Найти в Дзене

Арктический гастробизнес: как северные сладости, напитки и супы стали двигателями туризма

Оглавление

В последние годы северные территории всё больше привлекают гостей из других регионов и стран. В перспективе российская Арктика должна стать важнейшей и неотъемлемой частью национального рынка туризма. Немалый вклад в развитие турпотока вносят местные предприниматели гастрономической сферы. В этом материале рассказываем о трёх брендах, которые помогают «делать туризм» на Таймыре.

Фото: предоставлено Ниной Федотовой
Фото: предоставлено Ниной Федотовой

Вместо предисловия

Нина Федотова, автор арктических сладостей, Сергей Сербин, идейный вдохновитель пространства «Кофе-друг», и Наталья Сидорова, основатель бренда «Супы тётушки Саване», обозначили главную цель своего дела — масштабирование. Норильчане, авторы уникальных локальных продуктов, работают сообща и вместе стремятся рассказать о гастрономических сувенирах Севера людям.

Сергей Сербин, идейный вдохновитель пространства «Кофе-друг»:

«Наша задача — сделать так, чтобы как можно больше людей узнали о нашем классном гастрономическом сувенире. И как минимум жители Красноярского края могли гордиться тем, что сделано на Таймыре, ведь это яркий продукт для народа. Арктика сейчас на подъёме, и мы тоже стремимся развивать арктический вопрос».

Предприниматели участвовали в крупных столичных выставках и фестивалях, бывали на форумах и планируют представлять свои продукты и дальше, ведь именно такие шаги со стороны норильчан помогают популяризировать родной край.

Арктические сладости

Нина Федотова — предприниматель, автор северных сладостей, которые покорили регионы России.

Собственный бизнес Нина Федотова запустила летом 2022 года, однако идея создавать необычный продукт появилась задолго до этого. Девушка долго размышляла над тем, с чего начать, и решила сосредоточиться на холодном лакомстве с северными ягодами и олениной.

Фото: предоставлено Ниной Федотовой
Фото: предоставлено Ниной Федотовой

Нина Федотова, автор арктического мороженого:

«После оформления всех документов мы наконец приступили к творчеству. Долго искали нужную рецептуру, представляли необычные новинки в Агентстве развития Норильска и администрации города, чтобы получить мнение со стороны. В результате нашли то, что нужно».

Сладкими «пилотами» стали стаканчики с морошкой, черникой и голубикой, с брусникой, три эскимо на палочке: с пищевым углём и солёной карамелью «Шахтёрское», пломбир в белом шоколаде с солью, чёрным перцем и тонкой стружкой оленины.

К юбилею Норильска и Дню компании Нина изготовила два новых вида мороженого: «Горняк» и «Металлург».

Всего за год предпринимателю удалось расширить ассортимент и покорить местных жителей и туристов необычными вкусовыми сочетаниями.

Фото: предоставлено Ниной Федотовой
Фото: предоставлено Ниной Федотовой

Арктические сладости: что нового

Нина много ездила по различным фестивалям и форумам, занималась правовыми вопросами и успела запустить новинку — арктический шоколад.

Нина Федотова, автор арктического мороженого:

«Я подумала о туристах и норильчанах, которые берут родственникам северные подарки на материк, и решила, что нужен гастрономический сувенир, который можно увезти с собой. С мороженым такое бы не сработало: доставить его в целости очень сложно. Так и родилась идея делать шоколадки».

В ассортименте — девять видов шоколада: с олениной, ягодами и печеньем, солью и перцем, лимонным конфи и ягелем. Можжевельник даёт шоколаду свежесть, «хвойность» и горчинку. Розовый перец оттеняет приятной пряностью, сочетание перца чили и брусники балансирует на грани остроты и кислинки.

Нина Федотова, автор арктического мороженого:

«Туристов такие сочетания не пугают — шоколад разбирают моментально. Люди берут по 15–20 штук, однажды женщина купила 40 плиток. Сейчас люди вообще с меньшим подозрением стали относиться к таким необычным вкусам. Даже если поначалу сомневаются, потом берут и говорят, что это вкусно».

«Кофе-друг»

Сергей Сербин — предприниматель, идейный вдохновитель пространства «Кофе-друг», создатель одноимённого интернет-магазина.

Кофе в жизни Сергея появился в 2005 году, когда наёмным сотрудником он пришёл работать в этот бизнес и познакомился с мировыми брендами — производителями кофейного зерна.

Фото: предоставлены Сергеем Сербиным
Фото: предоставлены Сергеем Сербиным

Новые вкусы и способы приготовления кофе заинтересовали Сергея, и он стал погружаться в тему, а спустя пять лет решил открыть собственный интернет-магазин с кофе, после чего понял, что хочет своё кофейное пространство.

Открылся «Кофе-друг» в 2020 году. К тому времени аудитория уже знала о проекте, ведь в течение года Сергей с партнёрами разрабатывал рецепты, проводил дегустации «для своих». Арктический кофе появился чуть позже.

Сергей Сербин, идейный вдохновитель пространства «Кофе-друг»:

«На организуемый Агентством развития Норильска гастрономический фестиваль «СЕВЕР» нужно было приготовить что-то с локальными продуктами. Тогда мы и придумали арктический кофе».

У туристов арктические напитки вызывали огромный интерес. Поэтому в «Кофе-друге» появилось три арктических напитка.

- «Северное сияние». В основе — капучино с ароматом мяты и эвкалипта, щепоткой сублимированной брусники и голубики.

- «Тундра». Капучино с северными ягодами: брусникой, морошкой и голубикой. Они придают сладость. Этот кофе более мягкий, он даёт ощущение умиротворения.

- «Северный олень». Главная экзотика. В основе — «Северное сияние» или «Тундра» с добавлением вяленой оленины.

Напитки любимы местными жителями и туристами.

Пространство кофе сейчас и в планах

«Кофе-друг» работает в коллаборации с арктическими сладостями. Предприниматели совместно разработали проект отдельной арктической кофейни, где можно попробовать шоколад и мороженое с северными ингредиентами, фирменные напитки, а также приобрести мерч и сувениры.

Сергей Сербин, идейный вдохновитель пространства «Кофе-друг»:

«В скором времени мы планируем выпустить новинку с пантами оленя. Это будут напитки на основе кофе, но с другими органолептическими качествами и успокаивающим эффектом. Это будет настоящим прорывом, особенно среди приезжих, поскольку панты — своеобразный элемент притяжения для туристов».

Кроме того, появятся чипсы из ягеля с морошкой, голубикой, а также арктический чай с ягодами.

Сергей Сербин, идейный вдохновитель пространства «Кофе-друг»:

«Мы много и старательно работаем над рецептурой наших новинок. Часами обсуждаем и дегустируем, и не зря, поскольку видим, что как местные жители, так и туристы заинтересованы в нашем продукте, а ради такого можно работать и бесплатно».

Фото: предоставлены Сергеем Сербиным
Фото: предоставлены Сергеем Сербиным

«Супы тётушки Саване»

Наталья Сидорова — предприниматель, основатель бренда «Академия таймырского фастфуда».

Бизнесом Наталья занимается совсем недавно. Только в 2023 году, после долгих лет работы в сфере культуры, основательница «Супов тётушки Саване» решила открыть собственное дело. За столь короткий срок удалось добиться небывалых успехов и покорить фирменными питьевыми супами всё Заполярье.

Наталья Сидорова, основатель бренда «Супы тётушки Саване»:

«За предыдущие годы я достаточно много концепций успела рассмотреть, в том числе и супы. Ещё на старте я понимала, что продукт востребованный, — на это мне намекнули туристы».

Гости, приезжающие на Таймыр, просили кулинарной диковинки. Местной, вкусной, быстрой.

Фото: vk.com/nsidorova1972 | Владимир Макушкин
Фото: vk.com/nsidorova1972 | Владимир Макушкин

Наталья Сидорова, основатель бренда «Супы тётушки Саване»:

«Настоящая северная кухня — это ритуал. Огонь, котёл, мясо, наваристые супы. Готовить их нужно долго и есть не торопясь, с чувством, слушая сказителя. Но не всегда в насыщенной туристической программе есть на это время».

И Наталья придумала быстрые супы из местных продуктов для тех, кто торопится. Их можно налить в стакан, быстренько выпить и бежать на экскурсию. Блюда оказались очень сытными. Гости моментально наполняются энергией для новых впечатлений и остаются довольны.

Название «Супы тётушки Саване» выбрано неслучайно. «Саване» с ненецкого — радушная, хозяйственная, гостеприимная женщина, которая всегда накормит.

Что в ассортименте

Сейчас в ассортименте несколько супов. Основные: рыбный, суп из оленины и из куропатки. Вкус последних двух неизменен, а вот вкус рыбного зависит от сезона.

Весной популярным становится суп из гуся. Это особенно сытный вариант, поскольку данный вид дичи довольно жирный. Что касается «стаканчика» из куропатки, он, напротив, диетический. За ним к Наталье специально приходят спортсмены, придерживающиеся особого режима питания.

Наталья Сидорова, основатель бренда «Супы тётушки Саване»:

«На супы люди реагируют по-разному, ведь в основном цвет блюда почти чёрный, но такова особенность мяса дичи. Я всегда говорю гостям, что надо не смотреть, а пробовать. И, пробуя, люди убеждаются, что это вкусно».

Как только аудитория расширилась и появилось много положительных откликов, возникла непредвиденная проблема. Продавать супы в стаканчиках можно было только здесь и сейчас, поскольку транспортировать и долго хранить их не представляется возможным. А людям хотелось взять их с собой, чтобы угостить родных.

Наталья Сидорова, основатель бренда «Супы тётушки Саване»:

«Я заявила свой продукт на конкурс акселератора “Большая разведка. Заполярье” Фонда “Сколково”. Шла туда рассказать о супах, но неожиданно для себя выиграла миллион на развитие проекта. Теперь я могу реализовать свои далеко идущие планы».

«Супы тётушки Саване» сегодня

«Супы тетушки Саване» — один из шести проектов акселератора «Большая разведка. Заполярье», отобранных для пилотирования. После победы в акселераторе проектом Натальи Сидоровой заинтересовались представители сетевых продуктовых магазинов Норильска. Её пригласили участвовать в гастротурах по Таймыру, где она будет проводить мастер-классы по приготовлению супов и знакомить гостей с многогранностью северной кухни. Также супами заинтересовался магазин спортивного питания, с которым предпринимательница сейчас ведёт переговоры.

Еда
6,93 млн интересуются