Найти тему

История искусства: Греческие вазы. Краснофигурная роспись

Оглавление

Добрый день, дорогие читатели!

Мы завершаем разговор о древнегреческой керамике, начатый ранее:

и сегодня рассмотрим самые известные примеры краснофигурной росписи.

В конце V века до н. э. была изобретена новая техника росписи керамики, получившая название краснофигурной. Силуэты фигур обводили темным контуром и оставляли не закрашенными, а фон заливали черным лаком.

Геракл и Афина, 480 - 470 года до н. э.
Геракл и Афина, 480 - 470 года до н. э.

Складки одежд, мускулы, черты лица прорисовывали с помощью кисти. Мягкой кистью было легче, чем иглой, наносить плавные, длинные линии. Это позволило художникам делать тела более объемными, и красно-оранжевые фигуры на блестящем черном фоне выглядели более естественными, ведь теплый цвет глины напоминает человеческое тело.

Пелика с ласточкой

Евфроний, Пелика с ласточкой, 500 год до н. э. На оборотной стороне «Пелики с ласточкой» изображены юноши-борцы. Атлеты сошлись в поединке, и мастер любуется их сильными красивыми телами.
Евфроний, Пелика с ласточкой, 500 год до н. э. На оборотной стороне «Пелики с ласточкой» изображены юноши-борцы. Атлеты сошлись в поединке, и мастер любуется их сильными красивыми телами.

Пузатая пелика украшена сценой встречи весны. Ее создал знаменитый афинский мастер Евфроний. Чинная беседа юноши и мужчины, сидящих на табуретах, прервана появлением ласточки. «Смотри, ласточка!» - восклицает юноша, указывая рукой на птичку. Мужчина, быстро обернувшись и подняв лицо к небу, отвечает: «Правда, клянусь Гераклом!» - «Вот она!» - в восторге кричит стоящий за его спиной мальчик. «Уже весна», - подводит итог мужчина. Оживленный разговор передают надписи над каждым из персонажей. Жесты и взгляды обращены к летящей в небе ласточке - долгожданной вестнице весны. Люди охвачены общим радостным порывом.

Амфора со сценой проводов Гектора

Евфимид, Амфора со сценой проводов Гектора, Фрагмент, начало V века до н. э. Высокий гребень шлема врывается в узорный фриз над росписью, словно всплеск тревоги любящей матери.
Разрывающий растительный фриз шлем Гектора - словно попытка вывести изображение за отведенные ему рамки. Это не единственный новаторский прием, примененный вазописцем в росписи сосуда. Присмотритесь к ногам героев - правая нога Гектора повернута к зрителю боком, а левая «смотрит» прямо, стремясь передать ее в этой перспективе, художник прорисовывает пять кружочков - пальцев. Так классическое искусство осваивает новые способы изображения человеческого тела.
Евфимид, Амфора со сценой проводов Гектора, Фрагмент, начало V века до н. э. Высокий гребень шлема врывается в узорный фриз над росписью, словно всплеск тревоги любящей матери. Разрывающий растительный фриз шлем Гектора - словно попытка вывести изображение за отведенные ему рамки. Это не единственный новаторский прием, примененный вазописцем в росписи сосуда. Присмотритесь к ногам героев - правая нога Гектора повернута к зрителю боком, а левая «смотрит» прямо, стремясь передать ее в этой перспективе, художник прорисовывает пять кружочков - пальцев. Так классическое искусство осваивает новые способы изображения человеческого тела.

Еще один сохранившийся до наших дней шедевр античной керамики создан мастером Евфимидом. Знаменитый аттический вазописец обратился к мифологическому сюжету. Роспись на вазе изображает троянского героя Гектора, надевающего доспехи. Его провожают в бой отец, царь Приам, и мать Гекуба. Мифологическая сцена согрета теплом человеческих чувств. В ней переданы тревога и нежная забота родителей, провожающих сына на войну. Одежда, оружие, детали быта современны художнику, жившему в V веке до н. э. Облысевший, сгорбленный под тяжестью прожитых лет Приам опирается на суковатую палку. Такие палки греки брали на прогулки, чтобы отгонять собак. Он назидательно поднял палец, давая сыну последние наставления. Склонив голову, Гектор почтительно слушает отца. Герой стягивает на груди латы, на его ногах особые доспехи - поножи. Рядом лежит щит с маской бородатого силена. За спиной Гектора, словно крылья, - еще не пристегнутые наплечники. Гекуба протягивает сыну шлем и копье.

Амфора с изображением Эос

Полигнот, Амфора с изображением Эос, 440 год до н. э.
Полигнот, Амфора с изображением Эос, 440 год до н. э.

На амфоре, расписанной мастером Полигнотом, изображена богиня утренней зари Эос. На колеснице, запряженной крылатыми конями, она поднимается над морем. Из-под копыт летящих коней выпрыгивает дельфин.

Полигнот, Амфора с изображением Эос, 440 год до н. э. Ахилл грустит о прекрасной Брисеиде, отнятой у него Агамемноном. Утренняя заря застала его печально сидящим с накинутым на голову краем плаща. После ссоры с Агамемноном герой поклялся не участвовать в битвах.
За спиной у Ахилла стоит Патрокл с мечом в руках - он собирается в бой вместо друга.
Полигнот, Амфора с изображением Эос, 440 год до н. э. Ахилл грустит о прекрасной Брисеиде, отнятой у него Агамемноном. Утренняя заря застала его печально сидящим с накинутым на голову краем плаща. После ссоры с Агамемноном герой поклялся не участвовать в битвах. За спиной у Ахилла стоит Патрокл с мечом в руках - он собирается в бой вместо друга.

Розовая фигура богини зари, четко выделяющаяся на черном, словно ночном, фоне, вызывает в памяти строки Гомера, так описывающего наступление утра: «Вышла из мрака младая, с перстами пурпурными Эос». На оборотной стороне амфоры изображена сцена из «Илиады» - удалившийся из стана ахейских воинов Ахилл грустит об утраченной возлюбленной - прекрасной пленнице Брисеиде, которую отнял у него Агамемнон.

Для новых материалов подписывайтесь на канал:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Ставьте лайки и комментируйте

Читайте также: