Т-50, десятью Т-50В, 42 ТА-50 и 60 FA-50.

В 2005 – 2009 г. для ВВС Южной Кореи была построена первая партия из 50 УТС Т-50, 20 самолетов второй партии собрали в 2013 – 2014 гг. В 2013 г. ВВС заключили с фирмой «KAI» контракт на поставку 40 легких истребителей FA-50, последний из заказанных самолетов данного контракта поставлен в октябре 2016 г. В 2020 г. Управление программы оборонных закупок объявило о намерении заключить с фирмой «KAI» контракт на поставку 20 самолетов ТA-50 блок 2 с поставкой до конца 2024 г. Данная модификация ранее обозначалась ТА-50, а в настоящее время – Т-5- блок 2. Если самолеты FA-50 высвободить одноместные КF-16, то ТА-50 блок 2 призван заменить спарки КF-16D, на которых велось обучение летчиков боевому применению. Завершение выполнения контракта 2020 г. перенесено с 2024 г. на 2026 г. из-за необходимости срочной постройки самолетов для Польши. Первый ТА-50 блок 2 передан ВВС Южной Кореи в конце 2023 г.

Первой на Т-50 в 2005 – 2006 гг. перевооружили 203-ю тренировочную эскадрилью 8-го истребительного авиакрыла, дислоцированную на авиабазе Вонджу; ранее на в эскадрилье эксплуатировались самолеты F-5E/F. Следующей стала 189-я тренировочная эскадрилья 1-го истребительного авиакрыла (авиабаза Кванджу), где УТС Т-50 пришли на смену арендованным в США самолетам Т-38. В 2007 г. самолеты Т-50 поступили на вооружение 238-й и 239-й истребительных эскадрилий 8-го авиакрыла (Вонджу), причем 239-й эскадрилье передали самолеты, закрепленные за 1-м авиакрылом. В 2009 г. 239-я эскадрилья была преобразована из истребительной в специальную – в авиационную группу высшего пилотажа ВВС Южной Кореи «Черные Орлы». Группа в 2010 г. получила десять новеньких Т-10В и была передислоцирована в Вонджу.

-17
"Черные Орлы", 2014 г.
"Черные Орлы", 2014 г.

Учебно-боевые ТА-50 (Т-50 LIFT) в 2010 – 2011 гг. поступили в восстановленную 115-я истребительная тренировочная эскадрилья 16-го истребительного авиакрыла (Сувон); эскадрилью расформировали годом-двумя ранее после возвращения США самолетов Т-38. Первые самолеты ТА-50 блок 2 в конце 2023 г. поступили на вооружение 206-й истребительной эскадрильи 1-го авиакрыла (Кванджу).

ТА-50 ВВС Южной Кореи, 2012 г.
ТА-50 ВВС Южной Кореи, 2012 г.

На FA-50 с 2014 г. перевооружили три истребительные эскадрильи: 103-ю и 203-ю 1-го авиакрыла (Вонджу), 202-ю истребительную 16-го авиакрыла (Йечхон).

-20

Часть 1:https://dzen.ru/a/ZnAAC-HkalUCs6i3

Часть 2: https://dzen.ru/a/ZnFSc4Of8X9GtWMU

Часть 4: https://dzen.ru/a/ZnFc4kI9w0LP-dkg