Найти тему

Скопинский гончарный промысел

Скопинский гончарный промысел считает датой своего рождения 1640 год, когда в переписи населения упоминается первый скопинский гончар Дёмка Киреев, сын Бердников. Керамика, изготавливаемая в Скопине до середины XIX века, была простой и утилитарной, и от большинства гончарных центров России ничем не отличалась. Это была обычная крестьянская посуда: корчаги, горшки, кринки, бутыли для масла.

Скопинские изделия изготавливаются из светложгущихся глин, которые в природе встречаются вместе с залежами угля, и до обжига имеют тёмную окраску, а после – приобретают светлый черепок. С целью придания посуде водонепроницаемости, скопинцы использовали обвар. На светлом черепке обварной узор смотрелся особенно нарядно. Ещё один повсеместно распространённый способ обработки глиняных изделий, которым пользовались и скопинские гончары даже чаще обварки, – задымление или томление – обжиг без доступа кислорода в коптящем пламени. После этого керамика приобретала красивые бархатистые оттенки иссиня-чёрного цвета.

В середине XIX века для скопинского гончарного промысла наступает переломный момент – мастера стали применять разноцветные глазури. Со своим появлением цвет стал играть важную роль в формировании художественного образа предметов. Одновременно с этим началось освоение новых сложных гончарных форм со скульптурным украшением. Эта многочастность изделий повлияла и на способ их выполнения. Если прежде горшки, миски, кринки вытягивались на гончарном круге в полном объёме, целиком, то теперь изделия начали выполнять по частям, потом собирая, соединяя их как конструктор. Все части такого вполне «архитектурного» керамического строения должны были быть выверенными, продуманными, поддерживающими друг друга. Переход к такому производству произошёл в короткий срок, благодаря мастерству и художественному чутью скопинских гончаров, накопленными веками.

Львы, медведи, драконы и змеи, орлы и знаменитая птица скопа – стали излюбленными персонажами скопинских гончаров. В приёмах сочетания скульптурных образов с посудными формами мастера проявляли неисчерпаемую творческую фантазию и изобретательность: извивающиеся змеи выполняли функции ручек и носиков, летящая птица часто размещалась на месте перемычки от носика к горлу. Само тулово зачастую представляло фигуру животного или птицы. И даже на крышке на месте хватка зооморфные фигурки находили себе место.

-3

С годами у скопинских мастеров стала настойчиво проявляться тенденция к усложнению формы керамических изделий. Они создавали фантастические фигуры – в кумгане уже было не одно животное, а два, три; у них появлялись необыкновенные хвосты, клювы, дополнительные головы и другие своеобразные скульптурные украшения.

-4

Часто гладкие части изделия ещё украшали вдавленным орнаментом, особой гравировкой. Для украшения штампами (ещё один характерный способ декорирования скопинских изделий) каждый гончар припасал простейшие инструменты: палочки с заостренными концами, зубчатые колёсики от часовых механизмов, гильзы от охотничьих патронов. Надо сказать, что способ изготовления и декора практически не изменился до настоящего времени. Устойчивые технические приёмы изготовления изделий, сложившиеся формы и виды предметов, своеобразный характер декора, в совокупности составили единый, ярко выраженный и узнаваемый стиль скопинской керамики.

Увидеть шедевры скопинских мастеров вы сможете на нашей постоянной экспозиции «Путешествие домой. Традиционное искусство России».

До встречи в музее! Делегатская, 3

Еда
6,93 млн интересуются