Найти тему
АВТОмастер для себя

Как понять, что пора поменять ремень ГРМ и не попасть на капремонт

Оглавление

Ремень газораспределительного механизма (ГРМ) - критически важный узел в современных автомобильных двигателях. От его состояния напрямую зависит правильная работа мотора. Своевременная замена этой детали предотвращает катастрофические поломки и дорогостоящий ремонт.

Основное предназначение ремня ГРМ - синхронизировать вращение коленвала и распредвалов, обеспечивая точное открытие/закрытие клапанов для своевременной подачи топливной смеси в цилиндры и удаления отработанных газов. Этот процесс должен идеальным образом совпадать с движением поршней.

Если ремень изношен, перетерся или порвался, клапаны могут оставаться открытыми, когда поршни будут биться о них на ходу. Итогом зачастую становятся критические повреждения поршневой группы, головки блока, коленвала - вплоть до полного выхода двигателя из строя и необходимости его капремонта либо замены.

Учитывая возможные разрушительные последствия обрыва ремня, очень важно своевременно менять его в соответствии с рекомендациями производителя автомобиля. Но как определить, когда настало время замены, не дожидаясь фатального разрыва? Рассмотрим 7 сигналов, указывающих на износ ремня ГРМ:

1. Большой пробег и возраст

Ресурс ремня ГРМ зависит от нескольких факторов - пробега, продолжительности эксплуатации и условий использования автомобиля. Производители указывают примерные интервалы - обычно 60-150 тыс. км или 5-10 лет. Например, для Лады Весты рекомендуемый пробег 90 тыс. км, Фольксваген Поло - 75 тыс. км, Рено Логан - 90 тыс., Ауди А4 - 120 тыс. км.

Возраст ремня также критичен - после 5 лет эксплуатации он начинает терять эластичность и трескаться даже при небольшом пробеге. Поэтому владельцам авто, которые ездят мало, стоит держать возраст детали на контроле. А при покупке подержанной машины сразу же замените ремень ГРМ на новый, неизвестно, когда его меняли прежние хозяева.

2. Проблемы с запуском и провалы мощности

Изношенный, растянутый или плохо натянутый ремень может начать "буксовать" на шкивах, перескакивая на один или несколько зубцов и нарушая тем самым цикл зажигания. Топливовоздушная смесь будет сгорать не в нужной фазе, что проявится в виде затрудненного запуска, провалов в тяге, сильной вибрации и потере мощности мотора.

-2

Параллельно некорректная работа может привести к другим поломкам, в том числе критическим, таким как разрушение катализатора. Черный густой дым из выхлопной трубы также может указывать на проблемы с фазами газораспределения.

3. Посторонние звуки из-под капота

При износе ремень ГРМ может начать разлохмачиваться, терять целостность. На определенных оборотах вы будете слышать тикающие, шаркающие или стучащие звуки - лохмотья ремня периодически задевают кожух.

Правда, подобные звуки могут издавать не только провисающий ремень, но и неисправные ролики или водяная помпа. В любом случае, не игнорируйте эти сигналы - они указывают на необходимость диагностики и, возможно, замены всего привода ГРМ.

4. Течи масла и антифриза

Утечки технических жидкостей в районе привода ГРМ - тревожный знак. Старое масло, вытекающее из-под сальника коленвала, а также антифриз из негерметичной помпы охлаждения могут попасть на ремень. Химическое воздействие этих жидкостей ускоряет его разрушение и в итоге приведет к обрыву.

Заметив течи под капотом, не затягивайте - сразу отправляйтесь в автосервис для диагностики и замены всей системы ГРМ.

5. Визуальные дефекты ремня

Если есть доступ к ремню ГРМ, постарайтесь его осмотреть. Поставьте машину на передачу, выверните свечи и медленно проверните коленвал стартером. При наличии трещинок, потертостей или следов износа незамедлительно меняйте ремень вне зависимости от пробега.

Здесь важно помнить, что среди запчастей на нашем рынке очень много контрафакта. Даже новые, визуально исправные ремни ненадлежащего качества могут разорваться в любой момент. Дополнительный контроль их состояния - благоразумная мера предосторожности.
-3

6. Двигатель не заводится, стартер "бешено" крутится

Если мотор не заводится, а стартер очень активно прокручивает коленвал, беспрепятственно вращаясь вхолостую - это почти стопроцентный признак обрыва ремня ГРМ. В такой ситуации поршни свободно ходят взад-вперед, но клапаны не открываются из-за застывшего распредвала. Компрессия и воспламенение смеси отсутствует.

К сожалению, на этом этапе уже мало что можно сделать, кроме капитального ремонта или замены двигателя. И чем дольше вы продолжите прокручивать стартером неисправный мотор, тем больший ущерб будет нанесен.

Важное примечание: клапана гнет не на всех двигателях, и если ремень порвался не на ходу, то высока вероятность что с двигателем все будет в порядке.

7. Явные симптомы обрыва

Наконец, нельзя игнорировать такие явные признаки разрыва ремня ГРМ, как очень громкий стук и лязг при попытке запустить двигатель, характерный резкий запах горелой резины и металлическая стружка в маслоприемнике. Все это означает, что клапаны уже погнулись от ударов поршней.

В этом случае ремонт обойдется еще дороже, чем при "тихом" обрыве. А если машина новая и находится на гарантии, то официальный дилер однозначно откажет в бесплатном ремонте из-за несвоевременной замены важного расходника.

-4
Среднестатистический ремонт после разлета ремня ГРМ обойдется в сумму от 50 до 200 тысяч рублей в зависимости от марки авто и степени повреждений. Так что своевременная профилактика явно выгоднее!

Крайне рекомендуется при малейших признаках неполадок незамедлительно обращаться в сервис для диагностики газораспределительного механизма. Лучше перестраховаться и заменить ремень ГРМ заблаговременно, чем потом переплачивать за дорогостоящий ремонт.

В заключение, ключом к экономии средств и спокойной езде является своевременное обслуживание этого узла согласно рекомендациям производителя или при первых тревожных симптомах. Помните: на ремне ГРМ экономить нельзя - он охраняет ваш мотор от фатального разрушения.