Согласно сообщению издания Defense News, со ссылкой на свои источники, технический персона 311-я штурмовой эскадрильи корпуса морской пехоты (VMFA-311) обнаружила ряд проблем у поставленных пяти новых истребителей F-35, произведенных на предприятии компании Lockheed Martin.
Отмечается, что технический персонал на авиабазе Мирамар в Сан-Диего при осмотре после полета новых самолётов версии F-35C обнаружили неправильно собранные узлы и металлическую стружку в топливных баках. Заводские дефекты присутствовали во всех пяти поставленных машинах из последней партии, поставленной в конце 2023 года.
Также сообщается, что в одном из самолетов обнаружили оставленный при сборке инструмент в виде скребка размером порядка 14 см, который торчал из складки крыла одного из истребителей.
На сегодняшний день все недостатки устранены. Однако техперсоналу на это потребовалось затратить более 700 человеко-часов, говорится в сообщении
Стоит отметить, что версия истребителей F-35C поставляется не только для корпуса морской пехоты, но и для эксплуатации в ВМС США. Самолет в данной версии способен взлетать, приземлятся и базироваться на авианосцах.
В связи с этим одной из его конструктивных особенностей, является наличие механизмов складывания крыльев для более компактного размещения и специальное усиленное стелс-покрытие, предотвращающее разрушения и коррозию фюзеляжа в агрессивной морской среде.
Как подчеркнули в Defense News, стоимость только одной машины F-35C из этой партии для Корпуса морской пехоты США на момент закупки составляла порядка 95 млн долларов.
В издании сообщили, что после обнаружения данных проблем командир VMFA-311 и подполковник Майкл Фишер в письменной форме обратился к командованию авиационной группой морской пехоты.
В докладной записке, отправленной командующему 3-им авиационным авиакрылом морской пехоты генерал-майору Михаэлю Боргшульте, была озвучена достаточно неприятная новость. Было отмечено, что все пять поставленных самолетов F-35C из этой последней партии не соответствуют требованиям эксплуатации.
Фишер подчеркнул, что данный инцидент должен серьезно обеспокоить командование Корпуса морской пехоты США, так как этот случай подрывает боеспособность не только их эскадрильи, но и подразделений всей страны, эксплуатирующие F-35.
Также в отчете было отмечено, что отдел подготовки и технического обслуживания F-35 теперь сомневается в качестве каждого произведенного самолета.
«Получать новые самолеты, которые поступают от производителя в таком состоянии, просто неприемлемо. Теперь это сказывается не только на поддержании даже базового уровня квалификации пилотов, но и на их эмоциональном состоянии, а как следствие в последовательности в действиях на оперативном уровне. Отдел подготовки и технического обслуживания F-35 должен верить в качество и производство каждого поставленного самолета», - заявил Фишер в докладной записке.
Согласно озвученным претензиям, общий налет самолетов F-35C, в которых были обнаружены проблемы, составлял всего от 14 до 157 часов.
Проблемы начались еще в самом начале эксплуатации. После первых полетов оказалось, что у всех пяти проблемных самолетов было залито загрязнённое топливо с завода производителя, а в топливе трех из них вообще содержалась металлическая стружка.
«С поставленных с завода Lockheed Martin истребителей приходилось сливать и заправлять топливо по 3 раза, чтобы довести самолет до приемлемого уровня, на что ушло более 80 тонн топлива», - говорится в докладной записке Майкла Фишера.
Также Фишер сообщил, что уплотнения датчиков и некоторые сегменты на нескольких форсунках истребителей были установлены неправильно. Необходимо было снимать контроллеры систем управления питанием и температурой, электронные блоки и электрогидростатический привод на задней кромке закрылка, чтобы решить данную проблему.
Помимо этого, у одного из самолетов также вышел из строя тормозной узел левого главного шасси, у другого истребителя вышел из строя панорамный дисплей кабины, а у еще одного — произошла утечка из баллона резервной кислородной системы.
«И это еще не полный список. Оказалось, что после доклада командованию произошли и другие сбои и поломки компонентов. Список проблем, обнаруженных на вновь принятых самолетах, необходимо передавать в другие службы и подразделения, которые эксплуатируют парк F-35», — доложил Фишер командованию.
По его словам, компания Lockheed Martin должна нести ответственность за несоответствия самолетов, которые по какой-то при чине не обнаружили в процессе заводской приемки и проверки летной годности.
В Defense News также отметили, что после отправки рекламации производителю самолетов компании Lockheed Martin от Агентства по управлению оборонными контрактами армии США, те в свою очередь официально ответили:
«Мы гордимся качеством своих самолетов, которые поставляем клиентам по всему миру, и оцениваем все отзывы клиентов о качестве производства и надежности деталей F-35. Мы внимательно следим за процессом сборки, и в среднем на один F-35 приходится менее одной небольшой проблемы, которые устраняются перед отправкой заказчику согласно регламенту. Также все поставляемые запасные части для наших F-35 обычно служат в два раза дольше, чем детали истребителей четвертого поколения».
В оборонном американском издании подчеркнули, что представители пресс-службы Корпуса морской пехоты отказались общаться с военными обозревателями Defense News по данному вопросу, заявив, что не будут комментировать документы, которые не были официально опубликованы пресс-центром Министерства обороны.
В Lockheed Martin, а также в Офисе объединенной программы F-35 Joint Strike Fighter отказались комментировать Defense News претензии по качеству F-35. Однако заявили, что принимают все меры для устранения проблем с новыми самолетами, поставляемыми во все подразделения армии США, пишет издание Defense News.