Фирма «KAI» с самого начала ставила перед собой задачу вывести самолет Т-50 и его модификации на мировой рынок. Получилось. На конец мая 2023 г. самолеты семейства Т -50 поставлены в Индонезию, Ирак, Малайзию, Польшу, Таиланд и Филиппины. Могло быть и больше. Конкурсы на УТС для Вьетнама (победителем конкурса объявлен Як-130), Греции (М-346), Израиля (М-346), ОАЭ (L-15), Сингапура (М-346) и Тайваня (Т-5) Т-50 честно (относительно честно) проиграл, а поставки в Аргентину заблокировала Великобритания, так как в южнокорейской машине имеются британские комплектующие. В начале 2024 г. заключен контракт на поставку самолетов Т-50 Сенегалу, близок к заключению контракт на 36 самолетов для ВВС Египта, ведутся переговоры о поставках Т-50 Австралии, Болгарии, Ирландии, Канаде, Колумбии, Мексике, Перу, Словакии, Узбекистану, Уругваю и Чили. Египетский контракт предположительно на 100 самолетов, предусматривает организацию сборки самолетов в Египте.
В заинтересованности, проявляемой в отношении самолетов семейства Т-50, прослеживается две тенденции. Т-50 не прочь приобрести страны, имеющие на вооружении F-16 или собравшиеся такие самолеты прикупить. Причина вполне понятна: летчиков для F-16 лучше всего готовить на самолете, от F-16 отпочковавшемся. Ко второй группе потенциальных покупателей Т-50, а точнее FA-50, относятся государства, у которых желание приобрести F-16 или нечто аналогичное входит в противоречие с возможностями. «Эрзац F-16» в этом случае не самый плохой выбор. В этой нише у FA-50 конкурентов пока нет в силу того, что FA-50 – сверхзвуковой самолет; рожденному на Тайване сверхзвуковому Т-5 экспортная дорожка перекрыта.
Руководство фирмы «KAI» полагает возможным в обозримом будущем поставить на экспорт около 1000 самолетов Т-50. Цифири, как ни странно, вполне реальные, с учетом емкости рынка США. Потребность ВВС и авиации ВМС США в УТС повышенной подготовки летчиков/истребителях для «агрессоров» оценивается примерно в 600 машин и все эти 600 машин, буде фирма «KAI» выиграет оба конкурса, будут собираться в Сачхоне. Фирма «Локхид Мартин», американский партнер «KAI», банально не располагает необходимыми производственными мощностями. Завод «Локхид-Мартин» в Форт-Уорте полностью загружен выпуском F-35, завод в Гринвилле – F-16V. Выпуск F-16V расписан до конца 2027 г., что открывает дополнительное окно возможностей для фирмы «KAI». Ситуация в мире накаляется стремительно и многие государства не прочь приобрести нечто похожее на F-16 не через три – пять лет, а через год – два. Пожалуйста – FA-50. Весьма показательно изменение позиции фирмы «Локхид-Мартин» в отношении экспортных вариантов самолета Т-50. Изначально их возможности не должны были превышать возможности KF-16, что накладывало существенные ограничения на СУВ и ассортимент авиационных средства поражения. Затем планку подняли до F-16V блок 70/72. Поставка FA-50 Польше в обозримом будущем обернется модернизацией этих машин с повышением возможностей СУВ и БРЭО, расширением состава вооружения, то есть будет создан прецедент. Снятие ограничений по совершенствованию Т-50 неизбежно и без гипотетического польского прецедента.
Осенью 2023 г. в США состоялась встреча высшего руководства фирм «Локхид-Мартин» и «KAI», где стороны договорились о совместном продвижении Т-50 на мировой рынок. Один из менеджеров-американцев не постеснялся открытым текстам заявить репортерам причину заключения такого соглашения: «Локхид-Мартин» не способна удовлетворить спрос на легкие многоцелевые боевые самолеты, к коим принято относить F-16, поэтому она рассчитывает на производственные мощности завода в Сачхоне, способного собирать до семи Т-50 ежемесячно. Т-50 и его производные, конечно, не являются равноценной заменой F-16. С другой стороны возможности F-16 нередко избыточны, а цена этого «дешевого» самолета для многих потенциальных покупателей запредельна. Высокий спрос на F-16 объясняется отсутствием достойной западной альтернативы (России, кстати, тоже предложить в пику F-16 нечего, остаются китайские J-10 и JF-17). Теперь, похоже, достойная условно западная альтернатива F-16 появилась. Фирма же «Локхид-Мартин» постарается удержать над альтернативой контроль, дабы она не превратилась в конкурента, что вполне возможно.
Шлагбаум на дороге, ведущей к успеху FA-50 на мировом рынке военной техники, все же может опуститься. Стоимость FA-50 уже вдвое превзошла стоимость Т-50: 40 млн. долл. против 20 млн. Система дозаправки в воздухе расширение ассортимента вооружения, новое приборное и целевое оборудование, РЛС с АФАР. Такие ништяки и плюшки добавят к цене еще миллионов около дести. 50 млн долл. – очень близко к стоимости «Грипна», самолета совершенно иной категории. На фирме «KAI» отлично понимают опасность роста стоимости своего изделия, но рассчитывают, что рост цены, вызванный стремлением к повышению боевой эффективности (не всегда, кстати, оправданным), возможно компенсировать наращиванием валового выпуска. В качестве положительного примера приводится польский контракт. До Польши самолеты на экспорт строились в час по чайной ложке – контракт заключали на полтора десятка машин плюс-минус несколько. Польша заказала сразу 48 товарных единиц, в результате себестоимость одной такой единиц сократилась на несколько миллионов долларов. Определяющими станут контракты на поставку самолетов Египту и США. В случае их заключения руководство фирмы «KAI» рассчитывает не только удержать стоимость обновленного FA-50 на уровне 4- млн. долл., но даже ее уменьшить.
Индонезия
Первым инозаказчиком Т-50 стала Индонезия. Контракт на поставку Индонезии 12 самолетов Т-50i (Indonesia; буква в обозначении строчная, почему - непонятно) и четырех ТА-50i был подписан в мае 2011 г. Южная Корея, в свою очередь, обязалась приобрести четыре военно-транспортных самолета CN.235 индонезийской сборки. Стоимость одного Т-50i составила примерно 20 млн. долл., фирма «KAI» сделала Индонезии как первому покупателю скидку в 2 – 3 миллиона.
Все 16 индонезийских Т/ТА-50 оснащены приемником предупреждения о радиолокационном облучении и внешне идентичны FA-50, однако РЛС на самолеты не ставилась. С РЛС для ТА-50i приключилась интересная история. Индонезия, 87% населения которой исповедует ислам, решительно отказалась от израильской РЛС EL/M-2032. На монтаж альтернативных РЛС AN/APG-67(v)4 или AN/APG-83 наложили вето США.
Индонезийские Т-50i, помимо киля от FA-50, имеют еще одну существенное отличие от южнокорейских. Центровка планера, общего для всех трех модификаций (Т/ТА/FA-50), выбиралась исходя из варианта с РЛС – то есть ТА50 и FA-50. В носовой части фюзеляжа Т-50 укладывался балласт. На Т-50i изменили компоновку оборудования, чтобы сместить центр тяжести вперед, балласт в носовой части поэтому стал лишним.
Все 16 самолетов были поставлены в период с сентября 2013 г. по февраль 2014 г.
Восемь из 12 Т-50i, окрашенные в сине-желтый цвет, передали пилотажной группе индонезийских ВВС «Голубые Орлы».
Летом 2021 г. состоялось подписание контракт на поставку Индонезии второй партии из шести Т-50i.
Ирак
Ирак в начале 2010-х гг. проявлял интерес к приобретению УТС Т-50. Официальный запрос на поставку 24 самолетов был направлен Ираком Южной Корее в январе 2012 г, но сделка было расстроилась. Ирак переориентировался на приобретение 28 чешских L-159. Переговоры с Чехией успехом не увенчались, после чего Ирак вернулся к южнокорейскому варианту, но теперь под вывеской Т-50IQ (IraQ) фигурировал полноценный FA-50. Подписание контракта на поставку 24 самолетов Т-50IQ состоялось в декабре 2013 г.
К маю 2017 г. Ирак получил шесть самолетов, а в сентябре 2017 г. выяснилось, что Ирак не собирается оплачивать уже построенные 18 самолетов Т-50IQ, мотивируя свой отказ судебным расследованием финансовых махинаций фирмы «KAI». Фирма «KAI» действительно переживала не лучшие времена, но финансовые разборки являлись сугубо внутрикорейским делом, поскольку были связаны с поставками вертолетов «Сурион» вооруженным силам Республики Корея по завышенной цене. Причем здесь Ирак, казалось бы? Разбираться с деньгами на месте отправился вице-президент фирмы «KAI». После командировки вице-президент покончил жизнь самоубийством.
Денежный вопрос как-то утрясли, частично. ВВС Ирака получили шесть Т-50IQ в апреле 2018 г., шесть – в декабре 2018 г. и оставшиеся шесть – в 2019 г.
Все так называемые Т-50IQ построены в варианте FA-50, но с РЛС AN/APG-67(v)4 вместо РЛС EL/M-2032. Причина замены РЛС та же, то и в случае с Индонезии: ни одной израильской гайки на исламском самолете. США против установки РЛС AN/APG-67(v)4 на иракские FA-50 не возражали.
Самолеты Т-50IQ принимали участие в боевых действиях против экстремистских группировок, действовавших на территории Ирака.
Филиппины
В 2005 г. с вооружения филиппинских ВВС были сняты истребители F-5А/В, после чего реактивная авиация сократилась до шести итальянских УТС S.211. Филиппины – страна бедная, к тому же не привыкшая тратить много денег на военные игрушки, так как много лет находилась под крылом США. Дискуссии о приобретении/не приобретении новых реактивных самолетов велись до 2011 г., когда правительство страны анонсировало закупку шести УТС Т-50 или М-346. Анонс – еще не контракт. Необходимость усиления ВВС наглядно продемонстрировало противостояние Филиппин и КНР весной 2012 г. в районе атолла Скарборо.
В Южно-Китайском море полно островов, на обладание которыми претендуют несколько государств одновременно. Атолл Скарборо (Скарборо Шол) оспаривают Филиппины и КНР. Филиппины в 1974 г. включили атолл в состав своей провинции Палаван.
Пекин, пока за спиной Манилы стоял Вашингтон (в 60-е гг. Филиппины предоставили США атолл для использования в качестве полигона для практических стрельб), реальных попыток установить контроль над Скарборо Шол не предпринимал, если не считать таковыми редкие океанографические экспедиции, работавшие на атолле в 70-80-е гг. Одной такой экспедицией в 1989 г. на высший точке атолла (скала Р2, Rock 2) был установлен обелиск в память китайских мореплавателей, открывших атолл в 1279 г. от РХ. Время от времени в водах атолла появлялись китайские рыбаки, время от времени их гоняли и ловили филиппинская береговая охрана или корабли ВМС Филиппин.
К постоянному патрулированию вод вокруг атолла корабли ВМС и береговой охраны Филиппин приступили в 1993 г., а 1997 г. была установлена блокада атолла для китайских рыболовных судов. В мае 1999 г. филиппинский корабль потопил два китайских рыболовецких траулера.
События 2012 г. также начались с рыбаков. Самолет ВВС Филиппин обнаружил 8 апреля в лагуне атолла 12 китайских траулеров. Через два дня к атоллу подошел фрегат «Gregorio del Pilar». Филиппинский корабль заблокировал вход в лагуну, а на траулеры были направлены досмотровые партии. Арестовать рыбаков и конфисковать траулеры у филиппинцев на сей раз не получилось, поскольку в этот же день к атоллу пришли два корабля береговой охраны КНР
На следующий день, 11 апреля, президент Филиппин Корасон Акино, демонстрируя готовность к диалогу, отдала команду заменить фрегат ВМС кораблем береговой охраны меньшего водоизмещения. Действия Китай были совершенно противоположными: в мае в водах атолла появились эскадра из двух эсминцев типа 052В («Гуанчжоу» и «Вухань»), двух сторожевых кораблей («Юлинь» и «Чаоху») и десантного корабля тип 071 «Куньлунь».
На несколько лет атолл Скарборо превратилась не в горячую, но в довольно теплую точку на карте мира. К атоллу периодически подходили корабли ВМС и Береговой охраны КНР, китайские рыбаки. Атолл с воздуха напоминает сердце – отличный фон для фотоссесий бомбардировщиков Н-6 и истребителей Су-30МКК ВВС КНР. Теперь уже ВМС КНР стали гонять филиппинских рыбаков.
События вокруг атолла Скарборо подвигли филиппинские власти на приобретение многоцелевых истребителей. Рассматривалась возможность закупки подержаных «Миражей» или «Кфиров», но эти самолеты требуют высоких расходов на эксплуатацию. Филиппины хотели что-нибудь более дешевое в содержании и при этом не менее эффективное в бою. Например «Эрзац F-16» – FA-50.
Переговоры с фирмой «KAI» заняли полтора года. Проходили они достаточно сложно. Филиппины меняли то количество закупаемых самолетов, то их модификацию (ТА-50 или FA-50). Сделке пытался воспрепятствовать Китай, однако Сеул давлению Пекина не уступил. Подписание контракта на поставку ВВС Филиппин 12 самолетов FA-50PH (PHilippines) состоялось в декабре 2014 г., четыре машины предстояло поставить в кратчайший срок.
Первые два FA-50PH корейские летчики перегнали из Сачхона на филиппинскую авиабазу Кларк в апреле 2016 г. еще два – в ноябре 2016 г. Последние два из 12 заказанных самолетов доставили на Филиппины морем в мае 2017 г. Насколько известно, самолеты поставлены в штатной конфигурации с РЛС EL/M-2032.
В 2016 – 2017 гг. в филиппинских и южнокорейских СМИ муссировались слухи о возможной закупке дополнительно от 12 до 36 самолетов FA-50. Затем лет пять филиппинцы обсуждали светлые перспективы закупки «Грипенов» или F-16. В 2023 г. опять заговорили о FA-50. Фирма «KAI» в июне 2023 г. сделала официальное предложение правительству Филиппин о модернизации состоящих на вооружении филиппинских ВВС самолетов FA-50PH и поставке партии новых машин, а в мае 2024 г. Филиппины договорились с фирмой «Saab» о приобретении истребителей «Грипен».
О боевом применении иракских Т-50 практически ничего не известно, а вот нанесение ракетно-бомбового удара пары FA-50PH по группе исламских экстремистов на юге Филиппин 27 декабря 2016 г. зафиксировано как первый случай боевого применения самолета семейства Т-50. Впоследствии FA-50PH многократно наносили удары по экстремистам.
Что же касается противостояния с КНР, то оно никуда не делось. Китай на рубеже 2010 – 2020-х гг. больше занимался Тайванем, в какой-то мере ослабив свою экспансию в Южно-Китайское море. В Южно-Китайском море Китай сосредотачивался. Похоже, сосредоточился.
Китайские рыболовные флотилии, насчитывающие десятки, а то и сотни судов, появляются, зачастую в сопровождении кораблей Береговой охраны в районах, которые Филиппины считают своими. Филиппинская Береговая охрана пытается такие действия пресекать, с переменным успехом. В марте 2021 г. к разгону китайских рыбаков впервые привлекли самолеты FA-50PH. «Наша авиация» - по сообщениям филиппинских СМИ – «обратила китайцев в бегство». Ну да, конечно. Самолеты FA-50PH истребители J-16 и J-20 при желании сотрут с неба в мгновенье ока, однако Китай принципиально воздерживается (пока) от акций с использованием летального оружия.
Действия FA-50PH в марте 2021 г. и в ряде последующих инцидентов, тем не менее, получили на Филиппинах очень высокую оценку. Оценка эта, в частности, вылилась в полет на FA-50PH президента Филиппин Фердинанда Маркоса-младшего, выполненный 7 марта 2023 г. Покатушки VIP’ов на боевых самолетах успели превратиться в банальность, однако до Маркоса-младшего на Т-50 VIPов такого уровня, насколько известно, не возили.
Таиланд
Первые сведения о намерении Таиланда приобрести УТС Т-50 относятся к 2013 г, тогда речь шла о 16 самолетах. В 2014 г. ВВС Таиланда объявили конкурс на реактивный УТС, предназначенный для замены чешских L-39. В финал конкурса вышли китайский L-15 (еще одна ипостась Як-130) и Т-50. Победителем объявили самолет фирмы «KАI».
На вооружении ВВС Таиланда состояло 36 L-39, 24 из них по возможности старались поддерживать в пригодном к полетам состоянии. Логично было бы приобрести на замену «Элкам» тоже 24 машины. В сентябре 2015 г. был подписан контракт на поставку ВВС четырех УТС Т-50 с перспективой приобретения еще 20 машин. Стоимость одного самолета контракта 2015 г. составляла примерно 30 млн. долл.
Два первых Т-50ТH (THailand) доставили в Таиланд морем в январе 2018 г., еще два – в марте того же года. Т-50ТН эквивалентны южнокорейским, за исключением смонтированного на законцовке киля приемника предупреждения о радиолокационном облучении.
В Таиланде, видимо, лягушку решили варить на медленном огне – добирать искомое количество в 24 самолета мелкими партиями. Добирали, добирали, но не добрали.
В 2017 г. состоялось заключение контракта на восемь самолетов Т-50ТН по цене примерно 22 млн. долл. за штуку. Тогда же стороны договорились о закупке еще четырех Т-50ТН, последних. В ВВС Таиланда собиралась перевооружить на Т-50ТН одну эскадрилью в составе 16 самолетов. В 2019 г. грянула пандемия, финансовое положение Таиланда из-за сокращения потока туристов просело и заказ на четыре самолета пришлось урезать вдвое. Подписание контракта на два последних Т-50ТН состоялось в июле 2021 г.
Два последних из 14 заказанных в общей сложности самолетов были поставлены осенью 2022 г.
Текущими планами развития ВВС Таиланда предусмотрена закупка до 2032 г. 12 истребителей, предназначенных для замены F-16А/В. Наиболее вероятными кандидатами считаются «Грипен» и F-16V блок 70, однако в игру вступила «дикая карта». В апреле 2024 г. фирма «KAI» предложила правительству Таиланда приобрести самолеты FA-50 блок 20/70. Сомнительно, что данное предложение сделано без ведома фирмы «Локхид Мартин» - тот самый случай, когда «Локхид Мартин» сомневается в возможности своевременного выполнения заказа на F-16, но и отдавать его шведскому конкуренту не желает. FA-50 впервые собирается на равных соперничать с полноценным многоцелевым боевым самолетом, коим является «Грипен».
Предложение фирмы «KAI» появилось не на пустом месте, а после визита в марте 2024 г. на завод в Сачхоне министра обороны Таиланда. Дальше больше: в конце апреля правительство Таиланда приняло решение о пересмотре бюджета закупок истребителей в сторону уменьшения, что однозначно играет на руку фирме «KAI», поскольку «Грипен» стоит вдвое дороже, чем FA-50.
Польша
Заключение крупного контракта на поставки южнокорейской военной техники, в том числе самолетов FA-50FG, в Польшу произвело в 2022 г. эффект разорвавшейся бомбы. Оружие из Азии в европейскую страну, входящую в НАТО…
Сенсация, конечно. Не совсем, однако. То был уже третий заход фирмы «KAI» в Польшу.
В 2010 – 2011 гг. ВВС Польши достигли принципиальной договоренности с фирмой «KAI» о поставке 16 самолетов: восьми в тренировочном варианте Т-50 и восьми в боевом FA-50. Польше от заключения контракта воздержалась по причине своей финансовой несостоятельности – так сами поляки тогда говорили.
В 2013 г. ВВС Польши объявили конкурс на перспективный реактивный УТС. Фирма «KAI» приняла в нем участие, небезосновательно рассчитывая на успех. Победителем был выбран по сугубо экономическим соображениям (пенензы!) итальянский М-346.
Поставки М-346 осуществлялось с задержкой, а сами самолеты страдают, если верить польским СМИ, техническими дефектами. Насчет дефектов – судить сложно, ибо в польской традиции принято хулить любую иностранную технику – МиГ-29, F-16 и далее по списку, все, получили немалую долю критики и откровенного охаивания. Настоящие самолеты и вертолеты, любой пан в курсе, умеют делать только в Польше. Достоянием гласности стало изречение министра обороны Польши п. Томаша Семоняка:
- Я выбрал М-346 не за то, что он хороший, а потому что он дешевый.
Третий, удачный, заход фирмы «KAI» в Польшу напрямую связан с событиями на Украине.
Украина собрала все МиГ-29, остававшиеся в Восточной Европе, за исключением сербских и польских. С Сербией – все понятно, этих самолетов Украине не видать, как своих ушей. Польша не горела желанием передавать (бесплатно) соседу устаревшие советские самолеты, за которые она отчаянно цеплялась, не взирая на приобретение гордости авиапрома Запада – F-16 блок 52. Польша запросила у США за передаваемые Украине МиГи самолеты F-16 в пропорции один к одному. Вариант не прошел. В Варшаве, однако, понимали, что руки им рано или поздно выкрутят. МиГи, все же, собрали еще во времена СССР и век их по-любому заканчивается. F-16 не дают, а оборону крепить следует. Польшу, что od morza do morza, никто, опять же, не отменял.
Польша, конечно, strong. Страна собирается приобрести самолетов F-35 больше, чем Великобритания. F-35, быть может, тоже крут, только по своим летным данным он уступает и F-16, и МиГ-29. А еще F-35 – это понты, а на понты в Польше денег не жалеют. Поскольку понты всех задач не закрывают, а денег много не бывает, было принято неоднозначное решение о закупке в Южной Корее легких многоцелевых самолетов, способных работать по воздушным и по наземным целям – FA-50. Скорость, с которой обе стороны провернули эту сделку, вызывает уважение.
В мае 2022 г. министр обороны Польши п. Мариуш Блащак во время визита в Южную Корею впервые публично высказался о возможном приобретении 48 самолетов FA-50, хотя переговоры на эту тему уже велись, недолго. Контракт подписали летом 2022 г.
Поставки разделили на две неравные части. Первые 12 самолетов в варианте FA-50 блок 10 предстояло поставить как можно быстрее. Оставшиеся 36 машин Польша запросила в варианте блок 20/70 с интеграцией в СУВ УР AIM-120 и контейнеров «Снайпер», заменой РЛС с механическим сканированием антенны на РЛС с АФАР. Поставки FA-50 блок 10 намечались на конец 2023 г., блок 20/70 – на 2025 – 2028.
Из польского контракта, также как из возможного контракта на поставку FA-50 Таиланду, похоже, торчат уши фирмы «Локхид-Мартин». Пан Блащак в интервью изданию «Polityka Obronna» (https://defence24.pl/polityka-obronna/polska-kupi-1000-czolgow-blaszczak-planujemy-pozyskanie-dodatkowych-f-35-lub-f-15-wywiad; 26 июля 2022 г.) заметил:
- В настоящее время приобрести новые F-16 невозможно из-за политики производителя, ориентированного на F-35. Я много раз говорил об этом вопросе с нашими американскими партнерами. Мы не можем ждать
И еще, коли уж пошли цитаты. Пан Блащак, его за язык никто не тянул, не удержался, чтобы не пнуть М-346:
- Пилоту, прошедшему обучение на FA-50, достаточно всего несколько часов для переучивания на F-16. К сожалению, используемые сейчас М346 имеют слишком низкую эффективность, о чем я несколько раз говорил своему итальянскому коллеге.
Пройдет лет пять, и очередной польский министр обороны начнет рассказывать о дорогом и не сильно надежном FA-50, к тому же обладающим недостаточной боевой эффективностью. Хотя зачем ждать лет пять? «Polityka Obronna» анализировала плюсы и минусы FA-50 в ноябре 2022 г. в контексте уже заключенного контракта (https://defence24.pl/polityka-obronna/koreanski-fa-50-dla-polski-za-i-przeciw-analiza):
- Покупка самолетов FA-50 блок 10 совершенно бессмысленна, поскольку это совершенно анахроничная боевая машина. Ни одна страна за пределами страны-производителя, находящейся под угрозой симметричного вооруженного конфликта, не купила его, за исключением бедных Филиппин. … Польша приобретет «улучшенные» самолеты, то есть FA-50 Block 20, способные нести ракеты AMRAAM, крылатые ракеты и противокорабельные ракеты [кавычки при слове улучшенные стоят в оригинале]. Доступные «готовые» корейские самолеты в настоящее время представляют собой стандарт блок 10. Время ожидания поставки [блок 20] не будет существенно короче, чем, например, при покупке новых F-16, а стоимость модернизационных работ [в блок 20 для Польши] может значительно увеличить стоимость всей программы.
- Зная польскую действительность, мы не можем исключить ситуацию, в которой мы приобретем самолеты Block 10 и на этом все закончится, например, в результате провала переговоров с поставщиками о модернизации.
Года не прошло, как «Polityka Obronna» приступила к восхвалению замечательного легкого многоцелевого истребителя FA-50PL.
Польша во главу угла ставила срочность поставки первых 12 самолетов. Времени строить самолеты с нуля не оставалось, поэтому Польше перенаправили 12 ТА-50, строившихся по заказу ВВС Южной Кореи. Эти машины доработали, чтоб частично удовлетворить требования польских ВВС: на килях установили приемники предупреждения о радиолокационном облучении и расширили ассортимент вооружения. Так, собственно, и получился ТА-50 блок 2, но в Польшу эти самолет отправились как FA-50FG (что означает «FG» узнать не сумел).
Первые два FA-50FG прибыли в Польшу в июле 2023 г. в полуразобранном состоянии на борту грузового Боинга 747F авиакомпании «Kerean Air». В ноябре 2023 г. Польша получила последние два из 12 FA-50FG первой части контракта 2022 г.
Оставшиеся 36 машин в Польше предпочитают именовать FA-50PL (PoLand). Все FA-50FG намечено модернизировать до уровня FA-50PL. Технический облик самолета еще не определен. Если верить польским СМИ, то эта машина в части БРЭО и вооружения мало в чем уступит, если вообще уступит, F-16 блок 70/72. веренно можно утверждать, что FA-50PL получит РЛС с АФАР, в СУВ интегрируют УР AIM-9Х, вопрос об интеграции в СУВ УР AIM-120 находится в стадии рассмотрения. С большой долей вероятности самолет станет одноместным, а во второй кабине установят топливный бак емкостью 1135 л (300 галлонов). Польская сторона настаивает на оснащении самолета системой дозаправки в воздухе. Фирма «KAI» в начале 2024 г. приступила к изготовлению элементов конструкции планеров, начало сборки первых FA-50PL запланировано на второе полугодие 2024 г.
Текущие планы ВВС Польши предполагают вооружение самолетами FA-50PL трех авиационных эскадрилий. Под самолеты FA-50FG на авиабазе Минск-Мазовецки сформировали специальную эскадрилью тренировки и переучивания – OCU (Operational Conversion Unit) в терминологии ВВС США; таких частей в ВВС Польши ранее не имелось. Первыми на FA-50FG переучили, как следовало ожидать, летчиков истребителей МиГ-29. В мае 2024 г. ВВС Польши ожидают принять первые FA-50PL в конце 2025 г.
Представители ВВС Польши в интервью местным СМИ представляют FA-50PL как бюджетный F-16, что вполне соответствует действительности. На FA-50PL возлагаются те же задачи, что и на F-16, но это утверждение польских военных не в полно мере соответствует истине. F-16 регулярно выполняют полеты с подвешенными контейнерами «Снайпер». Контейнеров «Снайпер» Польша закупила меньше, чем самолетов F-16, а вот для FA-50PL в 2023 г. фирме «Локхид-Мартин» было заказано 36 контейнеров, по одному «Снайперу» на один FA-50PL. Вывод напрашивается: командование ВВС Польши видит в FA-50PL легкий истребитель-бомбардировщик, предназначенный, в первую очередь, для нанесения ударов по наземным и надводным целям; работы по интеграции в СУВ норвежских ПКР NSM ведутся.
Малайзия
ВВС Малайзии в 2018 г. объявили конкурс на легкий многоцелевой истребитель/самолет повышенной подготовки летчиков (LCA/FLIT). ВВС планировали приобрести 10 машин модификации LCA и восемь - в варианте FLIT, в перспективе не исключалась закупка второй партии тоже из 18 самолетов. Начало поставок самолетов первой партии намечалось на 2021 г., второй – на 2025 г.
Сроки, как это водится всегда и везде, поползли вправо. Пул участников конкурса сформировалось лишь осенью 2021 г. Предложения на участие в малазийском конкурсе подали фирмы «KAI» с FA-50, «Леонардо» с М-346, турецкая «ТАI» с существовавшим тогда только в проекте самолетом «Хюрджет», китайская «Hongdu Aerospace Industries» с L-15. Индийская фирма «HAL» предложила легкий истребитель «Тиджас», китайская «Chengdu Aircraft Industry Group» - JF-17, шведская «Saab» - «Грипен», российская ОАК – МиГ-35. Подведение итогов конкурса неоднократно переносилось, что стало удачей для «KAI».
Самолет FA-50 смущал командование ВВС Малайзии своими ограниченными боевыми возможностями и, что гораздо более важно, израильской РЛС. В Южной Кореи, пока сроки смещались в будущее, началась проработка FA-50 в варианте с американской РЛС и расширенным с ассортиментом вооружения. Польский заказ 36 FA-50PL стал сильным аргументом для Малайзии. Контракт на поставку малазийским ВВС 18 самолетов FA-50 заключили в мае 2023 г. во время проведения авиасалона LIMA. Согласно условиям контракта первые четыре самолета будут собраны в Южной Корее, остальные 14 – в Малайзии. Первые FA-50 малазийские ВВС должны получить осенью 2026 г.
Подписание контракта на поставку 18 самолетов второй партии ожидается в 2024 г.
Сенегал
Сенегал в 2018 г. достиг принципиального соглашения о приобретении в Чехии четырех учебно-боевых самолетов L-39NG, но дальше что-то пошло не так. Весной 2022 г. Сенегал окончательно отказался от «элок» якобы по причине задержек с поставками самолетов.
Переговоры о возможном приобретении четырех FA-50 велись с 2021 г. и, в конечном итоге, увенчались подписанием в январе 2024 г. твердого контракта.
Часть 1: https://dzen.ru/a/ZnAAC-HkalUCs6i3
Часть 2: https://dzen.ru/a/ZnFSc4Of8X9GtWMU
Часть 3: https://dzen.ru/a/ZnFYUBPCWmaqSXxM