18,5K подписчиков

Второй раскол в христианской церкви

Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы и о христианстве. В прошлой публикации я рассказала о том, как на третьем Вселенском соборе решали, как правильно называть мать Иисуса, а еще о том, кто такие "монофизиты".

Четвертый Вселенский собор произошел в 451 г. по инициативе императора Маркиана и поддержке папы Льва I в г. Халкидон на территории современного Стамбула. Причиной стало распространение монофизитства, точнее, то что на предыдущем соборе не была “услышана” позиция папы Льва I, который в нем не участвовал, но отправлял своих представителей.

Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы и о христианстве.

Теперь же для изменений удачно сложились обстоятельства: прежний император умер, а его сестра и, по совместительству, жена нового императора Маркиана - Пульхерия была сторонницей папы.

На Халкидонском соборе Диоскор сначала был лишен права голоса, потом осужден и низложен, также осуждены Эфесский собор 449 г. и архимандрит Евтихий. Вследствие чего, участникам предстояло выработать концепцию, которая будет средней между несторианством и монофизитством. Она вылилась в учение о двух природах божественной и человеческой, которые соединились в единой ипостаси - Иисусе Христе - Боге-Cыне.

Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы и о христианстве.-2

Решения Халкидонского собора не признали древневосточные церкви, которые еще называют дохалкидонскими, т.к. увидели в учении о двух природах Христа путь к возрождению несторианства. К ним относят Коптскую православную, Эфиопскую православную, Армянскую апостольскую и другие церкви. Соответственно, они отпали от основной христианской Церкви.

Часто представителей древневосточных православных течений называют монофизитаими. Однако, сами дохалкидонские церкви оспаривают такую классификацию, как минимум на том основании, что они сами отвергают монофизитство и анафематствовали, т.е. придали анафеме - отлучили от церкви Евтихия.

Вместо этого они используют термин “миафизитство”, где “миа” означает “один”, и утверждают, что две природы божественная и человеческая слились в Иисусе в единое целое, став одной, но смешанной.

Коптская или Египетская православная церковь, по преданию, была основана евангелистом Марком около 42 г. н.э. В течении примерно 50 лет, христианство распространилось по всему Египту. А ко II в. ее прихожанами стали простые люди говорившие на коптском, для чего Священное писание было переведено на этот язык. Он стал универсальным языком коптских церквей по всему миру, сохранившимся и после арабского завоевания.

Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы и о христианстве.-3

Именно Коптская церковь считается колыбелью монашества. В III в. ее последователи ушли в пустыню для уединенного служения Богу. Их было много, там они основали монастыри, некоторые из которых существуют и сейчас. Этот пример вдохновил последователей из других ветвей христианства.

Кроме церкви, апостолом Марком, по преданию, была основана и Александрийская школа при ней. Здесь занимались богословием, естественными науками, математикой, гуманитарными науками, а слепые ученики использовали технику резьбы по дереву для чтения и письма еще в IV в., т.е. за 15 столетий до Луи Брайля.

Коптская церковь отделилась в 451 г. после Халкидонского собора, как и Эфиопская или Абиссинская церковь, которая находилась в автономии у первой до 1959 г. Согласно преданию, христианство на территории Эфиопии появилось сразу после Пятидесятницы, т.е. на 50-й день после Пасхи, когда Святой дух сошел на апостолов, о чем рассказывалось в 1 главе книги Деяний святых апостолов. Государственной религией оно стало в Аксумском царстве в IV в.

Говоря об Эфиопской церкви, отмечу, что здесь практикуется обрезание младенцев на 8 день, согласно ветхозаветной заповеди, и законы о пище, аналогичные кашруту иудаизма.

Армянская апостольская церковь - одна из самых древних христианских церквей. Ее основателями считаются апостолы Варфоломей и Фаддей из списка 12-ти, а так же Фаддей из 70-ти. Ими был поставлен и первый епископ - Закария в I в н.э. Как я уже говорила, Великая Армения первой приняла христианство в качестве государственной религии в 301 г. по официальной версии, и в 314 г. по данным научных исследований.

Мы с вами разобрались с четырьмя Вселенскими соборами, давайте на этом сделаем паузу, чтобы все хорошо уложилось в голове, а продолжим в следующей публикации.

Если у вас есть желание и возможность помочь проекту № карты Сбербанка: 2202 2002 1554 7538

В первые годы христианской истории тексты евангелистов воспринимались чаще всего «на слух». Современные люди тоже имеют такую возможность и могут делать это не только в храме, но и в любом удобном для себя месте: аудиокнига Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.

Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех

Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала

Цикл по Библии:

Анализ библейского текста - начало здесь. Ветхий завет - начало здесь, Евангелие от Матфея - начало здесь, Евангелие от Марка - начало здесь, Евангелие от Луки - начало здесь, Евангелие от Иоанна - начало здесь, Деяния святых апостолов - начало здесь, Послание Иакова - начало здесь, 1-ое послание Петра - начало здесь, 2-ое послание Петра - начало здесь, 1-ое послание Иоанна - начало здесь, 2-ое послание Иоанна - здесь, 3-е послание Иоанна - здесь, послание Иуды - начало здесь, послание к римлянам - начало здесь, 1-ое послание к коринфянам - начало здесь, 2-ое послание к коринфянам - начало здесь, послание к галатам - начало здесь, послание к ефесянам - начало здесь, послание к филиппийцам - начало здесь, послание к колоссянам. - начало здесь, 1 послание к фессалоникийцам - начало здесь, 2-ое послание к фессалоникийцам - начало здесь, 1-ое послание к Тимофею - начало здесь, 2-ое послание к Тимофею - начало здесь, послания Павла к Титу и Филимону - начало здесь, послание к евреям - начало здесь, Апокалипсис (Откровение Иоанна Богослова) - начало здесь.