Найти тему
Закреплено автором
00:05
Всероссийский музей декоративного искусства
Да чего мы там не видели?
2268 · 1 год назад
Всероссийский музей декоративного искусства
Встречайте новую тематическую «Тройку» от московского метро и Всероссийского музея декоративного искусства с изображением настенной тарелки с мотивами городецкой росписи. Как и на старинных городецких прялках, на карте «Тройка», красуется яркая птица с распахнутыми крыльями — извечным символом солнца, жизни, мира и свободы. Купить тематическую «Тройку» можно на сайте сувенирного магазина, во флагманских магазинах на станциях «Трубная» и «Маяковская», а еще на стойках «Живое общение».
11 месяцев назад
В конце 1950-х годов наступает время так называемого «Сурового стиля», ставшего ответом на правительственную директиву об «Устранении излишеств в проектировании и строительстве». Стиль объединил все направления – архитектуру, живопись, декоративное искусство. Это был уход от подробностей, обращение к более простым монументальным формам. В искусстве начинают воспеваться не «достижения» - а простые рабочие люди. В соответствии с требованием времени на тобольском промысле произошли коренные изменения, художники, в основном, стали выполнять небольшие скульптуры с мягкими объемами, плавной линией силуэта. Больше не скрывался, а наоборот показывался, сам природный материал. Камерные произведения становились своеобразными зарисовками повседневной жизни: первые шаги ребенка, игры детей, чаепитие, рыбная ловля. По восприятию эти произведения приближаются к формам природы и творениям коренных народов, как будто бы завершая один большой цикл существующего промысла и выводя его на новый уровень. Советский «суровый стиль» в мелкой пластике можно увидеть очень редко, но у вас есть такая возможность на выставке «Тобольские косторезы. К 150-летию промысла» до 16 марта!
5 дней назад
В 1930-х –50-х годах был создан ряд уникальных многофигурных композиций, насыщенных образами и действиями. Их тема– социалистические преобразования в жизни коренных народов Сибири. Давайте поближе рассмотрим одну из таких работ. «Выборы в тундре» Павла Ивановича Василькова. На основании, в углу, мы видим чум, а рядом стоит стол с представителями местной власти. Основной эмоциональный фокус сосредоточен на изображении женщины-агитатора и стоящих вокруг нее остяков, но по ходу движения взгляда мы вдруг замечаем чудесный завершающий штрих – сани с патефоном и сидящей улыбающейся остячкой с трубкой в руке, а рядом три оленя, с интересом следящих за происходящим. Легкая волна юмора, говорящая о том, что вокруг – огромное пространство, древняя и молчаливая тундра. Эти работы – целые киносценарии с готовыми персонажами, по которым можно наблюдать жизнь. Увидеть еще больше таких работ можно на выставке «Тобольские косторезы. К 150-летию промысла» до 16 марта!
1 неделю назад
Женщины в дизайне
Более века назад советскую моду создавали первые женщины-дизайнеры! Это художники-модельеры Н. П. Ламанова, Н. Макарова, Е. Прибыльская и Н. Давыдова, художники-станковисты В. Мухина, В. Степанова, А. Экстер, Л. Попова и др. Буквально конструируя целую индустрию они не только выступали с проектами костюмов, но и преподавали в школах и ВУЗах, состояли в редколлегиях журналов, выпускали содержательные статьи. «Какой должен быть новый костюм?» – ответ на этот вопрос давал альбом «Искусство в быту», разработанный Н...
1 неделю назад
Журнал мод. Комплект женской одежды «Москва» модельера Людмилы Аристовой
В марте 1990 года на обложке популярного в советское время журнала «Журнал мод» появился ватник из комплекта женской одежды «Москва» модельера Людмилы Аристовой. «Я создаю вещи не для музея. Я хочу, чтобы их носили», - говорила Людмила Аристова. По иронии судьбы или к большому счастью, работы художника оказались во многих музеях мира, в том числе бережно хранятся и в нашей фондовой коллекции. Декоративные вставки, яркая аппликация, салют из бисера и тонкий ручной труд – собранная из мелких деталей и акцентов общая композиция показывает высокое мастерство художника...
1 неделю назад
Виктор Никитич Лопатин был необычайно способным, думающим молодым художником. Он учился у выдающегося мастера Василия Ивановича Денисова, а в 1933 году начал работать в косторезной артели «Коопэкспорт». Произведения художника отличаются точной, выразительной пластикой, особым настроением, но зачастую неоднозначны. «Радиофицированный чум» - удивительная работа, за которую в 1937 году Лопатин получает диплом и Серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже. Как вы думаете, что это? Разговор о «советской нови» или же наоборот – сложное размышление о процессе вторжения цивилизации в жизнь коренных народов? Ждем вас на выставке «Тобольские косторезы. К 150-летию промысла» до 16 марта!
2 недели назад
На выставке «Советское драгоценное...» вы увидите работу художника Людмилы Успенской – панно «Сколько весит бабочка?», созданное в технике лоскутного коллажа. Перед нами волнительно-темное пространство, представленное в виде черной соты, со множеством «вставленных» внутрь образов-миров. Сначала нам кажется, что это модернистская живопись, где полка «трехмерна», а вставленный в нее образ двумерен. Подходя ближе, мы понимаем, что эти изогнутые свитки, летящие перья, блеск трубы, водоросли в аквариуме, и черепаха, и попугай – это все гениально подобранные кусочки самых обычных тканей! Используемая здесь техника поражает не меньше, чем замысел. Перед нами – «портрет сознания», который можно разгадывать вдоль и поперек, получать ответы на неоднозначные вопросы, в том числе «сколько весит бабочка?». Неприметная бабочка, которая притаилась в самом низу, определяет исход всего действия, мы можем пропасть или спастись – в зависимости от того, на какую чашу весов сядет это легчайшее существо.
2 недели назад
В 1870-х годах, когда еще совсем юный Порфирий Терентьев «за талант к художеству» был вывезен из деревни в Тобольск, тобольские косторезные мастерские только возникали. Терентьев недолго проучился у художника Михаила Степановича Знаменского и вернулся обратно. Когда же он снова попал в Тобольск, то косторезный промысел уже вовсю набирал обороты. Художник успел поработать в разных мастерских, изучая приемы. Уже к концу XIX века Терентьев стал сложившейся творческой единицей, а в 1913 году открыл собственную мастерскую. Основной вклад Порфирия Терентьева был в объемную скульптуру. Поводом для вдохновения могли послужить собственные наблюдения, гравюры и даже литературные персонажи, например, герои пьесы Максима Горького «На дне» (мастер даже бродил по тобольским ночлежкам, чтобы лучше ухватить суть горьковских босяков). Терентьев разработал тонкую психологическую манеру. Простым перочинным ножом художник прорабатывал каждую деталь, стремился к максимальному реализму, так чтобы фигурку было интересно разглядывать и по отдельности, и в ансамбле. Порфирий Терентьев – уникальный мастер, который создал целое направление, повлиявшее на остальных мастеров и закрепившее реалистический стиль тобольского промысла. Увидеть работы Порфирия Терентьева вы можете на выставке «Тобольские косторезы. К 150-летию промысла» до 16 марта!
2 недели назад
«Охотница за жемчугом» - именно это название родилось у организаторов выставки «Советское драгоценное...» из сопоставления многослойного комплекта одежды «Охота на лис» Тамары Санчес и комплектов украшений Н. Беляковой и С. Буданова. Выставка построена как ассоциативный подбор пар между работами ювелиров и модельеров 60-80-х годов, чтобы показать сам дух поисков эпохи. Тамара Санчес (в девичестве Губайдура) - представитель атаманского казачьего рода, вышедшая замуж за филолога-испанца, и прославившая фамилию мужа в текстильной промышленности. Она широко известна своей творческой переработкой народных русских техник, прежде всего, лоскутной. Комплект «Охота лис» - не самое типичное из ее творений. В своей легкой льняной вязи (юбка, кофта, мешочки, пояски, украшения, кармашки) Санчес создает одежду-образ, одежду-роль – гибкое, умное, опасное, неукротимое создание с «охотничьей», а то и «лисьей» сущностью. А рядом ювелирные комплекты, которые выделяют жемчужность и серебристость плотной бежевой вязки, где серебро как бы «схватывает» свою добычу и дает опасное сияние перламутра и жемчуга на матовых и кольчужных поверхностях.
3 недели назад
Зачем Тобольску слон, если в Тобольске есть… мамонт? И «мамонта» много. В Сибири косторезанье в европейском духе началось в XVIII веке. Бивни мамонта – это необычайно ценный, красивый и прочный материал, пригодный для изготовления самых мелких и довольно крупных предметов. Возникшие в 70-х годах XIX века косторезные мастерские отличались огромным разнообразием продукции. Часто из кости мамонта вырезались интерьерные фигурки – олени, лоси, собаки (в общей композиции с людьми), есть даже верблюд – видимо, дань экзотической моде. Фигурки очень узнаваемые, отличались реалистичностью и вместе с тем большой интимностью изображения. И удивительно то, что наряду с реальными животными тобольских косторезов вдохновляли и те, кого они увидеть не могли, чей внешний облик передавался по картинкам из учебников. Успейте посетить выставку «Тобольские косторезы. К 150-летию промысла» до 16 марта и познакомиться с работами известных мастеров!
1 месяц назад
Один из самых интересных художественных промыслов Сибири –Тобольский косторезный. Золотоносные пески Иртыша – естественный поставщик и мамонтовой кости. Местные народы издавна делали множество бытовых и ритуальных предметов. Но в XVIII веке указом Петра I Тобольск назначается столицей Сибири. Вместе с «цивилизацией» сюда пришел и запрос на изделия в европейском духе. Тобольск был столицей недолго, но за это время успел стать центром косторезного искусства национального уровня. В 1872 году Иван Ефимович Овешков – землемер и знаток края – создает первую мастерскую, где объединил отдельных ремесленников, тем самым обогатив ассортимент изделий. За ним очень быстро последовали другие. Тобольские косторезные мастерские начинают участвовать в национальных выставках, рекламировать свою продукцию, очень чутко реагировать на спрос. Их изделия теперь продаются по всей стране, отличаются громадным разнообразием: это и многочисленные бытовые предметы, украшенные скульптурной и рельефной резьбой, изображения животных, композиции на темы из жизни остяков и завлекательные вещицы-обманки для интерьера. Приходите в наш музей посмотреть на искусство тобольских косторезов!
1 месяц назад
Советское драгоценное. Авторский костюм и ювелирные украшения
Зимой 1943 года дочь знаменитого живописца Александра Осьмеркина, Таня, в гостинице Метрополь встретилась с Александром Вертинским. Шла война, советский быт был крайне скуден, а тут: гостиница, вещи удивительного качества и цвета, женщины одетые так, что единственное определение к ним подходящее было «Дама». С тех пор на вопрос «Кем ты хочешь быть?» семилетняя Таня отвечала «Дамой». Девочка стала известным модельером, и это чувство «Дамы» она сохранила во всем, что делала. В 1986 году мечта воплотилась...
1 месяц назад
Палехская миниатюра на светлом фоне! Палехская миниатюра на гальке! Трудно переоценить роль Ивана Голикова в поиске и обретении нового пути для бывших иконописцев. Недаром его называли «вождем» в новом искусстве. После запрета религии в первые годы советской власти Голиков, обучавшийся не только в иконописной мастерской Палеха, но уже и в знаменитой академии Штиглица, нашел выход, сумев обобщить опыт древнерусского и европейского искусства, западных и восточных лаков, народной самобытности и переложить всё это на язык лаковой миниатюры. Новое искусство захватило художников. Пока не было налажено собственное изготовление полуфабриката из папье-маше, Голиков и его товарищи продолжали творить на совершенно различных материалах. Вот, на светлом фоне портсигара из капа Голиков создает образ нового святого, труженика-косаря, достигающий силы многозначного вневременного обобщения. А вот на простой неровной речной гальке – Союз рабочего и крестьянина – символ-лозунг актуального времени, где союз показан в разрываемой динамике крестьянина и рабочего как бы распятых на красной звезде в окружении солдата и матроса. Голиковскую манеру отличает виртуозность техники письма, композиционные шедевры, красота и изыск колористических решений, живые, подвижные, вибрирующие плави, созвучные мыслям и чувствам мастера.
1 месяц назад