Самолетам иногда приходится сливать топливо во время полета. А что на самом деле происходит во время этого процесса? Simple Flying о нестандартной ситуации, о которой вы возможно не задумывались
Максимальная взлетная масса пассажирского самолета намного превышает максимальную посадочную массу. Это связано с тем, что количество топлива значительно снижается по мере его расходования во время полета. Если самолету приходится совершать аварийную посадку, излишки топлива сбрасываются в воздухе для уменьшения веса. Что представляет собой процесс сброса топлива и что происходит с топливом? Давайте исследуем.
Какой самолет может сбрасывать топливо?
Большинство широкофюзеляжных лайнеров могут сбрасывать топливо.
- А330
- А340
- А350
- А380
- В747
- В777
- В787
Возможно, вас удивит тот факт, что не каждый самолет может сбрасывать топливо. То есть самолетам поменьше, таким как В737, не нужно сбрасывать топливо, поскольку они могут просто сжечь его в пределах нескольких витков вокруг аэропорта. А если самолету необходимо будет срочно приземлиться, то топливо на борту существенно не помешает посадке.
С другой стороны, более крупные самолеты, такие как В747, имеют системы слива топлива. Если самолет попытается приземлиться не сбросив топливо, это будет считаться приземлением с избыточным весом и может привести к огромной нагрузке на планёр. Это также может увеличить риск возгорания и утечки топлива на ВПП.
Однако производители строили эти самолеты с учетом этих условий. И самолет обычно имеет допуски по перевесу.
Что происходит, когда самолет сбрасывает топливо?
Когда самолет решает слить топливо в воздухе, пилоты щелкают переключателем в кабине, и насосы выталкивают топливо через форсунки в крыле. Топливо рассеивается на достаточно широкой площади. По сути, оно принимает газообразную форму и перемешивается с воздухом в атмосфере.
Однако, если самолет находится достаточно низко, скажем, в процессе взлета, и топливо начинает сбрасываться, оно может оставаться в жидком виде, пока не упадет на землю.
В таком случае самолет попытается сбросить топливо подальше от населенных пунктов. FAA - Федеральное управление гражданской авиации США прямо говорит, что сброс нельзя производить на высоте менее 700 метров. В худшем случае самолет окажется недостаточно высоко и ему придется сделать это на жилища людей.
Принцип ASSIST
ASSIST - это:
A – Acknowledge - подтверждение,
S – Separate - отделение,
S – Silence - молчание,
I – Inform - информирование,
S – Support - поддержка,
T – Time - Время
Подтверждение: подтвердите возникновения чрезвычайной ситуации и запросите подходящие места для сброса топлива.
Отделение: обеспечьте отделение от эшелона, направьте самолет в назначенную зону сброса и поддерживайте безопасную высоту (приблизительно 1,5-2,0 тыс. м), чтобы обеспечить надлежащий рассеивание топлива.
Тишина: сохраняйте молчание при несрочных вызовах и используйте отдельные частоты, когда это возможно.
Информирование: предоставляйте информацию всем задействованным службам для обеспечения безопасности. Кроме того, все близлежащие самолеты должны быть проинформированы о необходимости сброса топлива.
Поддержка: предоставляйте любую информацию, необходимую для захода на посадку и приземления.
Время: дайте экипажу возможность полностью оценить ситуацию, выполнить сброс топлива и заполнить все необходимые документы.
Как Delta залила топливом школу
В январе 2020 года В777 компании Delta, следовавший в Шанхай из Лос-Анджелеса. Через несколько минут после взлёта у него возникли неполадки с двигателем, и пилоты запросили возвращение в аэропорт вылета.
Для выполнения аварийной посадки самолет сбросил топливо на прилегающие к Лос-Анджелесу насёленные пункты, что привело к раздражению кожи и лёгких по меньшей мере у 60 человек. Самолёт благополучно приземлился, никто из находившихся на его борту 165 человек не пострадал. Однако многие пассажиры сначала жаловались на жжение в глазах и некоторые проблемы с дыханием.
На видео - сброс топлива В777 в Лос-Анджелесе
Каждая подобная ситуация индивидуальна, и пилотам приходится учитывать серьезность и срочность проблемы. Оценив свой случай, пилоты могут принять один из следующих вариантов аварийной посадки:
- Летать кругами и сжигать лишнее топливо
- Сбросить топливо
- Посадить самолет тяжелым
Не все самолеты имеют систему сброса, поэтому у пилотов двухдвигательных самолетов меньшего размера есть два варианта действия: сжечь топливо или использовать посадку с перевесом.
Сброс топлива на протяжении многих лет помогал избегать трагедий, несмотря на то, что он представляет собой экологически грязный способ решения вопроса.
Источник: Simple Flying
Перевод: АвиаОбоз
Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz
Читайте еще на канале