Я не был в Беларуси 4 года (с 2019-го) по причине непрекращающегося потока печальных событий, но в сентябре 2023-го у меня таки появилась возможность посетить два легкодоступных с Петербурга города этой страны - Борисов и Оршу. Начнём с крупного райцентра на Миньщине.
Про главные белорусские замки:
О городах Беларуси:
Витебск. Часть 1, Витебск. Часть 2, Витебск. Часть 3, Полоцк. Часть 1, Полоцк. Часть 2, Вилейка, Могилёв. Часть 1, Могилёв. Часть 2, Кобрин, Пинск. Часть 1, Пинск. Часть 2, Брест. Часть 1, Брест. Часть 2 (Брестская крепость), Новогрудок, Лида, Слоним, Гродно. Часть 1, Гродно. Часть 2
О столице республики:
Минск. Часть 1, Минск. Часть 2, Минск. Часть 3, Минск. Часть 4, Минск. Часть 5
1. Путешествовать Белчыгункой гораздо приятнее, чем на РЖД: качество спальных вагонов примерно одинаковое, скоростные поезда тоже имеются, только не Siemens, а Stadler, но вот наличие пассажирского движения на всех железных дорогах страны и такие полотенца в комплектах белья безмерно милы моему сердцу.
2. Железная дорога прошла через Борисов в 1871 году в рамках линии Москва - Брест-Литовск, однако нынешнее симпатичное здание вокзала было построено позднее, а именно в 1914-м:
3. Отличительные детали бренда БЧ:
4. В Борисове сейчас насчитывается около 140 тысяч жителей, а до революции было всего лишь 20. Нетрудно догадаться, что при большевиках тут ударными темпами развивалась промышленность, из-за чего город и разросся далеко за пределы исторического центра. Так сформировался Новый Город, сосредоточенный вдоль проспекта Революции (проспекта Трубецкого), который ведёт от вокзала в Старый Город.
На самой же Привокзальной площе присутствует, возможно, конструктивистская пошта:
5. Город впервые упоминается в летописи в 1102 году: полоцкий князь Борис Всеславич (правил в 1101-1128), возвращаясь с военного похода, решил основать поселение недалеко от современного расположения. Впрочем, спустя какое-то время оно полностью сгорело и было основано позднее уже на нынешнем месте. Здесь был заложен деревянно-земляной замочек, конечно, не сохранившийся до наших дней.
Борисов упоминается как литовский город в известном "Списке русских городов дальних и ближних" (в целом же русские города делятся там на болгарские, валашские, подольские, киевские, волынские, литовские, смоленские, рязанские, залесские и тверские). Этот факт нисколько не удивителен: с начала XIV столетия местечко входило в состав Великого княжества Литовского, а потом и Речи Посполитой (Минское воеводство).
Ансамбль площи в створе проспекта оформлен симметричными домами-воротами в духе сталинской архитектуры по подобию областного центра, только на порядок проще:
6. В 1563 году Борисов получил Магдебургское городское право, раньше Мозыря, Пинска и Даугавпилса, что говорит о его относительно высоком статусе и важном положении. В состав Российской империи он попал в 1793 году после Второго раздела Польши и стал уездным городом Минской губернии.
В одном квартале от вокзала - особенно приятный ранним сентябрьским утром городской парк. Сворачиваю туда, так как держу путь к определённому объекту:
7. Как и любой украинский, белорусский или западнорусский город, Борисов неоднократно подвергался разрушениям из-за боевых действий. Во время русско-польской войны (1654-1667) он дважды осаждался польскими войсками, в его окрестностях происходила катастрофическая для французов переправа через Березину (26-29 ноября 1812 года), но главные ужасы случились тут во время Второй Мировой. Застройка была разрушена на 50% в ходе боёв, все 10 тысяч местных жителей-евреев были замучены фашистами в Холокост. Борисов был освобождён 1 июля 1944-го. Каждый город самой пострадавшей от войны республики СССР прошёл через этот ад.
Я вообще не фанат современной скульптуры, но "Девушка с книгой" чрезвычайно удачна:
8. В задах парка - деревянный дом культуры:
9. А двигался я к исключительно ценному с точки зрения инженера объекту - водонапорной башне гиперболоидной конструкции по проекту Владимира Шухова. Это уникальное изобретение применялось позже в небоскрёбах по всему развитому миру (Башня в порту города Кобе, Япония; Сиднейская телебашня), а на территории бывшего СССР подобных сооружений различного назначения сохранилось совсем немного. Это:
- Опора линии электропередачи близ Дзержинска;
- Аджигольский маяк на Херсонщине;
- Телебашня на Шаболовке в Москве;
- Водонапорка в Краснодаре;
- Башня-первенец для нижегородской выставки, ныне располагающаяся в Полибино (Липецщина);
- Водонапорка в Миколаеве;
- Водонапорка в Черкассах;
- Водонапорка в Подольске (Подмосковье);
- Водонапорка в Петушках (Владимирщина);
- Водонапорка в Лобне (Подмосковье).
Тем удивительнее видеть "шуховскую башню" здесь в Борисове:
10. После войны Борисов из рядового уездника превратился в крупный промышленный центр, достигнув максимума населения в середине 1990-х (160 тысяч человек). Предприятий тут довольно много, но самое крупное и известное - «Борисовский завод автотракторного электрооборудования», сокращённо БАТЭ. Возможно, беларусам он известен по своей непосредственной деятельности, но я как житель Петербурга узнал о нём через футбол, впрочем, об этом позже.
В тех городах, где при большевиках проходила усиленная индустриализация, встречаются памятники конструктивизма, вот и здесь имеется несколько домов в этом стиле:
11. Хотя в основном на проспекте Революции (Трубецкого) - характерные для Беларуси лаконичные «сталинки»:
12. В прилегающих улицах много позднесоветских силикатных многоэтажек. 1970-е - 1980-е - вообще время исключительного развития Беларуси, многие их крупные предприятия, а также столичный метрополитен были построены именно в тот период, конкретно БАТЭ открылся в 1958-м.
Всё это в значительной степени заслуга руководителя республики Петра Машерова (возглавлял БССР в 1965-1980), по-настоящему любившего свою страну - сужу не по словам, а по делам. Этот человек - один из немногих советских чиновников, вызывающих огромное уважение, в том числе за участие в партизанском движении во время Второй Мировой. Все знают, что хорошего сделал для людей Машеров, а вот что полезного сделали такие "герои" советской топонимики как, например, Куйбышев, Костриков (Киров) или Калинин, неизвестно.
13. Застройка проспекта Революции:
14. Типовые послевоенные "сталинки":
15. Проспект достаточно приятен для прогулок - как и вся Беларусь:
16. Поштучно попадается дореволюционка:
17.
18. Центральная площа - композиционное ядро Нового Борисова, правда, её ансамбль довольно безликий:
19. Лишь только северная сторона украшена зданиями в духе сталинского ампира (и испорчена Ульяновым):
20.
21. Смотрю на это фото и понимаю: Беларусь - по кайфу!
22. В левом здании с фото №18 находится беларускомовная библиотека, что меня очень порадовало.
Одна из главных моих претензий к Беларуси - недостаточная охрана и использование родной мовы, ЮНЕСКО уже придал ей статус "уязвимого". Лишь около 20% беларусов говорят по-беларуски дома, и то это относится, в основном, к сельской местности. Обучение в школах и вузах, государственная и деловая деятельность осуществляется на русском, что, конечно, печально. Язык - важнейшая часть национальной культуры, нельзя так к нему относиться.
23. Чуть дальше в сторону центра - ещё одна безымянная площа с идеально отремонтированным позднесоветским ДК:
24. В окрестностях - пара осколков дореволюционного Борисова:
25.
26. За огромной автодорожной развязкой с улицей Гагарина - местный краеведческий музей:
27. Далее самом конце проспекта я свернул к пешеходному мосту через Березину, самую длинную реку, чьё течение полностью расположено в Беларуси:
28. Впрочем, по этой стране протекают также крупные Днепр (на нём стоят города Дубровно, Орша, Шклов, Могилёв, Быхов, Рогачёв, Жлобин и Рэчица), Заходняя Двина (Вицебск, Полоцк, Новополоцк, Дзисна, Дрисса, Друя) и Нёман (Столбцы, Любча, Бярозовка, Мосты, Гродна).
Видок на городской пляж:
29. Сразу за мостом попадаю на улицу 3-го Интернационала (какой смысл этого названия? Историческое - Минская), главную в Старом Городе. Её перспектива с костёлом хороша:
30. Костёл Рождества Пресвятой Девы Марии (1806-1823) необычен своей многоярусной башней:
31. В Старом Городе сохранились деревянные дома:
32. И, наконец, старая-добрая дореволюционка уездного города N:
33. Аптека в этом здании на углу с Комсомольской (Виленской) улицей размещается с момента его постройки:
34. Ещё одна «сталинка» на месте разрушенных домов:
35. Неожиданно красивый Воскресенский православный собор был построен в 1871-1874 годах по проекту Петра Меркулова:
36. Соборная площа окружена огромным рынком, располагающимся в старинных павильонах красного цвета:
37. Ещё деревянный будынок у рынка:
38. От рынка я отправился на маршрутке к стадиону футбольного клуба «БАТЭ». Дорога по местным меркам неблизкая, через весь город, по пути встретился старый Городской стадион (1959), вместимостью 5400 зрителей:
39. Также была возможность оценить здешние спальные районы:
40. В 1973 году при Борисовском заводе автотракторного электрооборудования была организована футбольная команда, которая при большевиках добилась локальных успехов (3 чемпионства БССР), но в 1984-м почему-то была расформирована.
В 1996 году по инициативе Анатолия Капского клуб был возрождён, и в следующие 22 года БАТЭ выиграл 15 чемпионств страны (с 2006-го по 2018-й - все подряд), выступал в групповом турнире Лиги Чемпионов, где обыгрывал Баварию 🇩🇪, Лилль 🇫🇷, Атлетик 🇪🇸, Рому 🇮🇹. Самое главное, что в 2010-2014 годах был построен отличный стадион очень интересной архитектуры. Все эти успехи говорят о безусловном управленческом таланте.
41. В 2018-м президента не стало, и в клубе будто бы что-то сломалось: с тех пор три вторых места, третье и пятое. Теперь большой портрет Капского висит на фасаде арены:
42. До чего же прикольные эти «пятна» на фасаде!
43. Также тут есть фан-шоп:
44. Почиллив у стадиона в сентябрьские +22, я отправился к вокзалу через обширный борисовский частный сектор:
45. На низком старте многочисленные в Беларуси ЭР9Т производства RVR (Рижского вагоностроительного завода), но я отправился в Оршу на Stadler’е:
46. Вот насколько такая цветовая гамма лучше рждшной серости!
Следующая остановка - зализничная столица страны Орша.
Друзья! Ставьте лайк, если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, если хотите получать мои статьи себе в ленту, и пишите комментарии, обратная связь очень важна для меня и мотивирует писать дальше.
Спасибо за внимание!