Найти в Дзене
Культурология для всех

Первый раскол в христианской церкви

Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы и о христианстве. В прошлой публикации я перешла к рассказу о формировании христианского вероучения, которое утверждалось на Вселенских соборах. Успела рассказать о двух первых. Третий Вселенский собор проходил в 431 г. в г. Эфес - современная Турция. Инициаторами выступили император Феодосий II и патриарх Кирилл Александрийский. Причиной стало учение архиепископа Константинопольского Нестория, в котором утверждалось, что у Бога не может быть матери, а значит, Марию нужно называть не Богородицей, а Христородицей. Место проведения собора было выбрано неслучайно, т.к. в Эфесе Мария пребывала в последние годы жизни. Кроме того, Несторий выдвинул идею о том, что у Иисуса две природы и две ипостаси - божественная и человеческая. На тот момент, когда в городе начали собираться епископы, но прибыли далеко не все, в том числе не было и римских легатов, Кирилл принял решение начать собор, несмотря на протесты римског

Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы и о христианстве. В прошлой публикации я перешла к рассказу о формировании христианского вероучения, которое утверждалось на Вселенских соборах. Успела рассказать о двух первых.

Третий Вселенский собор проходил в 431 г. в г. Эфес - современная Турция. Инициаторами выступили император Феодосий II и патриарх Кирилл Александрийский. Причиной стало учение архиепископа Константинопольского Нестория, в котором утверждалось, что у Бога не может быть матери, а значит, Марию нужно называть не Богородицей, а Христородицей. Место проведения собора было выбрано неслучайно, т.к. в Эфесе Мария пребывала в последние годы жизни. Кроме того, Несторий выдвинул идею о том, что у Иисуса две природы и две ипостаси - божественная и человеческая.

На тот момент, когда в городе начали собираться епископы, но прибыли далеко не все, в том числе не было и римских легатов, Кирилл принял решение начать собор, несмотря на протесты римского представителя и 21 из 40 прибывших епископов.

На соборе Нестория придали анафеме. Вероятно, патриарх опасался, что большинство отсутствующих поддержат Нестория, да и банальная ревность тоже, наверное, сыграла роль, ведь на предыдущем соборе Александрийская кафедра была “подвинута” по значимости со второго на третье место.

Прибывшая позднее делегация восточных епископов под предводительством патриарха Иоанна I Антиохийского не приняла решение собора и организовала свой, на котором лишили Кирилла епископства, признали его еретиком, а остальных участников отлучили от Церкви до их раскаяния.

Александрийская делегация в ответ низложила Нестория и признала его еретиком, а так же открыто игнорировала решение предыдущего Вселенского собора о понижении статуса кафедры. Император приказал арестовать некоторых участников с обеих сторон, но Кириллу удалось бежать в Египет.

-2

Только через два года в 433 г. на Согласительном исповедании были подведены итоги Эфесского собора. Однако, более чем через сто лет в 553 г. на Пятом Вселенском соборе была закреплена победа Кирилла, фиксацией решений, которые были приняты на соборе под его руководством.

Но до этого еще далеко, а первое официальное отпадение от единой христианской Церкви произошло уже в этом историческом моменте: после Эфесского собора, отделилась Ассирийская церковь Востока, в чьих догматах указано, что у Христа две природы и две ипостаси, в отличии от ведущих конфессий, утверждающих одну ипостась при двух природах.

В 449 г. произошел еще один Эфесский собор, который принято именовать “разбойничьим”, т.к. ни одна современная конфессия его не приняла.

-3

На нем патриарх Александрийский Диоскор, желая добить несторианство и избавится от его “излишней двойственности”, провозгласил монофизитство - учение о единой Божественной природе Христа. Авторство этой концепции приписывается архимандриту Евтихию, по имени которого ее именуют евтихиа́нством.

Термин “монофизит”, в переводе с древнегреческого состоит из двух частей и означает: “моно” - “только один, единственный”, а “физис” - “природа, естество”. Это течение, утверждает, что у Иисуса Христа наличествует только божественная природа, а человеческой - нет, в отличии от основных конфессий, где признаются обе природы.

О том, что произошло на четвертом соборе я расскажу в следующей публикации.

Если у вас есть желание и возможность помочь проекту № карты Сбербанка: 2202 2002 1554 7538

В первые годы христианской истории тексты евангелистов воспринимались чаще всего «на слух». Современные люди тоже имеют такую возможность и могут делать это не только в храме, но и в любом удобном для себя месте: аудиокнига Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.

Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех

Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала

Цикл по Библии:

Анализ библейского текста - начало здесь. Ветхий завет - начало здесь, Евангелие от Матфея - начало здесь, Евангелие от Марка - начало здесь, Евангелие от Луки - начало здесь, Евангелие от Иоанна - начало здесь, Деяния святых апостолов - начало здесь, Послание Иакова - начало здесь, 1-ое послание Петра - начало здесь, 2-ое послание Петра - начало здесь, 1-ое послание Иоанна - начало здесь, 2-ое послание Иоанна - здесь, 3-е послание Иоанна - здесь, послание Иуды - начало здесь, послание к римлянам - начало здесь, 1-ое послание к коринфянам - начало здесь, 2-ое послание к коринфянам - начало здесь, послание к галатам - начало здесь, послание к ефесянам - начало здесь, послание к филиппийцам - начало здесь, послание к колоссянам. - начало здесь, 1 послание к фессалоникийцам - начало здесь, 2-ое послание к фессалоникийцам - начало здесь, 1-ое послание к Тимофею - начало здесь, 2-ое послание к Тимофею - начало здесь, послания Павла к Титу и Филимону - начало здесь, послание к евреям - начало здесь, Апокалипсис (Откровение Иоанна Богослова) - начало здесь.