Добрый день, дорогие читатели!
Мы продолжаем разговор о древнегреческой керамике, начатый ранее:
и сегодня рассмотрим самые известные примеры чернофигурной росписи.
В VI веке до н. э. пестрые узорные росписи коврового стиля сменяются более строгими композициями. Фигуры обводят контуром и заливают черным лаком. Светлыми линиями процарапывают черты лица, мускулы, складки одежд.
Темные, плоские, словно тени, силуэты подчеркивают выпуклую форму вазы. Чернофигурные росписи создавали мастера Афин и Коринфа. В Афинах был даже целый квартал гончаров - Керамик.
Ваза Франсуа
Изящный кратер был сделан в Афинах в мастерской гончара Эрготима и расписан Клитием. В честь нашедшего его археолога он получил название «Ваза Франсуа». Кратер украшен мифологическими сценами. Здесь более 200 персонажей - людей, коней, сказочных зверей. Над каждым героем написано его имя. Фризы уже не опоясывают сосуд, а идут от одной ручки до другой, сцены можно охватить одним взглядом, не поворачивая вазу. Пестрые фризы «Вазы Франсуа» объединены одним мифологическим сюжетом - историей Ахилла, героя Троянской войны. Мы видим юношеские подвиги отца Ахилла Пелея, свадьбу родителей Ахилла, похороны Патрокла и одно из последних сражений Троянской войны.
Килик с Дионисом на корабле
Килик расписан крупнейшим мастером чернофигурной вазописи - афинянином Экзекием.
Художник виртуозно вписывает изображение в круглое дно чаши. Под надувшимся на ветру парусом возлежит Дионис. С мачты свисают тяжелые гроздья. Упруго изогнутые спины дельфинов уподоблены катящимся волнам, по которым скользит корабль.
Килик с силенами
С внешних стенок афинского килика смотрят огромные волшебные глаза.
Греки верили, что они отпугивают злые силы. Между глазами вьются виноградные лозы и пляшут силены и менады. Художники любили изображать на кубках для вина праздники в честь Диониса. Мужчины пировали, созерцая на стенках киликов веселую свиту бота виноделия. Допив вино, хозяин чаши видел на ее дне силена с кубком в руках.
Амфора с изображением Геракла и Кербера
В мастерской ученика Экзекия Андокида была создана амфора с изображением Геракла и Кербера - трехглавого пса, сторожившего вход в Аид. Гераклу было приказано доставить страшного пса к царю Эврисфею. Усмирение Кербера стало одним из двенадцати подвигов прославленного героя.
Опустившись на колени, Геракл гладит чудовищного пса, словно обычную собаку. За его спиной - бог Гермес, проводник в царство мертвых. Границу подземного мира отмечает белая колонна. За ней стоит жена Аида Персефона, ужасающаяся похищению подземного стража.
Возможно, именно в мастерской Андокида была изобретена новая техника росписи. Здесь в конце VI века до н. э. начали создавать краснофигурные вазы, но о них мы поговорим в следующий раз.
Для новых материалов подписывайтесь на канал:
Ставьте лайки и комментируйте
Читайте также: