Индекс хачапури – это неформальный экономический показатель, разработанный в Грузии для измерения изменения стоимости жизни в стране. Он основан на стоимости приготовления одного хачапури, традиционного грузинского блюда, которое включает в себя сыр, тесто и иногда другие ингредиенты.
Индекс хачапури является аналогом более известного индекса Биг Мака, который используется для сравнения покупательной способности различных валют по стоимости одного и того же товара – в данном случае, хачапури.
Идея состоит в том, чтобы отслеживать, как меняется стоимость ингредиентов, необходимых для приготовления хачапури, и, следовательно, общий уровень цен в экономике. Поскольку хачапури является популярным и распространенным блюдом в Грузии, его стоимость может дать представление о динамике цен на продукты питания и уровень инфляции.
Индекс хачапури был разработан исследователями из Международной школы экономики при Тбилисском государственном университете и публикуется регулярно, предоставляя данные для анализа экономических тенденций в Грузии.
Средняя стоимость приготовления одной стандартной порции хачапури в марте 2024 года составила 6,4 лари (примерно 210 рублей). По сравнению с мартом 2023 года, подорожали сливочное масло (на 12%), молоко (на 10%), дрожжи (на 15%).
А вот сыр, яйца и мука подешевели. Сильнее всего подешевел сыр – на 5,7%.
В среднем коробка молока в грузинских супермаркетах стоит 5-7 лари (165-230 рублей), килограмм сыра – около 20 лари (660 рублей), десяток яиц – около 5 лари (165 рублей), сливочное масло – около 10 лари за 200 грамм (330 рублей). И все-таки, статистически, по сравнению с 2023 годом, цены стали ниже. Правда, в процессе похода в магазин почему-то это снижение не сильно бросается в глаза.
В России подобного индекса не существует, хотя было бы интересно отслеживать состояние экономики по стоимости, например, борща или оливье.