Найти тему
Авиатехник

Катастрофа из-за заводской небрежности: как один пропущенный этап сборки стоил жизни штурмана вертолёта Ми-4, июль 1956 года

14 июля 1956 года экипаж 6-го отряда воздушных съемок Западно-Сибирского территориального управления ГВФ прибыл в аэропорт Тюмени на вертолёте Ми-4 (б/н СССР-Л92). Их задачей было установить на вертолет дополнительное оборудование - радиостанцию и бензобак, а затем выполнить регламентные работы перед вылетом в Березово для выполнения договорных работ с геологической партией.

После завершения всех необходимых работ на вертолете командир принял решение произвести его облет в районе аэродрома. Взлет состоялся в 13:42. Во время второго круга пилот попросил разрешение у диспетчера на имитацию посадки с переходом в режим авторотации несущего винта.

Иллюстрация
Иллюстрация

Получив разрешение, командир вертолета произвел планирование на скорости 100-110 км/ч с вертикальной скоростью 9-10 м/с. На высоте 10-15 метров он резко вывел машину из этого режима, что вызвало два сильных покачивания влево-вправо. Затем вертолет перешел в режим набора высоты.

При уходе на второй круг ситуация резко ухудшилась - машину сильно бросило влево с креном до 40-50 градусов. Несмотря на попытки пилота вернуть вертолет в нормальное положение, ручка управления циклическим шагом вправо не отклонялась. В таком критическом положении, пролетев около 150-170 метров, вертолет зацепил лопастями несущего винта землю, упал и сгорел.

Штурман-съемщик погиб на месте, командир и бортмеханик получили легкие травмы. Комиссия по расследованию установила, что причиной катастрофы стал отказ гидроусилителя поперечного управления. Этот дефект был вызван некачественной сборкой узла на заводе №467 - там был нарушен порядок керновки и сборки деталей.

В результате произошло самопроизвольное смещение золотника гидроусилителя, что и привело к отказу системы управления вертолетом. Таким образом, производственный брак, допущенный при изготовлении ответственного агрегата, стал основной причиной гибели человека и разрушения воздушного судна.

Подпишитесь на канал Авиатехник, чтобы не пропустить новые интересные статьи!