89 годиков исполнилось московскому метрополитену 15 мая. Возраст солидный, да и метрополитен в нашей прекрасной столице надо заметить тоже серьёзный. Конечно, среди вас наверняка есть кто-то, кто помнит этот метрополитен по 90-м годам и возможно даже по 80-м. Но для меня он начался уже в этом столетии. В детстве я бывал пару раз в столице, но это не считается. В нежном возрасте иное восприятие окружающего мира, да и не особо-то я проникся тогда подземкой. Зато в 2002 году, когда впервые оказался в гордом одиночестве в Москве местное метро я исследовал внимательно и со всем пристрастием, какое только было возможно. Стояло лето, позади остались школа и вступительные экзамены в университет, которые я сдал. Мне казалось, что я безумно взрослый и самое интересное только начинается. По поводу самого интересного я не ошибся, а вот взрослость понятие относительное. В общем, в 2002 году я подробно знакомился с метро.
Естественно тогда же я выявил, что, во-первых метро состоит не только из станций с лепниной, а во-вторых оно нереально простое. Карта, которая вызывала у меня опасения, уже через пару поездок отложилась в голове и ничего сложного, как выяснилось, в ней не было. К сожалению, я тогда ездил без фотоаппарата, и кроме воспоминаний у меня нет ничего. Снимать же то, что вижу я начал уже в 10-х годах.
Вот, к примеру, кадр ниже сделан 1 января 2014 года. Да, однажды мы с семьёй встречали новый год в поезде. В столицу прибыли ранним утром и пошли на Красную площадь. Москва 1 января оказалась неожиданно пустынной и непривычной. Хотя какое-то движение всё же в кадре имеется, как мы можем увидеть. Странно, десять лет прошло, а было будто вчера.
Часто в суете мы не обращаем внимания на то, как изящно сделаны старые станции подземки. А ведь изначально метро строилось с невиданным размахом. Оно видимо должно было символизировать мощь советской власти и то, что тяга к искусству в молодой стране тоже присутствует. С годами правда начали экономить и постепенно, роскошь из московского метро ушла, уступив место функциональности.
Пожалуй, чаще всего я бывал на станциях связанных с вокзалами. Либо «Курская», либо «Комсомольская» пользовались неизменным спросом у меня. Помню я и времена когда «Новогиреево», «Выхино», «Марьино» и «Красногвардейская» были конечными. Везде я бывал в силу разных обстоятельств. Но в качестве места, где я не ночевал, а оказывался с целью прогулки, отмечу станцию «ВДНХ». В 2001 году впервые я там оказался с другом и именно там я впервые попробовал шаурму. В родном Орле ничего подобного в то время не продавали.
Наверное, здесь можно рассказать, как я несколько раз засыпал в метро в своей юности и меня будили на конечных станциях. Можно рассказать как я, будучи юношей, перепрыгивал через турникеты. Да, такое тоже было и я не стыжусь своего прошлого. Его просто надо принять и жить с ним дальше в мире. Ведь изменить я его не смогу. Можно рассказать о десятках встреч, когда я с кем-то договаривался увидеться в центре зала. Много чего было в столичной подземке.
И хоть я сам никогда не жил в Москве, но гостем я там бывал многократно. Честно говоря, я даже не смогу сосчитать сколько же раз приезжал в самый лучший город на земле. С Москвой меня связывает многое. И друзья, и личные воспоминания и даже служить я умудрился попасть в Подмосковье. Четыре раза ездил в наряды на «Авиамоторную» охранять стоянку ФСО. При том, что просился-то я служить подальше, в Сибирь. Но вместо этого меня Родина отправила в хорошо знакомые места.
Сейчас приезжая в Москву я естественно не испытываю никакого волнения. Не испытывают его и мои дети. Для них она тоже привычна. И они попросту не знают, что можно прожить десять лет своей жизни и вообще нигде не бывать. Собственно это то, чего я боялся больше всего в юности. Отсутствия возможности сесть в поезд и поехать в столицу. И пока мои друзья покоряли моря, я предпочитал ехать в столицу. Спускался в метро на Курском вокзале и, конечно же, не представлял, как оно разрастётся через 15 лет.
Да, сейчас подземка обросла каким-то невообразимым количеством новых станций и порою оказываешься где-то и недоумеваешь. Это Москва или нет? Хотя, конечно же, Москва. Карта же современного метро наверняка меня бы ввела в ступор, если бы я не помнил, как она выглядела 20 лет назад. Тем более раз уж мне доводилось бывать на станциях, которые перестали быть конечными, то заблудиться сейчас сложно.
Несколько лет назад вычитав, что монорельс скоро будет закрыт, я естественно отправился с семьей на нём кататься во время одного из визитов. Как мы видим, ничего не закрыли, и он вполне себе работает. Тоже занятая часть метрополитена. Жаль если его всё-таки уберут.
Случайно оказался я в прошлом году и на новых станциях. Поглазел, в очередной раз подумал о невероятной скорости, с которой строят всё в столице, и посочувствовал провинции. Ведь даже в Санкт-Петербурге метро толком не строят, чего уж говорить о Самаре или Новосибирске. Но Москва в этом не виновата.
Проблема в том, что сейчас строительство станций в регионах отгрузили на местные бюджеты, которые физически не потянут такие стройки. Результаты мы с вами видим. Москва у нас единственный город, где строительство новых станций может финансироваться без дотаций из федеральных денег. И это как раз печально.
Потому я надеюсь, что однажды там всё-таки окажется достаточно станций и часть метростроителей уедет в регионы. Вы просто вдумайтесь, что сейчас в столице 263 станции и протяженность линий составляет 466 километров. Это невероятное расстояние. Примерно столько же от столицы до Курска. Впечатляющий километраж и ведь стройка продолжается. Так что осторожно, двери закрываются и следующая станция «Коломенская».
Здесь надо что-то сказать напоследок, но сказать нечего. Я просто люблю столицу и люблю метро. Это хороший вид транспорта, который удобен и комфортен. Зачем в столице машина я, честно говоря, так до сих пор и не могу понять. Ведь там есть метро, которое пришло во все мыслимые и немыслимые точки на карте. И уж москвичам точно грех жаловаться на проблемы с транспортом.
У меня же на сегодня всё. Спасибо вам за внимание и до новых встреч.