Найти тему
Поволжье-Транс

"Грузовики победы. Почему фашисты бросали свои Мерседесы и пересаживались на советские «полуторки»?"

Оглавление

Великая Отечественная война стала тяжелым испытанием для советского народа, но именно в те годы проявились лучшие качества отечественной техники. Среди автомобилей, внесших неоценимый вклад в Победу, особое место занимают легендарные "грузовики победы" - ГАЗ-ММ, ЗИС-5 и ЯГ-10.

Автопарк Красной армии, да и всей страны накануне войны был весьма унифицированным – полуторка «Газ-ММ», трехтонка «Захар», да пятитонка «Ярославский медведь».
Автопарк Красной армии, да и всей страны накануне войны был весьма унифицированным – полуторка «Газ-ММ», трехтонка «Захар», да пятитонка «Ярославский медведь».

ГАЗ-ММ, «полуторка»

Главным грузовым автомобилем Красной Армии накануне войны была "полуторка" ГАЗ-ММ. Простая, ремонтопригодная и неприхотливая к качеству топлива, она обладала высокой проходимостью и честно выполняла свой долг, ведомая порой неопытными водителями. Именно "полуторки" сыграли ключевую роль в организации "Дороги жизни" по льду Ладожского озера, доставляя в осажденный Ленинград продовольствие и эвакуируя жителей. Водители "полуторок" совершали настоящие подвиги, рискуя жизнью, чтобы спасти сотни тысяч ленинградцев от голодной смерти.

На ледовой трассе «Дороги жизни»  работало около 4 тысяч автомобилей преимущественно ГАЗ-ММ и, в меньшем количестве, ЗИС-5, это связанно с тем что «полуторки», были значительно легче, чем трехтонки ЗИС-5, и могли ходить по более тонкому льду реже проваливаясь.
На ледовой трассе «Дороги жизни» работало около 4 тысяч автомобилей преимущественно ГАЗ-ММ и, в меньшем количестве, ЗИС-5, это связанно с тем что «полуторки», были значительно легче, чем трехтонки ЗИС-5, и могли ходить по более тонкому льду реже проваливаясь.
Зимой 1941-42 года в блокадном Ленинграде появилась легенда, что однажды водитель заглохшей на льду Ладожского озера полуторки отогревал ее двигатель разорванным ватником, смоченном в бензине, и намотанным на руки, а после уходил от обстрела, не успев скинуть горящие тряпки с рук. Так и приехал в город, с обожженными до костей руками. И каждый, получавший блокадную пайку в 125 грамм хлеба верил, что в этом кусочке жизни есть толика муки, привезенной безымянным героем по дороге жизни на перегруженной сверх всех норм «полуторке».
Зимой 1941-42 года в блокадном Ленинграде появилась легенда, что однажды водитель заглохшей на льду Ладожского озера полуторки отогревал ее двигатель разорванным ватником, смоченном в бензине, и намотанным на руки, а после уходил от обстрела, не успев скинуть горящие тряпки с рук. Так и приехал в город, с обожженными до костей руками. И каждый, получавший блокадную пайку в 125 грамм хлеба верил, что в этом кусочке жизни есть толика муки, привезенной безымянным героем по дороге жизни на перегруженной сверх всех норм «полуторке».

ЗИС-5, «трехтонка» или «Захар Иванович»

Не меньшую роль в войне сыграл и ЗИС-5, известный в народе как "Захар Иванович". Этот трехтонный грузовик отличался надежностью, проходимостью и простотой конструкции. Когда в 1941 году Красная Армия понесла большие потери автотехники, на помощь пришла упрощенная версия ЗИС-5В, которую можно было быстро выпускать в больших количествах. Несмотря на некоторые недостатки, "Захар" зарекомендовал себя как незаменимый помощник на фронте.

ЯГ-10 «пятитонка», «Ярославский медведь»

О Ярославском грузовике гораздо меньше информации чем о других, но тем не менее он занимал важную нишу тяжелого грузовика в годы войны.
О Ярославском грузовике гораздо меньше информации чем о других, но тем не менее он занимал важную нишу тяжелого грузовика в годы войны.

Еще одним важным грузовиком военных лет стал ЯГ-10, известный как "Ярославский медведь". Этот пятитонный автомобиль использовался в качестве транспорта и артиллерийского тягача, отличаясь высокой грузоподъемностью и способностью буксировать тяжелые орудия. Хотя его проходимость оставляла желать лучшего, "Ярославский медведь" внес свой вклад в общую победу. К сожалению к середины сороковых годов все или почти все ЯГ-10 были потеряны либо списаны по выработке ресурса. Ни одна такая машина, до нашего времени , не сохранилась.

Итог

Это конечно не трофейный ГАЗ-АА, (таких фотографий не сохранилось), но факт использования советских грузовиков фашистами и их сателлитами документально подтверждён.
Это конечно не трофейный ГАЗ-АА, (таких фотографий не сохранилось), но факт использования советских грузовиков фашистами и их сателлитами документально подтверждён.

Надежность, ремонтопригодность и дешевизна производства этих "грузовиков победы" стали одним из ключевых факторов, позволивших советскому народу выстоять и победить в Великой Отечественной войне. Недаром известны случаи, когда фашисты, бросая свои дорогие и капризные Мерседесы, пересаживались на советские ГАЗы, лучше приспособленные к реалиям войны.

-6

Сегодня эти легендарные машины занимают свои места на пьедесталах памятников, а некоторые из них, отреставрированные энтузиастами, до сих пор на ходу. Они навсегда останутся символами мужества, стойкости!

Авто
5,66 млн интересуются