Великая Отечественная война стала тяжелым испытанием для советского народа, но именно в те годы проявились лучшие качества отечественной техники. Среди автомобилей, внесших неоценимый вклад в Победу, особое место занимают легендарные "грузовики победы" - ГАЗ-ММ, ЗИС-5 и ЯГ-10.
ГАЗ-ММ, «полуторка»
Главным грузовым автомобилем Красной Армии накануне войны была "полуторка" ГАЗ-ММ. Простая, ремонтопригодная и неприхотливая к качеству топлива, она обладала высокой проходимостью и честно выполняла свой долг, ведомая порой неопытными водителями. Именно "полуторки" сыграли ключевую роль в организации "Дороги жизни" по льду Ладожского озера, доставляя в осажденный Ленинград продовольствие и эвакуируя жителей. Водители "полуторок" совершали настоящие подвиги, рискуя жизнью, чтобы спасти сотни тысяч ленинградцев от голодной смерти.
ЗИС-5, «трехтонка» или «Захар Иванович»
Не меньшую роль в войне сыграл и ЗИС-5, известный в народе как "Захар Иванович". Этот трехтонный грузовик отличался надежностью, проходимостью и простотой конструкции. Когда в 1941 году Красная Армия понесла большие потери автотехники, на помощь пришла упрощенная версия ЗИС-5В, которую можно было быстро выпускать в больших количествах. Несмотря на некоторые недостатки, "Захар" зарекомендовал себя как незаменимый помощник на фронте.
ЯГ-10 «пятитонка», «Ярославский медведь»
Еще одним важным грузовиком военных лет стал ЯГ-10, известный как "Ярославский медведь". Этот пятитонный автомобиль использовался в качестве транспорта и артиллерийского тягача, отличаясь высокой грузоподъемностью и способностью буксировать тяжелые орудия. Хотя его проходимость оставляла желать лучшего, "Ярославский медведь" внес свой вклад в общую победу. К сожалению к середины сороковых годов все или почти все ЯГ-10 были потеряны либо списаны по выработке ресурса. Ни одна такая машина, до нашего времени , не сохранилась.
Итог
Надежность, ремонтопригодность и дешевизна производства этих "грузовиков победы" стали одним из ключевых факторов, позволивших советскому народу выстоять и победить в Великой Отечественной войне. Недаром известны случаи, когда фашисты, бросая свои дорогие и капризные Мерседесы, пересаживались на советские ГАЗы, лучше приспособленные к реалиям войны.
Сегодня эти легендарные машины занимают свои места на пьедесталах памятников, а некоторые из них, отреставрированные энтузиастами, до сих пор на ходу. Они навсегда останутся символами мужества, стойкости!