Наверняка вы задавались вопросом, каким образом кофе добирается до вас. В этой серии нашего текстового подкаста мы решили подробно рассказать о том, какой путь кофейные зерна совершают, прежде чем оказываются в вашей чашке.
Цепочка поставок кофе — достаточно сложный процесс, состоящий из следующих элементов:
• Фермеры, которые выращивают кофе, собирают урожай и проводят предварительную обработку.
• Станции обработки, на которых имеется необходимое оборудование для полноценной обработки кофе. Иногда они могут находится прямо на ферме, но чаще принадлежат кооперативам.
• Посредники, которые принимают участие во многих этапах производственного процесса и помогают с решением различных задач на разных уровнях.
• Государство, которое активно принимает участие в процессе производства в тех странах, где правительство контролирует торговлю кофе. Такая ситуация наблюдается, например, в Эфиопии, где продажу кофе на международный рынок контролирует государство.
• Экспортеры, которые ответственны за покупку различных сортов кофе у кооперативов или на аукционах, а после за продажу импортерам.
• Импортеры — кофейные компании, которые занимаются продажей зеленого зерна обжарщикам. Например, в России около 10 крупных импортеров кофе, которым доверяют многие обжарочные компании.
• Обжарочные компании — кофейные компании, которые занимаются обжаркой кофе (как, например, мы) и предлагают его конечному потребителю через свои офлайн-точки, маркетплейсы или интернет-магазин.
• Розничные точки продаж, которые также могут являться одним из элементов цепочек поставки, так как какие-то кофейные компании предпочитают реализовывать свой продукт через розничные сети.
Общий процесс поставки кофе выглядит следующим образом:
1) Сбор урожая, который будет осуществляться в большинстве случаев самими фермерами. Время сбора будет зависеть от конкретной страны-производителя, потому что в разных странах сроки сбора урожая отличаются.
2) Обработка кофе. Если на ферме нет своего оборудования для обработки кофе, то фермеры везут собранные кофейные ягоды (а кофе — это ягода, как бы странно ни звучало) на станцию обработки, где кофе очищается от кожицы (процесс депульпации) и обрабатывается (два основных метода обработки — это мытый и натуральный).
3) Покупка кофе эскпортерами для продажи импортерам. После обработки экспортеры отправляют кофе импортерам, которые привозят зерно либо под какого-либо конкретного обжарщика, либо для рынка в целом. Например, в России многим важно привозить зерно и под конкретный запрос большого клиента, и иметь в своем ассортименте зерно для других менее крупных обжарщиков.
4) Обжарка кофе на кофейных производствах.
5) Упаковка и отправка клиентам, как b2b, так b2c. Кто-то отправляет кофе ежедневно, кто-то несколько раз в неделю — все зависит от объемов производства конретного обжарщика.
Важно помнить, что каждая цепочка поставки кофе уникальна, все зависит от количества задействованных в ней элементов и конкретной поставки.
Наш кофе доходит до нас следующим образом:
• Мы запрашиваем образцы кофе у импортеров, пробуем, выбираем понравившиеся лоты, контрактуем определенный объем кофе и ждем, пока он доедет до нас.
• Дальше мы подбираем необходимый конкретному лоту кофе профиль обжарки и обжариваем его на нашем производстве.
• После упаковываем, отправляем нашим клиентам и варим его в нашем кофейном доме.
В цепочке поставок кофе, как и в его производстве, задействовано огромное количество людей, работа которых непосредственно влияет на качество того напитка, который мы получаем на выходе дома утром за завтраком или в нашей любимой кофейне.
P.S. В следующей серии расскажем вам подробнее о странах-производителях, кофе из которых представлен в нашем ассортименте.