Найти тему

История искусства: Греческие вазы. Чернофигурная роспись

Оглавление

Добрый день, дорогие читатели!

Мы продолжаем разговор о древнегреческой керамике, начатый ранее:

и сегодня рассмотрим самые известные примеры чернофигурной росписи.

В VI веке до н. э. пестрые узорные росписи коврового стиля сменяются более строгими композициями. Фигуры обводят контуром и заливают черным лаком. Светлыми линиями процарапывают черты лица, мускулы, складки одежд.

Ахилл и Аякс играют в шашки, чернофигурная роспись мастера Экзекия, 540 год до н.э.
Ахилл и Аякс играют в шашки, чернофигурная роспись мастера Экзекия, 540 год до н.э.

Темные, плоские, словно тени, силуэты подчеркивают выпуклую форму вазы. Чернофигурные росписи создавали мастера Афин и Коринфа. В Афинах был даже целый квартал гончаров - Керамик.

Ваза Франсуа

Клитий и Эрготим, Ваза Франсуа, иначе называемая «Кратер Клития», 570 год до н. э. Широкий главный фриз изображает шествие богов на свадьбу царя Пелея и морской богини Фетиды. Под ним Ахилл, сын Пелея и Фетиды, преследует троянского царевича. Над шествием богов - скачки колесниц на похоронах погибшего Патрокла, друга Ахилла. На самом верху - охота на Калидонского вепря, в которой участвовал Пелей.
Клитий и Эрготим, Ваза Франсуа, иначе называемая «Кратер Клития», 570 год до н. э. Широкий главный фриз изображает шествие богов на свадьбу царя Пелея и морской богини Фетиды. Под ним Ахилл, сын Пелея и Фетиды, преследует троянского царевича. Над шествием богов - скачки колесниц на похоронах погибшего Патрокла, друга Ахилла. На самом верху - охота на Калидонского вепря, в которой участвовал Пелей.

Изящный кратер был сделан в Афинах в мастерской гончара Эрготима и расписан Клитием. В честь нашедшего его археолога он получил название «Ваза Франсуа». Кратер украшен мифологическими сценами. Здесь более 200 персонажей - людей, коней, сказочных зверей. Над каждым героем написано его имя. Фризы уже не опоясывают сосуд, а идут от одной ручки до другой, сцены можно охватить одним взглядом, не поворачивая вазу. Пестрые фризы «Вазы Франсуа» объединены одним мифологическим сюжетом - историей Ахилла, героя Троянской войны. Мы видим юношеские подвиги отца Ахилла Пелея, свадьбу родителей Ахилла, похороны Патрокла и одно из последних сражений Троянской войны.

Фрагмент вазы
Фрагмент вазы

Килик с Дионисом на корабле

Килик расписан крупнейшим мастером чернофигурной вазописи - афинянином Экзекием.

Экзекий, Амфора с изображением Ахилла и амазонки Пентесилеи, 530 год до н. э.
Экзекий, Амфора с изображением Ахилла и амазонки Пентесилеи, 530 год до н. э.

Художник виртуозно вписывает изображение в круглое дно чаши. Под надувшимся на ветру парусом возлежит Дионис. С мачты свисают тяжелые гроздья. Упруго изогнутые спины дельфинов уподоблены катящимся волнам, по которым скользит корабль.

Экзекий, Килик с изображением Диониса на корабле, 530 год до н. э.
Экзекий, Килик с изображением Диониса на корабле, 530 год до н. э.

Килик с силенами

С внешних стенок афинского килика смотрят огромные волшебные глаза.

Килик с силенами, VI век до н. э.
Килик с силенами, VI век до н. э.

Греки верили, что они отпугивают злые силы. Между глазами вьются виноградные лозы и пляшут силены и менады. Художники любили изображать на кубках для вина праздники в честь Диониса. Мужчины пировали, созерцая на стенках киликов веселую свиту бота виноделия. Допив вино, хозяин чаши видел на ее дне силена с кубком в руках.

Амфора с изображением Геракла и Кербера

В мастерской ученика Экзекия Андокида была создана амфора с изображением Геракла и Кербера - трехглавого пса, сторожившего вход в Аид. Гераклу было приказано доставить страшного пса к царю Эврисфею. Усмирение Кербера стало одним из двенадцати подвигов прославленного героя.

Амфора с изображением Геракла и Кербера, 530 год до н. э.
Амфора с изображением Геракла и Кербера, 530 год до н. э.

Опустившись на колени, Геракл гладит чудовищного пса, словно обычную собаку. За его спиной - бог Гермес, проводник в царство мертвых. Границу подземного мира отмечает белая колонна. За ней стоит жена Аида Персефона, ужасающаяся похищению подземного стража.

Псиакс, Амфора с изображением Геракла и Немейского льва, 520 год до н. э. Почти вся амфора была залита черным лаком, и лишь вверху осталась полоса не закрашенной глины. Здесь и развивается действие - поединок Геракла с Немейским львом. Скупыми линиями, очерчивающими черные силуэты, вазописец передает и вздувшиеся в напряжении мускулы Геракла, и ярость свирепого льва.
Псиакс, Амфора с изображением Геракла и Немейского льва, 520 год до н. э. Почти вся амфора была залита черным лаком, и лишь вверху осталась полоса не закрашенной глины. Здесь и развивается действие - поединок Геракла с Немейским львом. Скупыми линиями, очерчивающими черные силуэты, вазописец передает и вздувшиеся в напряжении мускулы Геракла, и ярость свирепого льва.

Возможно, именно в мастерской Андокида была изобретена новая техника росписи. Здесь в конце VI века до н. э. начали создавать краснофигурные вазы, но о них мы поговорим в следующий раз.

Для новых материалов подписывайтесь на канал:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Ставьте лайки и комментируйте

Читайте также: