Найти тему
Георгий НИК

Похожий КВТК Японии для РН HIIA. Но не для Ангары А5В.

1 октября 2023 года гендиректор Центра им. Хруничева Алексей Варочко сообщил:

Что начало изготовления летного образца нового кислородно-водородного разгонного блока КВТК для Ангары А5В ожидается в 2028 году.

Но почему только летный образец этого РБ ожидается к 2028 году? Более чем через 4 года после чертежной доски. Не проще ли найти аналог на похожий водородный разгонных блок в уже летающих проверенных ракетах? И поступить также как поступило индийское космическое агентство ISRO, закупив водородный блок 12 КРБ у России для своих ракет GSLV-Mk.1 и GSLV-Mk.2+. См фото 1.

Фото 1. РБ 12 КРБ в центре Хруничева для индийской ракеты GSLV. Диаметр бака 2800 мм.
Фото 1. РБ 12 КРБ в центре Хруничева для индийской ракеты GSLV. Диаметр бака 2800 мм.
Рис. 1. Эскиз РБ 12 КРБ из журнала НПО Полет. Разрез слева и вид снизу (Вид А).
Рис. 1. Эскиз РБ 12 КРБ из журнала НПО Полет. Разрез слева и вид снизу (Вид А).

Если присмотреться к разрезу на рис. 1. То очень характерно то, что маршевый двигатель КВД-1 выглядит очень маленьким по сравнению с самим блоком.

Зарывшись в интернете и прочитав необходимые материалы, автор этой статьи нашел геометрически похожий разгонный блок КВТК для Ангары А5В. По геометрическим размерам и топливным компонентам эти блоки практически совпадают. Он используется на 2 ступени японской ракеты HIIA.

Фото 2. Слева 1 ступень РН HIIA. Справа РБ кислородно-водородный 2 ступени РН HIIA.
Фото 2. Слева 1 ступень РН HIIA. Справа РБ кислородно-водородный 2 ступени РН HIIA.

Приведем здесь эскизы на рис. 2 этих разгонных блоков, чтобы было более наглядно видно, что детали РБ геометрически почти совпадают.

Рис. 2. Кислородно-водородные РБ. Слева. Для 2 ст. РН HIIA . Справа РБ "КВТК-Двина".
Рис. 2. Кислородно-водородные РБ. Слева. Для 2 ст. РН HIIA . Справа РБ "КВТК-Двина".

Необходимо уточнить. Что справа приведен старый эскиз РБ КВТК. В новой версии подвеска маршевого ракетного двигателя RD-0146D1 у него стала облегченная. Почти такая как у LE-5В. И вес соответственно у него снизился по сравнению со старыми версиями. Однако белая межбаковая ферма подвески оболочки бака в сравнению с русским вариантом у японского выше.

По верхней части РБ Ангары я ничего не нашел. Видимо верхняя часть тоже должна быть упрощена и следовательно облегчена.

Межбаковая ферма (см. рис. 2 справа) тоже должна быть заменена на геометрически похожую как делают в японии (см. рис. 2 слева ). А лишний цилиндр в весе разгонного блока ни к чему. Тем более эта ферма будет закрыта обтекателем РН Ангара А5В.

Как бы то ни было. В РФ сейчас создают русскую версию японского разгонного блока с полностью российскими электронными компонентами и комплектующими для его оборудования. И отсюда возникает закономерный вопрос. Если технический проект на разгонный блок КВТК готов. И существует японский аналог русского разгонного блока. То существуют и японские технологии для изготовления этой версии разгонного блока.

Источники информации:

1. Журнал "Полет" 2011 года.

2. Руководство пользователя по японской ракете MHI. Февраль 2015.

Авто
5,66 млн интересуются